Порядок оформления ДТП без участия сотрудников ГИБДД

Порядок оформления ДТП без участия ГИБДД

Более пяти лет в России существует возможность оформления мелких ДТП без вызова сотрудников ГИБДД – по так называемому европротоколу. С августа 2014 года была проведена реформа процедуры оформления аварий в упрощенном порядке и повышены суммы страхового возмещения. Например, в два раза, до 50 тыс. руб., была увеличена максимальная сумма выплат по европротоколу, а при соблюдении особого порядка оформления ДТП, случившегося на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области и Ленинградской области, можно получить выплату до 400 тыс. руб.

Так, оформить ДТП без участия сотрудников ГИБДД можно, если:

  • ДТП произошло с участием двух транспортных средств;
  • в нем не погибли и не ранены люди;
  • в результате аварии не повреждено какое-либо имущество, кроме автомобилей участников ДТП;
  • у обоих участников происшествия есть действующий полис ОСАГО;
  • оба участника ДТП одинаково оценивают его обстоятельства и повреждения автомобилей, не имеют разногласий по виновности в аварии и согласны оформить происшествие в упрощенном порядке.

При этом следует иметь в виду, что оформлять по европротоколу имеет смысл только действительно мелкие ДТП, поскольку сумма страхового возмещения при таком порядке оформления сильно ограничена и составляет 50 тыс. руб. (25 тыс. руб., если гражданская ответственность обоих участников ДТП была застрахована до 2 августа 2014 года). Это ограничение не применяется и страховое возмещение может быть выплачено в полном объеме (400 тыс. руб.) при соблюдении следующих условий:

  • ДТП произошло на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области или Ленинградской области;
  • гражданская ответственность обоих участников ДТП была застрахована после 1 сентября 2014 года;
  • участники ДТП имеют возможность зафиксировать (с помощью технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации) и представить страховщику данные об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате аварии.

Следует обратить особое внимание на соблюдение сроков передачи информации о происшедшем ДТП в свою страховую компанию. И потерпевший, и виновник аварии обязаны сделать это в течении пяти рабочих дней с момента аварии. Кроме того, в течение 15 календарных дней (за вычетом нерабочих праздничных дней) запрещено ремонтировать или утилизировать пострадавшие автомобили без разрешения страховщика. При нарушении виновником ДТП этих условий страховая компания получит право взыскать с него всю сумму выплаты в полном объеме.

В каких случаях можно оформить ДТП без вызова сотрудников полиции, какие документы при этом потребуется оформить и какую сумму страхового возмещения можно получить, узнайте из нашей инфографики.

Нажмите на картинку, чтобы увеличить

Документы по теме:

Новости по теме:
  • Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”
  • Постановление Правительства РФ от 1 октября 2014 г. № 1002 “Об утверждении Правил представления информации о дорожно-транспортном происшествии страховщику и требований к техническим средствам контроля, обеспечивающим некорректируемую регистрацию информации”
  • Постановление Совета Министров – Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 “О правилах дорожного движения”
  • Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. № 431-П “О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств”
  • Утверждены справочники расчета расходов на восстановительный ремонт автомобиля – ГАРАНТ.РУ, 16 октября 2014 г.
  • Участникам ДТП окажут консультационную помощь по вопросам оформления аварий без участия полиции – ГАРАНТ.РУ, 14 октября 2014 г.
  • Определены правила представления информации о ДТП страховщику – ГАРАНТ.РУ, 3 октября 2014 г.
  • Утвержден новый порядок оформления ДТП – ГАРАНТ.РУ, 15 сентября 2014 г.
  • Банк России разработал методику расчета выплат по ОСАГО – ГАРАНТ.РУ, 29 августа 2014 г.
  • За незаконный отказ страховщика от заключения договора ОСАГО могут установить ответственность – ГАРАНТ.РУ, 18 июня 2014 г.
  • Общественников не устраивают предлагаемые Правительством РФ поправки в закон об ОСАГО – ГАРАНТ.РУ, 28 марта 2014 г.
  • Компенсацию за утрату товарной стоимости автомобиля хотят включить в страховую выплату по ОСАГО – ГАРАНТ.РУ, 20 февраля 2014 г.
  • Автомобилистов могут обязать брать справку из налоговой об отсутствии задолженности для заключения договора ОСАГО – ГАРАНТ.РУ, 19 ноября 2013 г.
  • Первое чтение прошел законопроект о возможности заключения договоров страхования в электронном виде – ГАРАНТ.РУ, 24 октября 2013 г.
  • Вопрос о разработке методики оценки ущерба в рамках ОСАГО может быть вынесенна рассмотрение Госдумы – ГАРАНТ.РУ, 25 сентября 2013 г.
  • Нормы об учете износа комплектующих при возмещении убытков по договорам ОСАГО могут быть отменены – ГАРАНТ.РУ, 18 января 2013 г.
  • Минфин РФ предлагает дополнить систему возмещения в ОСАГО ремонтом машины – ГАРАНТ.РУ, 9 сентября 2011 г.

Материалы по теме:

6 важных изменений в ОСАГО
Так, с 1 августа за необоснованный отказ в заключении договора ОСАГО на страховщика налагается штраф, а с 1 сентября по ОСАГО можно не только получить деньги, но и отремонтировать автомобиль.

Упрощенное оформление ДТП: эксперимент с европротоколом продолжается
Лимит страхового возмещения по ДТП, оформленному без участия сотрудников Госавтоинспекции, со 2 августа увеличен с 25 тыс. до 50 тыс. руб., но распространяется это нововведение не на всех водителей.

Смогут ли водители сами рассчитать расходы на ремонт автомобиля после ДТП?
Утверждена единая методика определения размера этих расходов для расчета страховой суммы по договору ОСАГО и справочники средней стоимости запчастей и работ по ремонту популярных в России автомобилей.

Что ждет сферу ОСАГО в ближайшее время?
Увеличение лимитов страховых выплат, электронный страховой полис, штрафы за навязывание дополнительных услуг страховыми компаниями – далеко не полный перечень изменений в этой области.

ОСАГО: конфликты и пути их разрешения
Многие вопросы в сфере ОСАГО сегодня нуждаются в пересмотре, поскольку, по мнению экспертов, взаимное недопонимание страховых компаний и владельцев автомобилей со временем только нарастает. Автолюбители недовольны низким размеров страховых выплат и отказами в их получении, страховщики же уверены в необходимости существенного повышения базовых страховых тарифов. О том, в чью пользу складывается судебная практика последних лет, применяется ли к отношениям в сфере ОСАГО законодательство о защите прав потребителей, обязаны ли страховые компании компенсировать утраченную товарную стоимость автомобиля, на сколько планируется увеличить размеры страховых сумм и какие нововведения в возмещении вреда жизни и здоровью могут появиться в ближайшем будущем, читайте в нашем материале.

Мнение:

25 июня 2014 года Комитет Госдумы по финансовым рынкам одобрил поправки в Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” и Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-I “Об организации страхового дела в Российской Федерации”. О том, какие поправки готовятся к принятию, и как они повлияют на рынок ОСАГО, – в моем материале.

Афанасьев Илья,
Управляющий партнер компании “Антистраховщик”

Инфографика:

ОСАГО в России: вчера, сегодня, завтра
Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств действует в России с 1 июля 2003 года. Какова статистика рынка страховых услуг по ОСАГО за период с 2007 по 2014 годы, какое количество страховых случаев фиксируется страховыми компаниями, какими темпами растет количество исковых заявлений к страховым компаниям и сколько из них удовлетворяется, узнайте из нашей инфографики.

Как правильно оформить ДТП без вызова ГИБДД?

Не всегда ДТП требует вмешательства сотрудников ГИБДД. Если соблюдены определенные условия, проблему можно решить самостоятельно.

Все спорные вопросы могут решиться за несколько часов. Но появится риск не получить положенную денежную компенсацию по страховке, если в протоколе будут ошибки.

Ознакомимся с порядком действий при оформлении ДТП без ГИБДД.

Изменения в законодательстве

Рассмотрим, как оформить ДТП без вызова ГИБДД согласно новому порядку, вступившему в силу с 1 июля 2017 года.

Если нет пострадавших водители должны:

  • остановиться, не менять положение транспорта или элементов аварии;
  • включить фары аварийной сигнализации;
  • расставить на дороге аварийный знак на расстоянии 15 м.

Инспекторы ГИБДД не будут выезжать на место ДТП без пострадавших. Если в результате ДТП никто не пострадал, можно не ехать в ДПС.

Можно самостоятельно решить вопросы по заполнению извещения. Вызов инспектора ГИБДД нужен, если возникнут спорные моменты между участниками ДТП.

Также необязательно участие очевидцев. Фотографий или видео с места аварии будет достаточно.

Водители могут обеспечить себе самостоятельное оформление бланка извещения, в котором нужно прочертить схему и самостоятельно обратиться в страховую компанию за денежной компенсацией ущерба.

Случаи, при которых можно обойтись без ГИБДД

Если у участников нет друг к другу претензий, если никто не пострадал, вызов ГИБДД необязателен.

Тогда водителям нужно действовать следующим образом:

  • зафиксировать все на видео или фото;
  • съехать с места аварии;
  • самостоятельно оформить извещение о случившемся;
  • если бланка с собой нет, можно приехать в ближайшее отделение ДПС и составить все документы, а сотрудники помогут в этом;
  • можно обойтись без оформления документации, если ущерб незначителен, а стороны пришли к согласию о покрытии расходов на ремонт.

Автотранспортное средство убирают с дороги, если оно мешает проехать другим участникам дорожного движения, если нет разногласий, а инцидент можно решить мирным путем.

Рассмотрим подробнее порядок оформления ДТП без участия сотрудников ГИБДД.

Что такое Европротокол?

Это процедура оформления документов о ДТП без сотрудников ГИБДД. Это бланк извещения об аварии. На его основании можно получить компенсацию по страховому полису.

Оформление по европротоколу — это возможность своими силами задокументировать случившееся и оперативно разъехаться, при этом не создавать заторов на дороге, минимизировать риск возникновения новых столкновений. Такая возможность доступна во всех регионах РФ.

Условия, позволяющие оформить ДТП по европротоколу:

  1. В ДТП участвовали только два автотранспортных средства, и оба участника имеют действующий полис ОСАГО.
  2. Пострадали только автомобили и прицепы к ним. Нет пострадавших, погибших, вред иному имуществу не причинен.
  3. У участников нет разногласий в связи с повреждениями авто. Если стороны обвиняют друг друга в произошедшем, придется вызвать ГИБДД.
  4. Размер ущерба не превышает 50 000 рублей. Если автовладелец уверяет, что такая сумма не покроет расходы по ремонтным работам автомобиля, следует вызвать сотрудников ГИБДД.

Если обстоятельства аварии не удовлетворяют этим условиям, оформлять ДТП придется в общем порядке.

Если ТС-участник аварии зарегистрирован на территории другого государства, у его владельца нет ОСАГО или КАСКО, но есть международный страховой полис «Зеленая карта», фиксировать ДТП также можно без сотрудников ГИБДД или предварительно позвонить в Информационный центр «Зеленая карта» РСА по номеру + 7 (495) 641 27 87 и проконсультироваться.

Узнаем, как правильно оформить ДТП без ГИБДД, чтобы получить страховку.

Видео: Как оформить ДТП по европротоколу?

Бланк Европротокола

Бланк должен быть оформлен правильно. Его выдают в страховой компании автовладельцу, когда тот оформляет полис ОСАГО или КАСКО.

Если его нет, можно обратиться в ближайший офис компании или посмотреть на официальном сайте компании. Также можно воспользоваться услугами справочно-правовых систем «Гарант», «Консультант».

Как правильно заполнить извещение о ДТП по ОСАГО без вызова ГИБДД? Европротокол при ДТП обязательно должен составляться бланке под названием «Извещение о дорожно-транспортном происшествии».

Документ состоит из основного листа и вкладыша, на который копируются сведения, вносимые на первый лист. После оформления лицевой стороны основной бланк отделяют от дополнительного. Каждый из этих листов обладает равной юридической силой.

Соблюдение правил оформления европротокола при аварии минимизирует риск возникновения разногласий со страховщиком при рассмотрении документов на денежную компенсацию:

  • заполняется бланк простой шариковой ручкой, разборчиво, печатными буквами;
  • не допускаются помарки и исправления;
  • заполняются все графы и поля.

На лицевой стороне указывают:

  • информацию о месте, дате аварии (если это трасса, фиксируется ее наименование, километр), времени (должно быть точным до минуты);
  • количество поврежденных машин (2), отсутствие пострадавших (другого быть не должно, иначе следует вызвать сотрудников ГИБДД);
  • данные по свидетелям аварии (если они есть);
  • точные сведения поврежденных авто, автовладельцев, лиц, которые управляли ТС в момент аварии;
  • информация о страховщике участника, номер действующего страхового полиса, срок его действия;
  • список поврежденных деталей и узлов машины;
  • схема ДТП (пункт 17).

Нет единых правил, по которым составляется схема. Но рисунок должен быть понятен, чтобы у страховщика не появилось дополнительных вопросов.

На бумагу нужно нанести положение участка дороги, где произошло ДТП, указать наименование соседних улиц, номеров домов, которые расположены поблизости, или торговых центров и иных ориентиров, светофоров, дорожных знаков, разметок и прочее.

На изображение участка схематично наносят положение ТС в момент аварии (обычно машины изображают в виде прямоугольников), обозначают их кодами «А», »В». Направление движения обозначают стрелками.

Место удара — Х. Под графическим изображением дают расшифровку условных обозначений.

В пункте 14 бланка указывают характер и перечень видимого нанесенного ущерба. Сведения следует описывать кратко и точно. Нужно следить, чтобы другой участник не добавил в этот пункт повреждений, которые не относятся к данному ДТП.

Употребляются термины: царапина, вмятина (деформация), разрыв (трещина). Скрытые повреждения выявляются на экспертизе.

В пункте 16 водители отмечают обстоятельства ДТП. Правильно отражайте маневры авто с учетом того, что:

  1. Стоянка — это не остановка. Если машина остановилась на светофоре, отмечается, что ТС «остановился на запрещающий сигнал светофора», а не «на стоянке».
  2. При обгоне одного авто другим, если машина перестраивалась с полосы, отмечается что водитель «менял полосу» и «обгонял».

В пункте 15 «Замечания» можно внести дополнительную информацию об аварии, которая не была указана в пункте с обстоятельствами ДТП.

После составления лицевой стороны ставятся подписи обеих сторон, страницы разделяют, чтобы самостоятельно оформить оборотную сторону.

На оборотной стороне каждый из водителей может описать свое видение аварии, указать, кто управлял автомобилем в момент ДТП.

В «Примечаниях» можно указать сведения о наличии дополнительной информации об аварии, которая была получена после фото- и видеосъемки.

Если бланк будет испорчен, порван, сведения на нем трудно прочитать, документ оформляется на другом банке. Все внесенные в бланк после подписания и разъединения корректировки и дополнения визируются подписями обоих участников.

Если имеются противоречия в данных, которые изложили участники ДТП, значит, характер, перечень повреждений и обстоятельства аварии вызвали разногласия.

Значит, нужно вызывать ГИБДД. Если нельзя определить обстоятельства ДТП и виновника на основании изложенного, страховщик может отказать в денежной компенсации.

Что делать после составления извещения?

Если извещение оформлено, разногласий нет, место ДТП можно покинуть и обратиться к страховщику. К заявлению прикладывается экземпляр извещения об аварии с заполненными лицевой и оборотной стороной.

Отправляется извещение страховщику в течение пяти рабочих дней со дня аварии. Ремонтировать автомобиль нельзя в течение 15 дней.

Если отремонтировать машину необходимо раньше этого срока, ТС предъявляют на осмотр страховщику и получают письменное согласие на ремонт.

Если сотрудник ГИБДД остановит машину

Сотрудник ГИБДД, увидев повреждения машины, может остановить автомобиль, чтобы проверить факт оформления ДТП.

При передаче извещения в страховую нужно взять копию документа, заверенную сотрудником страховой компании, чтобы предъявить ее сотруднику ГИБДД.

ДТП с пострадавшими

В случае ДТП водитель в обязательном порядке:

  • останавливается, не перемещает ТС;
  • включает аварийную сигнализацию;
  • выставляет знак аварийной остановки;
  • не меняет положение предметов, которые имеют отношение к аварии;
  • определяет наличие пострадавших.

Если есть пострадавшие или погибшие, водитель:

  • оказывает первую помощь;
  • вызывает скорую помощь;
  • вызывает ГИБДД;
  • фиксирует ФИО, адрес, контакты очевидцев;
  • если случай экстренный, отправляет пострадавших на попутном авто в медицинскую организацию;
  • если доставить пострадавших в больницу можно только на автомобиле участника ДТП, нужно отправить их в медучреждение, показать медработникам свои документы, вернуться на место аварии на своей же машине.

Если из-за аварии транспортный поток встал, участник:

  • фиксирует место ДТП, положение авто, следы, повреждения с помощью фото-или видеосъемки;
  • записывает данные очевидцев, если они есть;
  • убирает автомобиль с проезжей части;
  • ждет сотрудников ГИБДД.

Сотрудники полиции, прибывшие на место происшествия, фиксируют:

  • информацию об участниках аварии;
  • объяснения участников и свидетелей;
  • дополнительные сведения, которые имеют значение для выяснения обстоятельств аварии;
  • выдают справки о ДТП участникам;
  • возбуждают производство по делу о правонарушении, если таковое имеет место.

Документы для обращения в страховую

В течение пяти рабочих дней нужно обратиться к страховщику со следующими документами:

  • паспортом (если водитель — иностранный гражданин, то следует предъявить нотариально заверенный перевод паспорта (или перевод, заверенный в посольстве));
  • доверенность на автомобиль, если водитель — не собственник авто;
  • документы на право собственности имущества (свидетельство о регистрации, паспорт ТС), договор, если авто находится в лизинге/аренде;
  • справка о ДТП (форма №154), приложение к справке, если есть пострадавшие (документ должен содержать: угловой штамп, ФИО сотрудника ГИБДД, составившего справку, данные о месте, дате, обстоятельствах ДТП, номер полиса, название страховой компании, сведения об автомобилях-участниках, сведения о водителях ТС и виновнике, контакты участников, перечень повреждений);
  • протокол об административном нарушении;
  • извещение о ДТП.

Справки не нужны, если ДТП было оформлено по европротоколу.

Важная информация:

  • не подписывайте чистые бланки документов!
  • информация о свидетелях должна присутствовать в протоколе;
  • если водитель не соглашается с определением факта нарушения ПДД или размером штрафа, инспектор составляет протокол;
  • если водитель не согласен с изложенными сведениями, ему следует отметить свою точку зрения в специальной графе, зачеркнуть слово «нарушитель», подписать «водитель», дописать, что не считает себя виновником аварии.

Теперь вызывать сотрудников ГИБДД на место аварии необязательно. Если нет пострадавших, у участников нет друг к другу претензий, оформить ДТП можно самостоятельно.

Если авария отвечает определенным условиям, то оформить ее можно по европротоколу. Благодаря подробной инструкции по заполнению извещения в указанной статье, трудностей в оформлении бланка возникнуть не должно.

Видео: Как оформить ДТП без ГИБДД?

Оформление ДТП без ГИБДД

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье рассмотрено самостоятельное оформление ДТП без ГИБДД, возможность которого предусмотрена отечественным законодательством достаточно давно.

Тем не менее упрощенное оформление ДТП используется лишь небольшим числом водителей, т.к. многие просто не представляют, каким образом нужно оформлять документы.

В этой статье будут рассмотрены ситуации, в которых возможно оформление ДТП по европротоколу в 2022 году, а также особенности заполнения извещения о дорожно-транспортном происшествии.

Подготовка извещения о дорожно-транспортном происшествии

Для того, чтобы оформить ДТП без ГИБДД Вам потребуется извещение о дорожно-транспортном происшествии, которое должно выдаваться вместе с полисом ОСАГО. Предлагаю Вам прямо сейчас проверить, есть ли у Вас этот документ:

Естественно, имеющийся у Вас бланк должен быть незаполненным.

Давайте рассмотрим особенности, которые позволят понять, подходит ли извещение о ДТП для самостоятельного оформления происшествия:

1. Проверьте, на месте ли все 3 листа документа (извещение, копия извещения, инструкция по заполнению).

2. Проверьте, в каком состоянии находится второй лист (самокопирующийся). Дело в том, что со временем второй лист под воздействием высоких температур, влаги и т.п. может прийти в состояние, непригодное для использования.

3. Проверьте, является ли бланк действующим. Для этого посмотрите на нижнюю часть средней колонки бланка. В современном бланке в нижней части колонки должен быть пункт номер 18 “Подписи водителей, удостовереющие _ отсутствие _ наличие (указываются в п.7 оборотной стороны Извещения) разногласий по п. 14, 15, 16, 17”. В приведенном выше бланке пункт 18 такой информации не содержит, т.е. в настоящее время им пользоваться нельзя. Подробнее про новые бланки извещений Вы можете узнать в статье “Новый бланк извещения о ДТП с 1 июня 2018 года”.

Если Ваш бланк пришел в негодность или устарел, то следует получить новый документ в Вашей страховой компании. Бланки выдаются бесплатно и их получение не вызывает никаких проблем.

Условия самостоятельного оформления ДТП

Наверняка Вам известно, что оформление ДТП без участия сотрудников ГИБДД возможно далеко не всегда. Давайте рассмотрим условия, при которых это возможно (статья 11 1 закона “Об ОСАГО”):

  • ДТП произошло с участием двух автомобилей;
  • вред причинен только этим автомобилям (механические повреждения;
  • каждый из водителей имеет действующий полис ОСАГО.

Начиная с 1 июня 2018 года разногласия участников по поводу обстоятельств аварии и повреждений транспортных средств не являются препятствием для самостоятельного оформления ДТП. Однако при наличии разногласий нужно, чтобы хотя бы у одного из участников было специальное приложение РСА для оформления ДТП, либо хотя бы на одном автомобиле была установлена система ЭРА-ГЛОНАСС (тревожная кнопка), позволяющая зафиксировать и передать информацию о ДТП.

Обратите внимание, при оформление ДТП по европротоколу максимальная выплата страховой компании не будет превышать:

  • 400 000 рублей при отсутствии разногласий водителей;
  • 100 000 рублей при наличии разногласий водителей.

Этой суммы может не хватить на ремонт серьезных повреждений, поэтому перед тем как самостоятельно оформлять ДТП, нужно убедиться, что денег хватит на устранение имеющихся повреждений. Для этого можно позвонить в любую автомастерскую (автосервис) и уточнить примерную стоимость ремонта.

Рассмотрим таблицу, которая позволяет понять, в каких случаях возможно оформление документов без ГИБДД:

Ущерб Разногласия Наличие ГЛОНАСС
или приложения
Оформление
до 100 000 есть есть самостоятельно
нет ГИБДД
нет самостоятельно
от 100 000
до 400 000
есть ГИБДД
нет есть самостоятельно
нет ГИБДД

Естественно, для самостоятельного оформления хотя бы у одного из участников ДТП должно быть извещение о дорожно-транспортном происшествии. Намного лучше, если документ есть у каждого из водителей. При этом в случае ошибки можно воспользоваться другим экземпляром.

Самостоятельное оформление ДТП в 2022 году

С 1 октября 2022 года на всей территории России можно получить страховую выплату, ограниченную суммой 400 000 рублей.

Однако для этого должны быть соблюдены дополнительные условия. Участники ДТП должны предоставить страховщику данные, зафиксированные одним из следующих способов:

  • С помощью специального приложения союза автостраховщиков;
  • С помощью оборудования ЭРА-ГЛОНАСС, установленного на автомобиле.

Также у участников не должно быть разногласий по поводу обстоятельств ДТП и повреждений транспортных средств.

Если ни у одного из участников нет ни ГЛОНАСС, ни приложения, то можно рассчитывать на стандартную максимальную выплату в 100 000 рублей.

Порядок оформления ДТП без ГИБДД

Прежде чем переходить непосредственно к заполнению бланка извещения, нужно устно обговорить со вторым участником ДТП все детали и выяснить, нет ли разногласий.

Если разногласия есть, то следует выяснить, есть ли у кого-то приложение союза автостраховщиков или оборудование ГЛОНАСС.

Если ни того, ни другого нет, то заполнять извещение бесполезно – нужно звонить в ГИБДД. То же самое касается случаев, где нанесен вред здоровью или в ДТП участвуют более 2-х автомобилей.

Если предварительная договоренность достигнута, можно приступать к заполнению бланка извещения:

Для начала необходимо заполнить лицевую сторону документа (она на картинке). Эта часть заполняется водителями совместно. Для этого лучше всего сесть в один из автомобилей и заполнить первый лист.

Обратите внимание, что на этом листе есть как совместно заполняемые части, так и части, относящиеся лишь к одному из автомобилей (синие колонки).

Заполнять документ нужно разборчиво. При этом нужно следить за тем, чтобы информация копировалась на второй лист и при необходимости сильнее нажимать ручкой на бумагу.

Все графы рекомендую заполнять печатными буквами. Оставшиеся незаполненными места следует прочеркивать, чтобы исключить добавление лишней информации.

После того, как лицевая сторона извещения заполнена совместными усилиями, следует разделить бланк. Каждый из водителей должен подписать как первый экземпляр, так и второй. Рекомендую оригинал передать водителю, который будет обращаться в страховую за выплатой. Хотя в целом это и не имеет значения.

Что касается оборотной стороны, то заполнить её можно самостоятельно и необязательно делать это на месте ДТП. Гораздо удобнее дооформить документ дома в спокойной обстановке, проконсультировавшись, например, со знакомым юристом или на форуме pddclub.ru.

При заполнении оборотной стороны следует обратить внимание на графу “обстоятельства ДТП”. Если Вы в ДТП невиновны, то не следует в графу писать лишнего о своих действиях. Лучше подробнее опишите пункты правил, которые нарушил второй участник ДТП.

Если информация не умещается на обратной стороне листа, то к документу можно приложить дополнительный лист бумаги. При этом в самом извещении нужно сделать отметку “с приложением”.

После того, как документ заполнен, нужно обратиться в свою страховую компанию с заявлением о страховой выплате, к которому и следует приложить извещение.

В целом, оформление ДТП без ГИБДД – довольно удобная процедура, однако она до сих пор не приобрела популярности у водителей. И основная причина этого состоит в том, что далеко не каждому понятно, как заполнить европротокол. Кстати, если Вам понадобится помощь при самостоятельном оформлении ДТП, Вы всегда можете обратиться к третьему листу извещения, на котором расписаны основные моменты.

Ну и последнее. Если Вы не уверены, что сможете правильно оформить европротокол, то звоните ГИБДД. В этом случае придется потерять несколько часов, однако ошибка при оформлении извещения может лишить Вас ремонта по страховке.

Оформление ДТП без вызова ГИБДД: новые правила в 2022 году и советы юриста

Постоянно растущее количество автотранспортных средств на дорогах крупных российских городов и реформа МВД (сокращение штатного состава) привели в 2015 году к изменениям правил оформления дорожно-транспортных происшествий. В условиях напряжённого дорожного трафика (особенно в часы пик) любое небольшое столкновение автомобилей, вызывало парализацию движения. Ведь по старым правилам водители не имели права покидать место происшествия до приезда наряда ГАИ, т.к. за это грозило лишение прав.

Вот и стояли участники ДТП, оформление которого должен осуществить прибывший по вызову экипаж ГИБДД, долгими часами, создавая существенные проблемы городскому движению. Хоть и повреждения несущественные и ОСАГО у всех в наличии, а уехать нельзя. С 1 июля 2015г (в последующем вносились лишь незначительные изменения) этот порядок изменился. Теперь в ПДД обозначены случаи, когда участники аварии могут разъехаться, не дожидаясь инспектора ГИБДД, или даже не обращаться к правоохранителям вовсе.

Когда можно не обращаться в ГИБДД?

Для действий по самостоятельному оформлению ДТП (без привлечения ГИБДД) есть масса возможностей. Главное, чтобы ДТП не затронуло людей, а отразилось только на состоянии машин.

Чтобы разобраться в вопросе более подробно, для начала рассмотрим, каков порядок действий при ДТП согласно действующим на сегодня (2022 г.) правилам. Он (порядок) устанавливается п.2.5, 2.6 и 2.6.1 ПДД. Эти правила гласят, что человеку, находящемуся за рулём, при попадании в ДТП первым делом необходимо:

  • остановиться и заглушить машину;
  • сообщить окружающим об опасности нажав кнопку «аварийки»;
  • обозначить место аварии с помощью специального знака.

Далее водитель обязан:

  • проверить состояние людей, попавших в аварию, в случае, если есть пострадавшие – вызвать медиков и правоохранителей (единый телефон службы спасения – 112);
  • если нужна экстренная помощь – организовать её. Отправить раненых на попутке в расположенное рядом медучреждение или отвезти самому;
  • после доставки раненых, вернуться на место аварии.

Если со здоровьем все обошлось благополучно, и пострадало только «железо», то в действие вступает п. 2.6. Он даёт участникам аварии четыре варианта возможных действий. При этом они должны освободить проезжую часть (если пострадавшие ТС, создают помехи движению), предварительно проведя фото-видео фиксацию места аварии. Сняв положение ТС на дороге, тормозной след и прочие факты, позволяющие установить обстоятельства ДТП.

За невыполнение требования правил по освобождению проезда, водителям может грозить штраф размером в 1000 рублей.

Четыре варианта действий при ДТП без пострадавших

Вариант 1. У водителей, управлявших столкнувшимися а/м, нет общего мнения на причины произошедшего (по виновности в случившемся), на размеры нанесённого ущерба и прочее. В этом случае необходимо собрать данные (Ф.И.О., плюс контакты) свидетелей и позвонить в дежурную часть (связаться с представителем ГИБДД). Должностное лицо, на основании полученной информации примет решение о направлении к месту аварии экипажа (если информация со слов непонятна и требует дополнительного изучения). Либо укажет адрес отделения (или поста), в который участникам инцидента надо подъехать для оформления. Как правило, предлагается проехать в отделение. В этом случае, участникам перед поездкой надо нарисовать схему аварии, сделать видео и фото автомобилей, следов и прочих фактов, связанных с происшествием.

Группа разбора в отделе ГИБДД исследует обстоятельства дела, определяет, кто виноват и составляет протокол и выносит постановление. Справку о ДТП, по принятому в 2017 г. регламенту, более не выдают (только протокол и постановление). Именно эти документы пострадавшая сторона предоставляет страховщику для обоснования своего права на возмещение.

Вариант 2. Среди участников инцидента нет разночтений в оценке того, кто виноват в произошедшем, и характере повреждений. Но, при этом, столкнулись более чем два ТС, не у всех участников актуальные ОСАГО, кроме того, есть ещё ряд препятствий для применения «Европротокола». В данной ситуации, тоже придётся обращаться в ГАИ. Как и в предыдущем варианте — позвонить в дежурную часть и получить адрес, по которому можно ехать для оформления. Предварительно подготовив схематическое изображение ДТП, произведя фото и видео съёмку.

Вариант 3. «Полюбовный». Когда ущерб мал (и компенсируется на месте), а третьи лица никак не пострадали, правила разрешают никуда не сообщать и ничего не оформлять. То есть на вопрос, о том нужно ли вызывать ГАИ при незначительном ДТП, законодатель даёт прямой отрицательный ответ.

Вариант 4. Европротокол. Самый продвигаемый современными властями и правозащитниками вариант разрешения ситуации с ДТП. По мнению представителей силовых органов, полностью отказаться от услуг по участию ГИБДД в оформлении аварий, в которых присутствует только материальный ущерб, не позволяет факт того, что ДТП, как правило, является нарушением ПДД. Некоторые из нарушений влекут за собой наказание по КоАП РФ, а это зона ответственности силовых структур.

Каким образом можно самостоятельно оформить ДТП?

Действия

Участники движения по дороге должны при себе иметь полиса страхования. К этому акту прикладывается извещение о том, что человек попал в аварию.

Согласно отзывам документ имеет три листа:

  1. Сам бланк извещения. Он имеет установленную форму.
  2. Бланк, которые обладает свойствами самокопирования. Он отражается на втором листе.
  3. Инструкция относительно заполнения акта.

В средней колонке рассматриваемого документа имеется 23 пункта. Такие правила установлены на сегодняшний день. Если у участников устарела форма документа – они могут обратиться в страховую компанию, чтобы получить новый акт. Выдавать его будут на бесплатной основе.

Написать следует и про то, каков порядок действий в настоящее время относительно того, как оформить дорожное происшествие без обращения к сотрудникам ГАИ. В первую очередь два участника аварии должны остановить автомобили, чтобы иметь возможность расставить на дороге знаков аварийной остановки. Такой знак должен иметься у каждого водителя. Также требуется включить аварийную сигнализацию на машине. Правильным будет совершение действий именно в таком порядке.

Далее реализуются действия, связанные с привлечением иных участников происшествия к тому, что произошло. К примеру, регламент предусматривает то, что проводится осмотр транспортного средства и определение причинённого автомобильному средству ущерба. В данной ситуации такая цена устанавливается примерно, что связано с отсутствием у участников аварии возможности и знаний для определения точной суммы.

Самый простой ответ – далее можно действовать согласно установленным правилам, при условии, что автомобильному средству причинён незначительный вред. Попадать сюда же будут действия, связанные с выяснением всех обстоятельств случившегося. Также устанавливается, кто из участников является виновным в произошедшем. Когда отсутствуют разногласия между автомобилистами – происходит переход к следующему этапу действий.

Служба указывает на то, что требуется провести проверочные мероприятия относительно документации участников. В частности, обращается внимание на то, оригинален ли полис и действителен ли он. Отразить следует, что день прекращения действия страховки должен выпадать на период после возникновения аварийной ситуации. Проверка подлинности представленной информации производится посредством использования официального портала РСА.

Скачать бланки, которые требуется заполнить при возникновении аварии можно с интернета. Если второй участник будет скрываться после случившего – требуется обратиться в постовую патрульную службу либо просто позвонить в отделение полиции. Чтобы избежать возможных недоразумений – требуется собрать контактные данные других участников передвижения. Это относится к тем лицам, которые стали свидетелями аварии.

Требуется провести фиксацию произошедшего с помощью фото или видеозаписи. Специалисты указывают на то, что сфотографировать необходимо то, как на дорожном полотне расположены средства передвижения. Отражаться должна и общая среда, где случилась авария. Учитываться должно расположение обломков на участке дороги, это касается тех частей, которые отлетели от машин во время столкновения. Чистым полотно редко бывает при аварии, в том числе следует указать наличие следов, возникших во время торможения.

На фото должны отражены быть повреждения, имеющиеся на автомобилях. Это касается как авто виновника, так и того, кто является пострадавшей стороной. Если есть ямы на дороге – это также отражается при фиксации. КАСКО и ОСАГО предусматривают, что сфотографировать нужно государственные номера на автомобиле и их ВИН номера. Если авария случилась в январе или другом месяце – требуется отразить информацию о дате и времени совершения аварии и сведения о машине свидетелей.

Чтобы не мешать другим участникам передвигаться по дорожному полотну – требуется убрать автомобили. Если участники происшествия не исполняют предписанную обязанность – на них налагаются меры воздействия, которые выражены в штрафной санкции. Её размер равен одной тысяче рублей. Данные правила прописаны в административном законодательстве. Также требуется поставить в известность о дорожном происшествии страховую фирму, с которой заключён договор. В большом количестве случаев предусматривается оповещение страховщика посредством использования телефона. Найти его можно на бланке самого страхового полиса.

Также автомобилистам потребуется самостоятельно заполнить и подписать приложенное к полису извещение. Когда автомобилисты своими усилиями оформили случившееся – пострадавшая сторона может обратиться в страховую компанию, чтобы получить возмещение за причинённый вред его авто. На совершение указанных действий законодатель отводит период, равный пяти дням.

Чтобы выплата была произведена – нужно к рассматриваемому извещению приложить написанное заявление, где отражена просьба о производстве выплатных действий. На протяжении пятнадцатидневного периода после того, как автомобиль побывал в аварии – разрешается проводить ремонтные мероприятия только при наличии согласия страховщика. Такое согласие выражается в письменной форме. Если это правило не соблюдено – есть риск, что страховая не выплатит причитающиеся компенсации.

Извещение

Когда реализуется процесс самостоятельного оформления документации при попадании в аварию – автомобилистам потребуется также заполнить извещение. Зачастую у владельцев машин возникает много вопрос по данному поводу, несмотря на то, что акт предполагает наличие инструкции. Требуется знать, как правильно внести данные в рассматриваемый документ, чтобы в последующем не было проблемных моментов со страховой компанией, где заключён договор.

Последовательность действий в такой ситуации представлена таким образом:

  • изначально требуется внести информацию на лицевую сторону указанного акта;
  • указываются данные, носящие регистрационный характер относительно автомобильных средств.

Первые восемь позиций в документе не трудно заполнить, они располагаются вверху акта. В них отражается информация относительно того, когда произошёл аварийный случай. Отражается день и время происшествия. Также вписывается информация об участниках ДТП. Также вносятся данные, которые необходимы для такого акта. Регистрационные данные прописываются о двух участвующих в аварии средствах передвижения.

В том числе отражаются сведения о марках и модели средства передвижения. Отражаются данные и о регистрационных знаках, свидетельства, выданного после регистрации транспортного средства. Информация указывается о лице, обладающем правомочиями собственности на авто. Требуется указать информацию о страховой компании, с которой заключён договор.

В месте, где есть рисунок – отражается участок авто, куда пришёлся удар. Допускается обозначение в виде стрелки. Требуется обратить особое внимание на заполнение пункта относительно причинённого вреда автомобилю. Специалисты рекомендуют подробно описать полученные повреждения автомобилем. В том числе, нужно использовать слова, такие как деформация, вмятина, царапины и прочее. То, насколько правильно отражена информация – сказывается на размере страховой выплаты.

Некоторые положения рассматриваемого акта заполняются посредством использования галочек и прочих обозначений. В таком случае следует уделять особое внимание на правильность обозначения, так как в противном случае это скажется на размерах выплаты и вообще возможности получить её. Указывается также то, что при наличии существенных дополнений – следует отразить их в отдельном пункте документа.

В пункте, который отражён под номером 17 – следует отразить схему относительно случившегося инцидента. В частности, указывается информация о том, какие контуры присущи дорожному покрытию, какие улицы прилегают к месту аварии, указывается информация о том, какое направление присуще каждому авто, участвующему в аварии. На схему также наносится дорожная разметка, знаки, установленные на обочинах, а также иные сведения, которые имеют отношение к рассматриваемой ситуации.

Далее каждый из участников аварии заполняет своими усилиями. Стоит обратить внимание на то, что она в полной мере повторяет те сведения, что отражены на лицевой стороне. Оригинал указанного акта забирает с собой тот водитель, кто является пострадавшей стороной в аварии. Человек, который заполнял оборотную сторону – должен поставить там свою подпись.

Источники:
http://pravo-auto.com/oformlenie-dtp-bez-gibdd-poryadok-dejstvij/
http://pddmaster.ru/dtp/oformlenie-dtp-bez-gibdd.html
http://autoizakon.ru/dtp/oformlenie-dtp-bez-vyzova-gibdd
http://autotonkosti.ru/q/kak-oformit-dtp-po-novym-pravilam-s-evroprotokolom-bez-gibdd-ili-s
http://82.xn--b1aew.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BD/Pravovoe_informirovanie/Pamjatki_dlja_grazhdan/%D0%B4%D1%82%D0%BF-%D0%B1%D0%B5%D0%B7-%D0%B3%D0%B8%D0%B1%D0%B4%D0%B4
http://avtoved.com/dtp/info/oformit-bez-vyzova-gibdd
http://gibddgid.ru/prikazi-ukazaniya-mvd/pamyatka-dtp.html

Ссылка на основную публикацию