Виды и типы тахографов

Виды тахографов, допущенных к применению

Контрольные устройства необходимы для слежения за работой водителя, осуществляющего грузоперевозки. Установка этих приборов в кабину автомобилей, относящихся к определенным категориям (N2-3, M2-3), стала обязательной с июня 2016 года. Какими бывают тахографы и что за принцип лежит в работе устройств разных типов?

Виды приборов и их типоразмеры

Самые первые модели были аналоговыми: необходимая информация (параметры автомобиля, скорость движения машины) наносилась на бумажные диски. Они были покрыты краской и защищались прозрачным пластиком. На нем изображались символы и шкалы. Процесс фиксации данных происходил следующим образом: игла бортового самописца надавливала на тахокарту: под ее воздействием проступала краска и появлялись запрашиваемые сведения.

Размер таких приборов был разным: выпускались и круглые, и прямоугольные контрольные устройства. Первые занимали место спидометра, вторые могли устанавливаться на передней панели вместо магнитолы или помещаться в специальный короб для монтажа.

Аналоговые тахографы обладали несколькими недостатками. В их числе:

Слабый уровень защиты данных: водители могли исправить или скорректировать информацию на диске.

Сложности, возникающие при считывании сведений, их анализа для определения подделки.

Входящие в состав аппарата механические части уменьшали надежность аппарата, становились причинами частых поломок.

Установка аналоговых тахографов на транспортные средства была запрещена еще в 2006 году.

Еще один вид приборов – цифровые контрольные устройства. Они работают со специальными носителями – картами, на которые фиксируется вся необходимая информация. Сведения могут храниться в течение года.

Достоинства подобных аппаратов:

Все данные надежно защищены от удаления или подделки.

На цифровом тахографе происходит накопление и сохранение информации о водителе и ТС за 365 дней.

Легкий режим шифровки и дешифровки сведений.

Отсутствие механических узлов становится гарантией надежности устройства.

Размер этих приборов не отличается от габаритов магнитолы. Они могут устанавливаться в специально отведенное для контрольных аппаратов место на передней панели автомобиля. Следует помнить о том, что оборудование должно располагаться рядом с водителем, чтобы тот мог увидеть всю информацию, выводящуюся на монитор и дотянуться до клавиш для управления тахографом.

К этим устройствам могут подключаться специальные блоки, использование которых значительными образом расширяет функционал аппаратов.

Средство криптографической защиты данных или СКЗИ (НКМ). Это приспособление обладает встроенной памятью и запрограммировано на шифровку и дешифровку поступающей информации. Все действия водителя мгновенно фиксируются. Использование этого модуля помогает защитить сведения от подделки или удаления.

GPS-приемник помогает определить местоположение транспортного средства во время пути.

GPRS -модем – дополнительное приспособление, которое позволяет осуществлять беспроводную связь тахографа с ПК организации, производящей грузоперевозки. Таким образом могут передаваться важные данные или сигналы, свидетельствующие о возникновении аварийной ситуации.

Термопринтер – специальный прибор, необходимый для распечатки данных. Он может использоваться только со специальной бумагой, меняющей цвет при нагревании.

Виды тахографов

Возросшие объемы перевозок автотранспортом, в особенности, международные, выявили необходимость в контроле за находящимся в рейсе транспортом, его техническим состоянием и режимами эксплуатации, а также за режимом работы водителей. Результатом стали введенные правила ЕСТР, обязывающие оснащать транспортные средства категорий N2, N3, M2, M3 тахографами. В России обязательная их установка началась с 16 июня 2010 г. Что же это за устройства, и какие бывают?

Виды и типоразмеры тахографов

Аналоговые

Исторически первые тахографы были аналоговыми, т.е. запись всех собираемых этим устройством параметров производилась на специальные диски, изготавливаемые из спецбумаги, покрытой слоем краски, слоем белого оксида цинка и закрытой прозрачным пластиком с нанесенными шкалами и пиктограммами. Во время работы игла самописца рисует на этом диске, продавливая белый слой и заставляя проявиться краску.

Данные устройства производились разных типоразмеров: круглые, прямоугольные. Первые могли устанавливаться вместо штатного спидометра, расширяя тем самым функционал заменяемого прибора фиксированием параметров работы автомобиля и водителя. Вторые имеют типоразмер 1DIN, т.е. соответствуют размерам обычных автомагнитол, и могут устанавливаться в их штатное место.

Одними из недостатков этого вида приборов являются:

  • Слабая защита от умышленного искажения информации.
  • Трудоемкость считывания, анализа данных и выявления подделки.
  • Наличие механических частей не лучшим образом сказывается на надежности аппарата.

С 2006 года этот тип тахографа выведен из эксплуатации и не может устанавливаться на автотранспорт. На его смену пришел новый вид устройств.

Цифровые

Данный вид тахографов использует персональные СМАРТ-карты водителей, на которые записывается вся информация, отражающая режим их работы и отдыха. Одновременно информация хранится в самом тахографе. Данные сохраняются в течение 365 дней, а каждые 4 недели накопленные данные передаются на предприятие.

Говоря о преимуществах этого вида тахографов, можно упомянуть:

  • Защищенность записываемых данных от подделки и влияния извне на фиксируемые параметры работы транспорта и водителей.
  • Возможность хранения большого объема данных, накапливаемых в течение года.
  • Более легкий режим считывания и обработки данных.
  • Надежность самого устройства, т.к. в нем практически отсутствуют механические узлы.

По размеру эти устройства соответствуют автомагнитолам размером 1DIN, поэтому могут устанавливаться в предусмотренное для них место, если конструкция автомобиля изначально не предусматривает использование тахографа.

Еще одно достоинство цифровых тахографов, как и любой подобной техники – это возможность расширить функционал устройства за счет дополнительных возможностей, например, сбора большего количества данных, автоматизации некоторых процессов и т.д. В зависимости от модели и комплектации, цифровые тахографы могут различаться наличием или отсутствием некоторых блоков, новых возможностей.

Классификация тахографов

Цифровые тахографы, в отличие от аналоговых, могут быть укомплектованы следующими блоками:

  • Блок СКЗИ (средство криптозащиты информации). Напоминает блок ЭКЛЗ, устанавливаемый в кассовые аппараты. Он имеет энергонезависимую память, шифрование данных и сохраняет копию всех записываемых тахографом параметров, что повышает защиту от возможной фальсификации данных.
  • Приемник GPS/ГЛОНАСС. Система спутникового позиционирования, позволяющая фиксировать местоположение автомобиля на протяжении всего рейса.
  • Модем GPRS. Необязательный блок, позволяющий использовать беспроводной способ связи с главным компьютером компании, например, для передачи данных, если подошел срок для этой операции или по мере необходимости.
  • Принтер. Позволяет распечатывать результаты работы водителя для контроля. Вся эта информация содержится в тахографе.

Существует 2 вида тахографов: сертифицированные для использования в странах ЕС и допущенные к применению в РФ; устройства, оснащенные блоками ГЛОНАСС и СКЗИ для применения на территории РФ. В «европейских» вариантах, с которыми, кстати, возможен выезд за пределы России, этих блоков (СКЗИ и геопозиционирования) нет, в результате чего стоят они меньше.

Модели тахографов, разрешенные к эксплуатации

Моделей этих устройств, разрешенных к применению, не так много. Если говорить о цифровых вариантах, то из зарубежных тахографов к установке и эксплуатации допущены:

  • DTCO 1381 производства Continental (ранее Siemens).
  • SE5000 компании Stoneridge. Одно из наиболее распространенных устройств.
  • Efkon-3 (4) австрийского производства компании Efas. Отличительная особенность – отдельный принтер, что повышает надежность, т.к. печатающее устройство – единственное, которое имеет механические движущиеся части, и при выходе его из строя нет надобности менять весь тахограф. Достаточно заменить только принтер.
  • SmarTach STDII компании Actia.

Тахографы, разрешенные к использованию только на территории РФ, и оснащенные дополнительными блоками, согласно российскому законодательству: «Штрих-Тахо RUS», «Меркурий ТА-001», «КАСБИ DT-20», «ТЦА-02НК», «Атол Drive 5», DTCO 3283, EFAS V2 RUS

Тахограф – устройство, ставшее обязательным к применению на автомобилях с общей массой более 3.5 тонн, или перевозящих более 8 пассажиров. Установка аналоговых приборов не разрешается, но их эксплуатация допустима до 1-го января 2018 года. Этот прибор позволяет контролировать режим работы водителя, регламентировать время работы и отдыха, следить за соблюдением скоростного режима, и, в конечно счете, непосредственно участвовать в снижении аварийности, сохранении жизней и грузов.

Виды тахографов

Тахограф это устройство которое устанавливается на транспортные средства и предназначено для отслеживания и регистрации режимов труда и отдыха водителей ТС.

Сама идея устройства которая позволяла бы осуществить контроль за наемными рабочими и транспортными средствами возникла в Европе, в пик развития автомобилестроения и развития грузоперевозок. Функционал первых тахографов был минимальным и сводился лишь к фиксации пройденного пути и скорости, относительно времени. Именно по причине использования отправной точки в виде времени, первый тахографы производились часовыми мастерскими, и это логично т.к. часовой механизм и был основой первого устройства.

Постепенно требования к тахографам менялись и увеличивались, и все пришло к тому что современное устройство это прибор для обеспечения безопасности дорожного движения и контроль работы ТС со стороны владельца автопарка. Это требование появилось из-за того, что основная масса всех аварий с участием коммерческого автопарка вызвана усталостью водителя и его невнимательностью, которое тоже является следствием усталости. Также тахограф позволяет уровнять всех перевозчиков в части честной конкуренции.

Любое устройство меняется с учетом прогресса и подстраивается под условия эксплуатации, так и тахограф давно перестал быть аналоговым устройством которое было легко обмануть. Современный цифровой тахограф практически невозможно обмануть и манипулировать его данными. Если установка произведена по всем нормам, то обмануть тахограф просто не реально. Даже если и удастся фальсифицировать данные, то любое вмешательство будет сразу выявлено во время проверки.

Обман тахографа, его отключение и использование ТС без него влечет за собой штраф, и в зависимости серьезности вмешательства и страны где выявили нарушение будет зависеть сумма штрафа. К примеру в Испании штрафы колеблются от 400 до 6000 Евро! В России штраф за отсутствие тахографа 5000 рублей, но имеется тенденция к его увеличению и ужесточению правил эксплуатации тахографа.

Обязательность требования установки тахографов на транспортные средства уже несколько лет является серьезной проблемой, особенно, для транспортных компаний. Когда речь идет об оснащении телематическими устройствами десятков, сотен автомобилей, вопрос выбора между системами СКЗИ или ЕСТР актуален. Экономия может измеряться миллионами рублей.

Для крупных компаний, гараж которых насчитывает несколько сот единиц коммерческой техники, тахограф ТЦА-02НК исполнение У станет отличным средством экономии бюджета. Этот прибор отличается самой низкой среди конкурентов стоимостью. При этом он полностью отвечает современным требованиям безопасности и оснащен блоком СКЗИ. Функции Тахограф ТЦА-02НК предназначен для осуществления следующего набора функций: вычисление времени движения; вычисление и регистрация […]

АТОЛ Drive Smart – самая современная модель цифрового тахографа от ведущего российского производителя. В сентябре 2015 года она была внесена в реестр рекомендованных «Росавтотрансом».

АТОЛ Drive 5 – современный цифровой тахограф, который был разработан с учетом мирового опыта в тахографии и соблюдением требований законодательства России. Атол полностью адаптирован к работе в условиях жаркого отечественного лета и холодных зим (диапазон температур в пределах -40 — +70 градусов).

Чтобы ответить на часто задаваемый вопрос — какой тахограф устанавливать, рекомендуем воспользоваться первоисточником, официальным представительством Минтранса России — агентством Росавтотранса.

Тахограф «EFAS V2 RUS» с блоком СКЗИ последним (на данный момент) был включен в перечень тахографов, устанавливаемых на территории РФ Росавтотранспорта. Соответственно он полностью удовлетовряет требованиям приказу Минтранса России от 13 февраля 2013 г. № 36. Помимо датчика скорости данные о движении ТС в тахограф EFAS V2 RUS может получать и на основании встроенной антенны […]

На сегодняшний день в списке допущенных тахографов с СКЗИ для установки на транспортные средства согласно 36 Приказа Минтранса 7 устройств, 2 из них «Инкотекс», «Штрих», «Касби», VDO от Continental и не так давно появилась «черная лошадка» на рынке тахографии «Атол» Drive 5.

В полку тахографов с СКЗИ прибыло, ФБУ «Росавтотранс» одобрил и внес в список новое устройство контроля режимов труда и отдыха. Drive 5 от компании Атол это цифровой автомобильный тахограф прошедший сертификацию и соответствующий всем требованиям российского законодательства (Приказ №36).

Тахограф SE5000 производства компании Stoneridge имеет несколько модификаций, это SE5000 в версиях 6 и 7, SE5000 Exakt и Exakt Duo. Первые две модели считаются устаревшими и сейчас устанавливаются устройства последних 2 серий.

Тахограф KIENZLE 1324 это своего рода переход от эры аналоговых тахографов к цифровым. Производит данные тахографы компания Сименс (известная по марке VDO). При первом взгляде на внешнйи вид устройства

Модельный ряд тахографов марки EFKON представлен 2 устройствами EFAS-3 и EFAS-4. Оба тахографа предназначены для контроля стандартного набора параметров: скоростного режима, время труда и отдыха, пробега автомобиля

Контрольное устройство (они же тахографы) модели «ШТРИХ — ТахоRUS» производства компании «Штрих-М) хорошо зарекомендовавший себя на рынке контрольных устройств представляет собой 1 дин тахограф с 2-я приемниками карт, дисплеем 160х32, термопринтером и блоком СКЗИ.

В данной статье я расскажу вам как читать распечатки тахографа, что означает тот или иной пункт. Если у вас есть карта предприятия или софт для считывания данных с тахографа, то лучше воспользоваться им, во первых в программах юзабилити намного выше, и с цифровыми данными проще работать и анализировать их.

Если в цифровом тахографе информация хранится во внутренней памяти устройства в цифровом формате и на карточке водителя, то аналоговый прибор записывает данные на бумажные носители — тахограммы.

Цифровой тахограф – современное регистрирующее оборудование, которое по всем параметрам превосходит своих предшественников. Оно устанавливается на автомобили и автобусы, а благодаря наличию системы самодиагностики и защиты подачи сигналов, практически исключается возможность незаконных действий с ним: прибор нельзя отключить, подмотать пробег и выполнять другие манипуляции для получения личной выгоды водителем.

Говоря о таких моделях тахографов как ВДО 1381 в голову сразу приходят слова «легендарный» и «безотказный». Этот контрольное устройство образца ЕСТР (отвечает предписанию ЕЭС 3821/85). VDO была первой компанией, которая представит полнофункциональную версию цифрового тахографа в мае 2006 года и им был именно 1381.

Компания «Измеритель- Авто» быстро адаптировала свой тахограф «ТЦА-02» под требования 36 Приказа, что позволило ей в числе первых попасть в список допущенных тахографов. Тахограф ТЦА предназначен для измерения, индикации и регистрации режима труда и отдыха водителя.

Тахограф «КАСБИ DT-20М» производства «Калужского завода телеграфной аппаратуры», это устройство контроля режимов труда и отдыха водителей транспортных средств категорий M2-3 и N2-3. Как и все тахографы он обеспечивает непрерывную фиксацию пройденного пути, скоростного режима, времени управления ТС и

Долгожданный тахограф Continental VDO DTCO 3283. Нужно сказать, что этот тахограф ждал весь тахорынок, после введения 36 приказа, согласно которого все вновь устанавливаемые тахографы должны быть оборудованы СКЗИ. Если еще летом его можно было пощупать и оценить только на выставках, то сейчас он уже есть

Данный тахограф, это устройство которое позволяет контролировать режимы труда и отдыха водителя. Завод изготовитель «Инкотекс» Россия. Данная модель поддерживает выгрузку данных через устройство USB. Калибруется данная модель без использования каких либо дополнительных устройств и программаторов. К дополнительному функционалу устройства можно отнести: объемный сенсор движения, встроенный приемник GPSГЛОНАСС, наличие интерфейсов CAN, USB, RS-485232, дискретные и аналоговые […]

Это вещь предназначена для установки в него тахографа стандартного размера. Короб позволяет устанавливать тахограф в любом доступном месте, даже когда установка в штатное место невозможна. Короб выполнен из стали, что дополнительно обезопасит тахограф от внешних воздействий.

Тахографы: виды, модели, типы, отличия, размеры

Несмотря на то, что в течение последнего времени тахографы стали активно устанавливать на коммерческом автотранспорте, многие автоперевозчики относятся к ним с недоверием. Мол, обяжут всех приобрести, выкачают деньги, а потом отменят. Но судя по настойчивым действиям и ужесточению требований к автоперевозчикам со стороны Минтранса, нужно поскорее привыкать работать в изменившихся правилах игры. Лучшее средство адаптироваться к новым реалиям – разобраться, что такое тахограф и изучить его виды и отличительные характеристики от других бортовых устройств. Штатных или дополнительных.

В том то все и дело, что государство в лице Минтранса, вложило немалые средства на реализацию тахографического контроля на автотранспорте. И первыми, кто попадает под обязательную установку такого прибора в кабине, стали коммерческие грузовики и автобусы. Министерство транспорта даже сформулировало определенный перечень, состоящий из четырех категорий автотранспорта, на котором присутствие такого прибора как тахограф обязательно. Но об этом – в следующей статье. А пока давайте рассмотрим сам прибор и его особенности.

Что такое тахограф

Первые тахографы появились в Европе в семидесятых годах прошлого столетия. Изначально они задумывались как приборы для контроля и записи показаний о пройденном пути и скоростном режиме автомобиля. Все эти данные привязывались ко времени, проведенному в дороге. Возможно поэтому, многие часовые заводы и выпускали подобные бортовые самописцы. Прибор подстраивали под круглую форму спидометра, с которым его синхронизировали. Все поступающие данные записывались в виде диаграммы.

По истечении довольно короткого времени было замечено, что аварийность среди автомобилей, оснащенных тахографами, значительно ниже. Когда с помощью бортового самописца стало возможным проследить и регламентировать рабочее время водителей, многие европейские страны объединились и подписали договор об обязательном их использовании на грузовом и пассажирском автотранспорте. Это соглашение называется ЕСТР. В середине девяностых годов прошлого века Россия тоже присоединилась к нему и обязалась выполнять его требования. Обязательное оснащение тахографами российского грузового и пассажирского автотранспорта является требованием международного уровня и отменять его в России не будут.

Современные тахографы фиксируют не только скорость и пройденный путь за определенный промежуток времени. Они отражают и время, проведенное водителем за рулем, отмеривают промежутки отдыха и прочей работы, например, ремонт или загрузка/выгрузка товара.

Какие существуют виды тахографов

Основное деление тахографов на виды пришло с цифровыми технологиями. Сейчас различают два основных вида бортовых самописцев.

  • Аналоговые или, как их еще называют, электронно-механические. По сложившейся традиции, эти приборы фиксируют информацию на круглые бумажные диски Производители усовершенствовали запись информации на бумагу. Вместо чернил, игла наносит царапины по пластиковому покрытию диска, снимая с него защитный слой оксида цинка, и вскрывает нижний слой, окрашенный в черный цвет. Графы и диапазоны, нанесенные на поверхности диска, показывают всю картинку движения автомобиля, что называется, «лицом». Диски нужно менять через каждые 120 – 150 км пробега и хранить для отчетности. В зависимости от формата изготовления, аналоговые типы тахографов бывают:
    1. круглой формы, которые предназначены для установки в панель приборов. Как правило, они совмещаются со спидометром и имеют дополнительные информативные окошки. Режимы выставляются вручную путем переключения тумблера. Такие приборы больше напоминают механические устройства, а чтобы поменять диск, нужно каждый раз открывать крышку панели приборов;
    2. прямоугольной формы. Этот тип тахографов устанавливается в штатное гнездо для радиоприемника или автомагнитолы. Диск размещается на выезжающей каретке, а информация о скорости времени и режимах работы отображается на табло. Кнопочная регулировка самостоятельного электронно-механического прибора избавляет автовладельца от замены спидометра на тахограф и выгодно отличает его от предшественника.
  • Цифровые тахографы – это второй из основных видов. Он подключается не только к питанию и спидометру автомобиля, но и к CAN-шине. Полученная информация записывается в блок памяти прибора и сбрасывается в виде распечатки на встроенной термобумаге либо на пластиковую карточку.

Типы или подвиды цифровых тахографов

Среди цифровых тахографов также произошло разделение на типы или подвиды. Это обусловлено различиями в подходе к проблеме тахографического контроля и удобстве использования прибора.

  • Первый подвид цифрового тахографа – это оцифрованный вариант электронно-механического устройства, который вполне устраивает европейских автоперевозчиков. Ввиду относительно небольших расстояний, закодированная информация может храниться в его памяти до 28 дней. Потом ее надо обязательно сбросить в виде отчета либо на электронную карту, подключенную к нему, либо в виде бумажной распечатки. Эти параметры достаточны, чтобы соответствовать требованиям ЕСТР.
  • Когда к Соглашению присоединилась Россия, то наши производители внесли свои коррективы в устройство и оснастили его дополнительным блоком шифрования. Объем закодированной информации и функции самого тахографа значительно расширились. ЕСТР разрешил использовать такие виды цифровых тахографов, но только не на территории Евросоюза. Защищают своего производителя, вот и все. Наши тахографы с блоком криптографической записи информации (СКЗИ) могут хранить ее до 365 дней.

Любой из видов цифровых тахографов в обязательном порядке должен быть подключен к датчику скорости.

Оба вида тахографов, и с ЕСТР, и с СКЗИ были разрешены для применения в РФ до начала 2018 года. Однако, начиная с середины 2014 года, в России проводилось поэтапное введение цифровых тахографов на грузовом и пассажирском автотранспорте. Согласно 348-му Приказу Минтранса, с началом июля 2016 года использование приборов стандарта ЕСТР для внутрироссийских перевозок запрещено. Наличие в кабине самописца несоответствующего образца рассматривается как его полное отсутствие и наказывается штрафом.

Какие тахографы допущены к применению в России

Российские приборы надежнее следят за сохранностью информации и фиксируют любые попытки несанкционированного вмешательства в свою работу. Блок СКЗИ фиксирует все, что происходит с прибором и вмешаться в этот процесс невозможно. Минтранс разработал перечень тахографов, допущенных к применению на территории РФ. В Европу с таким прибором выезжать нельзя.

Выбирая тахограф для своего грузового или пассажирского колесного транспортного средства, желательно ознакомиться с этим перечнем. Тщательное изучение или сравнение технических характеристик и возможностей каждой из предложенных моделей цифрового тахографа с СКЗИ позволит вам наилучшим образом подобрать прибор и адаптировать его под свои нужды/возможности.

Так как карта водителя привязана к конкретной модели прибора, то лучше оснащать свой автопарк одной моделью тахографа. Это позволит сэкономить деньги на выпуск карт водителя и предприятия.

Перечень моделей тахографов с СКЗИ, допущенных к установке ФБУ Росавтотранс, состоит из отечественных моделей. Если автоперевозчик использует свои машины исключительно для международных рейсов, то ему следует установить тахограф по стандарту ЕСТР, который, в свою очередь, допущен российским Минтрансом. Российские тахографы отличаются от собратьев ЕСТР кодом шифрования. Использование карты от прибора ЕСТР для самописца из перечня ФБУ может привести к порче либо карты, либо тахографа.

Основные отличия тахографа от других приборов и систем

Вы можете спросить, чем же тахограф отличается от тахометра? Почему нельзя было привязаться к его показаниям? Тахометр только показывает количество оборотов, которое считывается с датчиков и выводится на стрелочный или цифровой индикатор. Он не привязан ни ко времени, ни к пройденному пути, ник скорости. А это основные данные, на которых строится подсчет рабочего времени и нарушений режимов тяжелого труда водителей.

Если вы спросите, чем отличается тахограф от ГЛОНАСС и почему нельзя глобальную систему связи использовать вместо самописца, ответ будет прост. ГЛОНАСС только фиксирует местоположение автомобиля. Работает водитель или отдыхает – установить нельзя. А ведь именно это влияет на утомляемость водителя, безопасность на дороге, сохранность груза, расходование топлива и состояние транспорта. Тахограф может фиксировать не только это, но и количество масла, и обеспечивать выгрузку данных по GPRS, и связывать диспетчера с водителем по телефону, и сообщать об экстренной ситуации с помощью тревожной кнопки.

У каждой модели цифрового тахографа, допущенного ФБУ к установке, есть свои отличия и фирменные сервисы-изюминки. Это касается и функционала, и подачи информации на прибор и на экран, и встроенного принтера. Габаритные размеры цифрового тахографа в основном соответствуют 1DIN и устанавливаются в штатное гнездо автомагнитолы. Что касается ленты термобумаги, на которой печатаются отчеты, то можно использовать и привычные рулоны для кассовых аппаратов. Размеры ленты практически одинаковые.

Виды тахографов

Возросшие объемы перевозок автотранспортом, в особенности, международные, выявили необходимость в контроле за находящимся в рейсе транспортом, его техническим состоянием и режимами эксплуатации, а также за режимом работы водителей. Результатом стали введенные правила ЕСТР, обязывающие оснащать транспортные средства категорий N2, N3, M2, M3 тахографами. В России обязательная их установка началась с 16 июня 2010 г. Что же это за устройства, и какие бывают?

Виды и типоразмеры тахографов

Аналоговые

Исторически первые тахографы были аналоговыми, т.е. запись всех собираемых этим устройством параметров производилась на специальные диски, изготавливаемые из спецбумаги, покрытой слоем краски, слоем белого оксида цинка и закрытой прозрачным пластиком с нанесенными шкалами и пиктограммами. Во время работы игла самописца рисует на этом диске, продавливая белый слой и заставляя проявиться краску.

Данные устройства производились разных типоразмеров: круглые, прямоугольные. Первые могли устанавливаться вместо штатного спидометра, расширяя тем самым функционал заменяемого прибора фиксированием параметров работы автомобиля и водителя. Вторые имеют типоразмер 1DIN, т.е. соответствуют размерам обычных автомагнитол, и могут устанавливаться в их штатное место.

Одними из недостатков этого вида приборов являются:

  • Слабая защита от умышленного искажения информации.
  • Трудоемкость считывания, анализа данных и выявления подделки.
  • Наличие механических частей не лучшим образом сказывается на надежности аппарата.

С 2006 года этот тип тахографа выведен из эксплуатации и не может устанавливаться на автотранспорт. На его смену пришел новый вид устройств.

Цифровые

Данный вид тахографов использует персональные СМАРТ-карты водителей, на которые записывается вся информация, отражающая режим их работы и отдыха. Одновременно информация хранится в самом тахографе. Данные сохраняются в течение 365 дней, а каждые 4 недели накопленные данные передаются на предприятие.

Говоря о преимуществах этого вида тахографов, можно упомянуть:

  • Защищенность записываемых данных от подделки и влияния извне на фиксируемые параметры работы транспорта и водителей.
  • Возможность хранения большого объема данных, накапливаемых в течение года.
  • Более легкий режим считывания и обработки данных.
  • Надежность самого устройства, т.к. в нем практически отсутствуют механические узлы.

По размеру эти устройства соответствуют автомагнитолам размером 1DIN, поэтому могут устанавливаться в предусмотренное для них место, если конструкция автомобиля изначально не предусматривает использование тахографа.

Еще одно достоинство цифровых тахографов, как и любой подобной техники – это возможность расширить функционал устройства за счет дополнительных возможностей, например, сбора большего количества данных, автоматизации некоторых процессов и т.д. В зависимости от модели и комплектации, цифровые тахографы могут различаться наличием или отсутствием некоторых блоков, новых возможностей.

Классификация тахографов

Цифровые тахографы, в отличие от аналоговых, могут быть укомплектованы следующими блоками:

  • Блок СКЗИ (средство криптозащиты информации). Напоминает блок ЭКЛЗ, устанавливаемый в кассовые аппараты. Он имеет энергонезависимую память, шифрование данных и сохраняет копию всех записываемых тахографом параметров, что повышает защиту от возможной фальсификации данных.
  • Приемник GPS/ГЛОНАСС. Система спутникового позиционирования, позволяющая фиксировать местоположение автомобиля на протяжении всего рейса.
  • Модем GPRS. Необязательный блок, позволяющий использовать беспроводной способ связи с главным компьютером компании, например, для передачи данных, если подошел срок для этой операции или по мере необходимости.
  • Принтер. Позволяет распечатывать результаты работы водителя для контроля. Вся эта информация содержится в тахографе.

Существует 2 вида тахографов: сертифицированные для использования в странах ЕС и допущенные к применению в РФ; устройства, оснащенные блоками ГЛОНАСС и СКЗИ для применения на территории РФ. В «европейских» вариантах, с которыми, кстати, возможен выезд за пределы России, этих блоков (СКЗИ и геопозиционирования) нет, в результате чего стоят они меньше.

Модели тахографов, разрешенные к эксплуатации

Моделей этих устройств, разрешенных к применению, не так много. Если говорить о цифровых вариантах, то из зарубежных тахографов к установке и эксплуатации допущены:

  • DTCO 1381 производства Continental (ранее Siemens).
  • SE5000 компании Stoneridge. Одно из наиболее распространенных устройств.
  • Efkon-3 (4) австрийского производства компании Efas. Отличительная особенность – отдельный принтер, что повышает надежность, т.к. печатающее устройство – единственное, которое имеет механические движущиеся части, и при выходе его из строя нет надобности менять весь тахограф. Достаточно заменить только принтер.
  • SmarTach STDII компании Actia.

Тахографы, разрешенные к использованию только на территории РФ, и оснащенные дополнительными блоками, согласно российскому законодательству: «Штрих-Тахо RUS», «Меркурий ТА-001», «КАСБИ DT-20», «ТЦА-02НК», «Атол Drive 5», DTCO 3283, EFAS V2 RUS

Тахограф – устройство, ставшее обязательным к применению на автомобилях с общей массой более 3.5 тонн, или перевозящих более 8 пассажиров. Установка аналоговых приборов не разрешается, но их эксплуатация допустима до 1-го января 2018 года. Этот прибор позволяет контролировать режим работы водителя, регламентировать время работы и отдыха, следить за соблюдением скоростного режима, и, в конечно счете, непосредственно участвовать в снижении аварийности, сохранении жизней и грузов.

Какие карты нужны для тахографов. Их виды

Специальные пластиковые карты, оснащенные чипом, нужны для того чтобы грамотно и правильно пользоваться всеми функциями бортового самописца.

Каждая из них оснащена специальной микросхемой, в памяти которой хранится информация о водители, передвижении автомобиля и допущенных ошибках. Все приборы, установленные на ТС, занимающиеся коммерческими перевозками обязаны использоваться исключительно с картой. В противном случае это карается законом РФ по статьям 19.19 и 11.23. Использовать чужую карту тоже запрещено.

Полный список документов, необходимых для оформления карты

Какие карты нужны для тахографов?

По виду установленного устройства

Существует несколько типов приборов, которые можно установить, чтобы контролировать движение и состояние автомобиля. На сегодняшний день их всего 3.

ЕСТР – устройства такого типа полностью соответствуют европейским стандартам о перевозках, всю информацию о данных движения он хранит в своей внутренней памяти.

Бортовой самописец без блока крипто-защиты – Внимание, согласно постановлению Минтарнса – вне закона с начала 2016 года!

Тахограф оборудованный блоком СКЗИ – все данные хранятся в специальном защищённом блоке, поэтому их подделка практически невозможна.

Всего существует 4 вида карт с различными чипами. Все они служат для проверки различной информации.

Какие бывают виды водительских карт для тахографа?

Карта водителя строго индивидуальна, она меняется раз в 3 года. Её владелец обязан производить считывание данных с неё раз в 28 дней, однако не имеет права их изменять или подделывать.

Водительская карта может быть выдана не только гражданину РФ, но и любому иностранцу при условии проживания в нашей стране не менее 6 месяцев в год.

Её можно получить, предоставив следующие документы и специальное заявление.

Ксерокопия удостоверения личности (паспорт гражданина РФ или любой другой страны);

Ксерокопия удостоверения водителя;

Справка подтверждающая место работы;

Фото необходимо предоставить в печатном и электронном виде. В обоих случаях это должна быть черно-белая фотография, на которой ваше лицо расположено строго посередине. Размеры для бумажной фотографии обычные – 3,5 на 4,5. Формат фотографии предоставляемой в электронном виде – bmp.

Относительно того, какой вид устройства установлен в автомобиле следует оформлять карточку для водителя. Следует понимать, что для приборов ЕСТР, ТР и СКЗИ существую совершенно разные карты и порядок получения идентификатора тоже отличается.

В России наиболее распространенным видом является карта водителя СКЗИ.

СКЗИ – это система криптографической защиты информации, согласно законодательству РФ каждый тахограф установленный на автомобиле, занимающийся грузоперевозкой, обязан быть оснащен блоком СКЗИ.

Существует еще один вид карт для водителя ЕСТР – данные карты потребуются водителям, перевозящим грузы и за пределами Российской Федерации.

Для того, чтобы считать информацию с карты водителя необходимо использовать другой носитель – специальное считывающие устройство для тахографа.

Цены на карты для тахографов можно узнать – Здесь!

Чтобы получить карту водителя СКЗИ, нужно:

Найти автомастерскую, у работников которой есть специальное разрешение от ФСБ на работу с данными крипто-защиты.

Предоставить им специальное заполненное по форме заявление.

Сделать фотографию полностью соответствующую требованиям.

Собрать необходимые документы (копия паспорта, водительского удостоверения, справка с места работы).

Доверить профессионалам установку прибора в автомобиль.

Получить карту ЕСТР или ТР можно следующим образом:

Заполнить соответствующие заявление.

Оплатить стоимость чипа карты.

Подать весь список документов.

Дождаться изготовления карты.

Какие еще карты нужны для получения информации с тахографа?

Карта предприятия – выдается владельцу организации или ИП. Она предназначена для того чтобы считывать сведения или закрывать доступ к данным тахографа.Она выдается сроком на 5 (ЕСТР) или 3 года (СКЗИ). Получать данные с устройства с её помощью рекомендуется раз в 56 дней.

Какие данные представлены на КП?

Время, когда была открыта карта;

Срок окончания действия КП;

Название органа, выдавшего её;

Непосредственный номер карты;

Личная подпись владельца;

Как получить данную карту?

Ксерокопия свидетельства оформления ООО, ЮЛ или ИП.

Согласие на обработку своих личных данных.

Карта мастерской предназначена устанавливать оборудование, изменять настройки и выгружать информацию. Она оформляется на техников, сотрудников специальных авто-мастерских, которые имеют доступ к тахографам. Срок её действия – 1 год.

Её подлинность можно проверить в специальном реестре. Карта выдаётся в одном экземпляре. Её защита осуществляется специальным личным кодом, который может знать только её владелец.

Карта контролера предназначена для того чтобы контролировать работу автомобиля и водителя ТС. Она выдаётся сроком на 5 лет инспекторам, которые занимаются проверкой её данных. Исключительно её наличие может дать возможность посмотреть информацию, которая содержится на устройстве. С 2015 года такими картами располагают сотрудники ГИБДД, чтобы иметь возможность осуществлять контроль за происходящим на дороге.

Заказать изготовление любой из карт вы можете в компании Тахокарт!

Оформить заказ – на карту для тахографа.

короткие сроки исполнения заказов;

выгодные условия оплаты;

работа по всей России;

предоставление гарантии 1 год.

Звоните нам по телефону 8 (800) 22-22-502, присылайте заявки на сайт и мы выполним ваш заказ быстро и качественно!

Установка тахографа: обязательная процедура или лишние хлопоты?

Согласно недавним нововведениям в законодательстве, некоторые виды транспортных средств необходимо оснащать контрольными приборами — тахографами. Несоблюдение этого требования влечет за собой наложение штрафных санкций для собственников автомобилей. Реакция водителей и владельцев ТС была неоднозначной: многие из них не одобрили новшество, усмотрев в нем очередной способ отъема денег и источник ненужных хлопот. Мы решили разобраться во всем по порядку. Из статьи вы узнаете, когда и зачем нужна установка тахографа, как работает прибор, в чем его плюсы и минусы, в какую сумму обойдется его монтаж и эксплуатация.

Что такое тахограф и зачем его устанавливать?

Выражаясь простым языком, тахограф представляет собой контрольный прибор, устанавливаемый на борту автомобиля и предназначенный для регистрации основных параметров движения. Для их отслеживания используются системы спутникового мониторинга автотранспорта. Устройство работает автоматически, в том числе при выключенном двигателе. Данные записываются в память прибора и хранятся в ней определенное время.

С помощью тахографа можно выяснить:

  • с какой скоростью движется транспортное средство;
  • какой путь пройден за определенный промежуток времени;
  • сколько часов водитель затратил на работу и на отдых и некоторые другие параметры.

Бортовое устройство подключается к электросети автомобиля. Аккумуляторная батарея позволяет ему долгое время работать в автономном режиме.

По внешнему виду тахограф представляет собой круглую или прямоугольную панель с кнопками управления и экраном, которая монтируется непосредственно в гнездо спидометра или автомагнитолы (второй вариант — цифровой — более современный). На небольшом дисплее отображается информация о транспортном средстве: состояние (движение или покой), количество часов работы и отдыха, скорость перемещения, показания одометра, место нахождения и прочее. Вывод нужных данных на экран осуществляется с помощью кнопок. На панели тахографа также находятся слоты для карт памяти и отсек для фискальной ленты (необходима для распечатки информации посредством встроенного принтера).

Обязательными компонентами устройства являются:

  • датчик перемещения;
  • приемник GPS/ГЛОНАСС для мониторинга местоположения автомобиля;
  • модуль GPRS для передачи данных;
  • блок криптографической защиты СКЗИ или НКМ, предназначенный для записи, шифровки и хранения информации (в цифровых тахографах).

На последнем моменте стоит остановиться подробнее. Ценное свойство тахографа заключается в том, что данные, записанные в память устройства, защищены от редактирования и считывания посторонними. Доступ к ним имеют только владельцы персональных электронных ключей-карт. Прежде всего это водители, а также представители предприятия-собственника ТС, сотрудники сервисных центров, контролеры, осуществляющие проверку. Права доступа у них разные. Например, водитель может вводить и редактировать данные, специалисты из мастерской — настраивать прибор, а представители контролирующих органов — считывать информацию о допущенных пользователем нарушениях.

Карта водителя имеет ограниченный срок действия. Когда он истекает, необходим ее перевыпуск. Пользоваться просроченным ключом нельзя — за это полагается штраф. Водитель также не может осуществлять доступ и редактирование без карты либо с чужим чипом.

По устройству и принципу действия различают два типа тахографов: цифровые и аналоговые (дисковые). Последние считаются устаревшими, поскольку имеют существенный недостаток: из-за отсутствия блока СКЗИ они не обеспечивают необходимой защиты от несанкционированного доступа. В настоящее время аналоговые тахографы практически не применяются. Все транспортные средства, выпускаемые сегодня, оснащаются на заводе цифровыми приборами (если по закону требуется установка такого устройства). Исключение составляют только автомобили, которые используются в странах, не входящих в зону действия ЕСТР [1] .

Кому нужно устанавливать тахограф? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к закону. Правила установки тахографа регулируются многими документами, главным образом Приказами Минтранса РФ №36, №273 и №348. Согласно им, контролирующие устройства обязаны использовать юридические лица и индивидуальные предприниматели, занятые в сфере пассажирских и грузоперевозок. Иначе говоря, приборами должны быть оснащены автомобили и автобусы, используемые с коммерческой целью.

В приказе об установке тахографов есть более точное определение видов транспорта, подлежащих оснащению контролирующими устройствами. К ним относятся ТС следующих категорий:

  • М2 и М3 — автобусы и другой пассажирский транспорт более чем с восьмью местами для сидения и максимальной разрешенной массой до пяти тонн и от пяти тонн соответственно;
  • N2 и N3 — грузовые автомобили с максимальной допустимой массой 3,5–12 тонн и более 12 тонн соответственно.

Для некоторых видов транспорта не требуется обязательная установка тахографа. В частности, это:

  • автобусы, производящие пассажироперевозки по регулярным маршрутам в пределах города и пригородной зоны (50 километров);
  • троллейбусы;
  • строительная, коммунальная и другая спецтехника — экскаваторы, автокраны, бетономешалки, эвакуаторы, пожарные машины, автомобили скорой помощи, инкассации, ритуальных служб, дорожная и сельскохозяйственная техника;
  • военный автотранспорт и машины спецслужб [2] .

Требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, также четко прописаны в приказах Минтранса РФ. Правила эти действуют с 1 января 2018 года [3] . Прежде всего устройства должны соответствовать нормам ТР ТС «О безопасности колесных средств». Прочие требования зависят от территории эксплуатации прибора. Если транспортное средство, оборудованное тахографом, предназначено для международных перевозок, на нем положено устанавливать устройство, отвечающее нормативам ЕСТР. Передвигаясь по территории России, водитель такого автомобиля должен быть готов предъявить допуск к поездкам за пределы страны. В противном случае будет считаться, что тахограф ЕСТР не соответствует требованиям законодательства.

Машины, используемые для перевозок по России, согласно новым правилам, должны быть оснащены цифровыми тахографами с модулем СКЗИ. Перечень моделей устройств, разрешенных к применению, устанавливается Росавтотрансом.

Нужно ли устанавливать тахограф на личный транспорт? По закону это не обязательно. Но использовать контролирующие устройства иногда целесообразно и для частных автовладельцев.

Взвешиваем за и против

Мы разобрались с ситуациями, когда закон в обязательном порядке требует установить тахограф. А поскольку монтаж и обслуживание прибора (к слову, недешевые) осуществляются за счет собственника транспорта, у многих предпринимателей новые правила вызвали недовольство. Не рады порой и водители, особенно те, которые относятся к своей работе не слишком добросовестно: когда все действия находятся под контролем, схитрить не получится. Но при более взвешенном подходе становится ясно, что в использовании устройства есть преимущества для обеих сторон. Какими же полезными функциями обладает тахограф?

  • Отслеживание местоположения автомобиля. Благодаря модулю GPS/ГЛОНАСС диспетчер может следить за перемещением транспорта в режиме реального времени.
  • Контроль скорости и соблюдения ПДД. Попытка нарушить скоростной режим непременно будет обнаружена при проверке. При этом тахограф определяет скорость точнее, чем спидометр [4] . В случае аварии, например, это позволяет с высокой достоверностью подтвердить, что водитель был прав.
  • Запись данных. Информация о работе автомобиля сохраняется в центральной памяти устройства в течение года, а на карте водителя — 28 дней. Периодически данные нужно считывать и переносить в архив предприятия.

На заметку

По закону водители обязаны каждые 28 дней «выгружать» данные с индивидуальной ключ-карты и передавать их в компанию. Информацию из центральной памяти тахографа положено считывать раз в три месяца. Данные должны храниться в архиве компании в течение года, чтобы представители контролирующих органов могли в любое время получить к ним доступ.

  • Возможность обработки данных о маршруте. Специальные компьютерные программы позволяют расшифровывать и проанализировать информацию, записанную в памяти устройства.
  • Контроль режима труда и отдыха водителя. В целях безопасности дорожного движения законом предусмотрен максимально допустимый период непрерывного вождения — четыре с половиной часа. Тахограф отслеживает и записывает продолжительность движения и перерывов, сообщает водителю о том, сколько минут осталось до окончания работы или отдыха.

Исходя из описания функций прибора, можно сделать вывод, что установка тахографа на автомобиль необходима в первую очередь собственникам коммерческих компаний, специализирующихся на перевозках. Устройство позволяет удаленно контролировать работу водителей, тем самым предупреждая простои машины, несанкционированный расход топлива, посторонние рейсы и другие нарушения. Другими словами, тахограф помогает экономить средства, увеличивать производительность труда и, таким образом, повышать эффективность бизнеса.

Водителям же стоит помнить о том, что тахографический контроль обеспечивает безопасность движения. Это достигается благодаря отслеживанию скорости, времени работы и отдыха. Известно, что причины большинства аварий — несоблюдение скоростного режима и усталость водителя. Тахограф защитит от этих рисков, пусть даже ценой принудительного контроля.

Есть еще одно преимущество использования тахографа, актуальное как для водителей, так и для владельцев компаний по перевозке. Благодаря точности определения параметров и высокой степени защиты данных показания прибора имеют юридическую силу. Это значит, что в любой спорной ситуации считанная с тахографа информация может стать аргументом в пользу водителя или автовладельца (разумеется, при условии соблюдения ими правил установки и эксплуатации).

Справедливости ради заметим, что в использовании устройства есть и отрицательные моменты. Прежде всего это вопрос цены: покупка и установка тахографа обойдется владельцу предприятия в приличную сумму, что будет особенно ощутимо, если автопарк большой. Второй момент — это ограниченный срок службы СКЗИ. Модуль необходимо менять каждые три года [5] , что тоже подразумевает траты.

Сколько стоит установить тахограф

Выше уже упоминалось, что в материальном плане обязанности по оснащению ТС контролирующим устройством ложатся на плечи собственника. В связи с этим актуален вопрос цены тахографа с установкой. Конечная сумма складывается из двух величин:

  • цены самого прибора;
  • стоимости работ по его монтажу и настройке.

Цена тахографа зависит от марки и комплектации устройства (наличия модема GPRS). В среднем прибор стоит около 30 000 рублей.

Стоимость работ определяется объемом мероприятий и ценовой политикой компании. В общем случае установка новых тахографов предполагает следующие этапы:

  • активацию модуля СКЗИ;
  • подключение устройства к бортовой электросети автомобиля;
  • настройку, или калибровку;
  • тестирование.

Этот комплекс работ обходится в сумму порядка 6000–7000 рублей. Если необходимо дополнительно заменить датчик скорости и спидометр, стоимость услуг возрастает до 13 000 рублей. Таким образом, примерная цена тахографа с установкой под ключ — 35 000–45 000 рублей.

Кроме того, приказ Минтранса №36 предписывает каждые три года производить поверку (повторную калибровку) тахографа [6] . Эта услуга стоит около 2000 рублей. В расходы на обслуживание устройства необходимо включить и замену блока СКЗИ, которая также осуществляется раз в три года.

Тахограф — устройство, которое может быть актуальным как для самих водителей, так и для предпринимателей, занимающихся перевозками. Он обеспечивает оперативный удаленный контроль работы сотрудников и безопасность эксплуатации транспорта. Расходы на установку тахографа вполне оправданны, особенно если учитывать то, какие ценные функции у данного прибора.

В какую компанию можно обратиться для установки тахографа

Установка тахографа — задача сложная и ответственная. Кому ее доверить, чтобы не сомневаться в результатах? Рассказывает Денис Юрьевич Широков, генеральный директор компании «Спутник-2М»:

«От правильности установки тахографа зависит достоверность результатов измерения. Если прибор неверно настроен и показывает неточные данные, для инспектора это будет означать то же самое, что и полное отсутствие устройства. По закону за подобное полагается штраф. Поэтому установку тахографа лучше доверять только опытным специалистам.

Прежде всего убедитесь, что выбранная мастерская состоит в реестре Росавтотранса. Компании, не внесенные в этот список и не имеющие соответствующего регистрационного клейма, занимаются установкой тахографов незаконно, и последствия для клиентов в таком случае могут быть непредсказуемыми. На данный момент в Москве в Росавтотрансе зарегистрировано только 40 мастерских, в том числе «Спутник-2М» [7] .

Факт наличия компании в реестре Росавтотранса сам по себе уже свидетельствует о надежности мастерской, но не лишним будет обратить внимание на наличие профессиональных навыков и достойного опыта у сотрудников, занимающихся установкой. Изучите сайт фирмы или напрямую у специалистов запросите документы, подтверждающие их квалификацию. Наши мастера готовы предоставить сертификаты, удостоверяющие, что сотрудники прошли обучение и имеют право осуществлять монтаж, диагностику и калибровку тахографов, могут проводить активацию блоков СКЗИ.

Не менее актуален для клиентов вопрос ценовой политики компании. Если перевозчик располагает крупным автопарком, то разница в стоимости услуг у различных мастерских, скорее всего, будет ощутимой. В «Спутник-2М» цены на работы по установке тахографов ниже, чем в среднем по рынку».

P. S. Ознакомиться с полным спектром услуг и ассортиментом оборудования «Спутник-2М» можно на сайте компании.

Источники:
http://blog.stavtrack.ru/tachograph/vidy-tachographov
http://postebor.ru/taxografy/
http://gruzavtoperevozki.ru/taxografy
http://blog.stavtrack.ru/tachograph/vidy-tachographov
http://www.tahocard.ru/info/kakie-karty-nuzhny-dlya-takhografov-ikh-vidy/
http://www.kp.ru/guide/ustanovka-takhografa.html
http://www.aitex.ru/uslugi/21-uslugi/takhografy/90-kogda-i-zachem-trebuetsya-zamena-bloka-skzi-takhografa.html

Ссылка на основную публикацию