Сведения об установке блока СКЗИ на тахограф

Сведения об установке блока СКЗИ на тахограф

Многочисленные технические средства контроля призваны упростить жизнь человеку. Некоторые же, могут привести к обратной ситуации.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Сегодня на законодательном уровне предприниматели обязаны фиксировать информацию о передвижении своего транспорта с помощью тахографа с блоком СКЗИ. Остановимся на главных моментах вопроса или как сэкономить и не нарушить закон.

Оснащение транспортных средств приборами

Фиксаторы скорости, времени водителя в пути и его местонахождения, называемые «тахограф», в обязательном порядке должны использовать все автовладельцы, занимающиеся коммерческой деятельностью.

Это относится и к юридическим лицам, которые осуществляют коммерческие рейсы (Приказ № 36 от 13.02.2013 г.). Бортовой самописец представляет собой некий «черный ящик» с зашифрованной информацией. Его главная цель – сохранение, учет данных.

Это позволяет:

  • получить нужные сведения о транспорте при ДТП;
  • проанализировать эффективность работы водителя;
  • снизить количество аварийных ситуаций на дороге.

К устройству имеет доступ ограниченное количество людей. Для каждого из них есть своя карта:

  • водительская карта;
  • мастера по наладке;
  • контролирующего органа;
  • карта предприятия, к которому относится транспорт.

Дополнительное оснащение автомобили получают в соответствии статьи 20 Закона 196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» (с изменениями от 26.07.2017) согласно которым обязательна непрерывная, неизменяемая фиксация данных о маршруте и скорости движения транспорта юридических лиц и предпринимателей.

Что такое блок НКМ

Средство Криптографической Защиты Информации (СКЗИ), еще одно название которого Навигационный Криптозащитный Модуль (НКМ) является обязательной частью современных российских тахографов.

Право на ее извлечение, какие-либо манипуляции имеют только лица, получившие лицензию от ФСБ. У всех блоков есть свой номер, который заносится в базу Минтранса.

Внешне он имеет вид коробочки, в которую помещается:

  • микросхема;
  • модуль ГЛОНАСС/GPS (не у всех моделей);
  • запасной источник питания;
  • часы;
  • память RAM, работающая без учета энергоподключения.

Цель установки модуля – кодирование сведений о передвижении транспорта.

Вся информация сохраняется в виде:

  • архива;
  • памяти с защиты данных от доступа.

Доступ к последней возможен только при подключении всех обязательных карт:

  • организации, осуществляющей обслуживание;
  • контролирующего лица (организации);
  • владельца;
  • водителя.

В других случаях возможно копирование данных, которые распознаются при помощи специального программного обеспечения. Информация привязывается ко времени, географическому расположению.

Подкрепляется все цифровой подписью, годной 3 года. У некоторых производителей обязательным условием приобретения фиксирующего устройства с модулем является лицензия. Ее номер вписывается в договоре продажи или поставки.

Важно! При какой-либо поломке тахографа или НКМ транспортное средство эксплуатировать нельзя. Следует ждать замены или ставить новый прибор, получать новые карты.

Используется блок только на том ТС, для которого зарегистрировано. Если произошла поломка нельзя временно установить другой. Свой родной в дальнейшем нельзя продать, а только утилизировать соответственно рекомендациям, речь о которых дальше.

Удобной опцией некоторых бортовых самописцев является система ГЛОНАСС. Она определяет место нахождения ТС, но иногда ставится без подключения к скоростному датчику.

Что такое калибровка тахографа читайте здесь.

Практика показывает, что возможна неправильная фиксация скорости передвижения при такой установке. Это приводит к недостоверной информации, искажению данных относительно соблюдения ПДД.

Нужно ли менять ЕСТР

Многие транспортные средства, сходящие с заводского конвейера изначально оборудовались тахографами ЕСТР, соответствующими европейским стандартам. Сегодня они используются для выполнения международных перевозок при наличии соответствующей лицензии.

Другие ТС, которые работают в грузоперевозках по территории РФ, в соответствии с Приказом №36 от 13 февраля и №273 от 21 августа 2013 г., должны установить блок СКЗИ до 1 января 2020 года. Таким образом, система электронной криптозащиты должна присутствовать на всех автомобилях, осуществляющих коммерческие рейсы.

Важно! Работа СКЗИ предполагает использование водительских карт российского образца. Европейские не подходят, при подключении могут спровоцировать некорректную работу.

Важно! Использование российского тахографа, находящегося в ведомстве ФСБ, за пределами страны запрещено. Это может привести к уголовной ответственности, ведь на модули с криптозащитой распространяется Закон о государственной тайне.

Как часто надо менять блок

Требования по замене самой важной части самописца – блока СКЗИ является не очень приятным моментом для автовладельцев коммерческого транспорта. Выполняется процедура каждые 3 года в соответствии с Приказом Минтранса от 13 февраля 2013 № 36 Глава V п. 90. Цена вопроса минимум 20 тысяч рублей.

В случае смены номерного знака ТС, изменения цвета, элементов конструкции, влияющих на замену свидетельства о госрегистрации, требуется выполнять повторную калибровку, активацию СКЗИ или даже полную замену.

При смене владельца ТС, передачи его в аренду, лизинг также должно быть переоснащение на нового владельца (ФСБ № 0-422 от 17 апреля 2014 года):

Важным моментом является не только соблюдение сроков, но и выполнение других обязательных условий:

  1. Год нужно сохранять старый блок на территории транспортного предприятия.
  2. В ФБУ «Росавтотранс» сообщается о завершении срока эксплуатации.
  3. Информация с носителя должна быть перенесена (скопирована) в базу данных предприятия, включая сведения о приборе. Она также храниться год.
  4. Все работы должны соответствовать Положению ПКЗ-2005 приказа ФСБ от 9 февраля 2005 г. № 66.
  5. По истечению годового срока хранения выполняется стирание данных программным способом и физическая утилизация. В этот же день о произведенном факте сообщается в ФБУ «Росавтотранс». Такая же информация должна зафиксировать мастерская, обслуживающая тахограф, и владелец ТС.

Важно! Утилизация выполняется комиссией не менее, чем из 2 сотрудников предприятия или мастерской. В акте следует указать предмет утилизации, их количество.

Стоимость замены блока СКЗИ тахографа

Стоимость замены тахографа для владельцев ТС разная. Это зависит от особенностей автомобиля, стоимости в разных регионах России. Просто заменить деталь не удастся, так как для этого нужно обратиться в мастерскую для выполнения комплекса услуг.

Таблица 1. Стоимость выполнения работ.

Работа выполняемая специалистом Цена
Деактивация (отзыв активации) 1000 руб.
Замена устройства Стоимость обычно входит в активацию, деактивацию
Активация нового блока 1000 руб.
Калибровка 3000 — 4000 руб.

Новый модуль СКЗИ стоит 20 тысяч рублей, но есть модели и значительно дороже. Таким образом, итоговая сумма, к которой нужно быть готовым – минимум 24 тысячи рублей. Напомним, что процедура замены обязательна на каждые 3 года.

Использовать европейский аналог для транспортировки по территории России разрешено.

Таблица 2. Стоимость получения ЕСТР.

Этапы процедуры Цена
Получение разрешения на 1 – 5 лет Международная лицензия стоит 5 тыс. руб. (сбор).
Оплата и прохождение обучения 20 тыс. руб.
Покупка тахографа Около 23 тыс.руб.
Калибровка 3000 — 4000 руб.

Такой вариант для многих предприятий может стать альтернативой, ведь не нужна защита, которую нужно переустанавливать каждые 3 года и платить внушительные суммы за услуги и деталь.

Российский стандарт основных фондов ОК 013-94 тахографы относит к коду № 143314310, как измерительные устройства данных по движению (четвертая амортизационная группа). Таким образом, обращать внимание следует на эти документы.

Можно ли дооснастить устройство

Устройство тахографа предполагает установку в нем элемента СКЗИ. Для этого следует:

  1. Демонтировать прибор, обратиться к производителю для дооснащения.
  2. Направить в мастерскую для установки, калибровки, активации.

Оплата всех действий, дооснащение, в некоторых случаях обходится дороже установки нового прибора со встроенным модулем. Другой вопрос – гарантия. В случае поломки его можно поменять по гарантии.

Если произошло дооснащение, снова придется оплачивать расходы для установки блока, ведь на него гарантия не распространяется. Получается, выгоднее изначально ставить укомплектованный прибор.

Рассмотрим для примера тахограф Меркурий ТА-001, что первоначально продавался без криптозащиты, ведь некоторые люди пользуются им и сейчас.

Таблица 3. Сравнительная характеристика стоимости установки нового тахографа Меркурий ТА-001 и его дооснащения.

Название устройства, услуги Цена, руб.
Укомплектованное устройство 38 000
Тахограф без СКЗИ 20 000
Блок СКЗИ с активацией, заменой 22 000
Калибровка 3 000

Из таблицы видно, что стоимость частей по отдельности, оплата услуг обходятся дороже, чем вариант «под ключ». В старых моделях Меркурия нужна замена старой платы, что также стоит денег.

По этой причине даже производители рекомендуют приобретать новое укомплектованное оборудование. Приведем перечень тех устройств, которые могут использоваться с целью фиксации информации на территории РФ и за ее пределами.

Таблица 4. Тахографы, разрешенные для установки и использования.

Зона использования Название
Российская Федерация ШТРИХ-ТахоRUS
КАСБИ DT-20M
Меркурий ТА-001
DTCO 3283
ТЦА-02НК
Drive 5
EFAS V2 RUS
Страны, допущенные к международным перевозкам SE5000
EFAS-4
Continental VDO DTCO 1381

Срок службы

С целью предотвращения устройств от взлома, согласно Приказа Минтранса РФ от 13.02.13г. №36, Глава V п. 90, замена СКЗИ обязательна каждые 3 года. При изменении какой-либо информации о предприятии-владельце транспортом или документах на ТС, также требуется замена.

Разрешается ли самостоятельное устанавливание

Выполнять самостоятельную установку тахографа или любых элементов, входящих в его состав запрещено. При выявлении такого факта предмет считается неисправным, а значит, приравнивается к его отсутствию с последующим административным наказанием.

Разрешен монтаж, настройка и другие возможные манипуляции только тем центрам обслуживания, которые получили лицензию в соответствии с Правилами использования тахографов, установленных на транспортных средствах (Приказ Минтранса 13.02.2013 г. № 36, (Глава V п.81, 82).

Нужен ли тахограф на личный грузовик читайте здесь.

Информация про виды тахографов в этой публикации.

Такое требование отражено в Приказе Минтранса №273 от 21.08.13 г. «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами». В заключение статьи советуем в каждом конкретном случае подходить к вопросу, оценивая свою ситуацию.

Так или иначе, но тахограф должен установить любой частник. Перед тем как выбрать нужный вариант, следует просчитать затраты, узнать об устройствах с максимально стабильными характеристиками.

Видео: Устройство и назначение блока СКЗИ.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область – +7 (499) 110-56-12
    • Санкт-Петербург и область – +7 (812) 317-50-97
    • Регионы – 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Приложение N 3. Правила использования тахографов, установленных на транспортные средства

Правила
использования тахографов, установленных на транспортные средства
(утв. приказом Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г. N 36)

С изменениями и дополнениями от:

20 февраля 2017 г.

1. Использование тахографов осуществляется:

1) водителями – в целях регистрации и учета режимов труда и отдыха;

2) транспортными предприятиями – в целях контроля за соблюдением водителями режимов труда и отдыха;

3) контролерами – в целях контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха.

Информация об изменениях:

Приказом Минтранса России от 20 февраля 2017 г. N 55 в пункт 2 внесены изменения

2. На транспортном средстве устанавливается, активизируется и используется один тахограф, соответствующий Требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортное средство (приложение N 1 к настоящему Приказу), сведения о котором включены Федеральным бюджетным учреждением “Агентство автомобильного транспорта” (далее – ФБУ “Росавтотранс”) в перечне сведений о моделях тахографов.

На транспортном средстве запрещается одновременное использование тахографа, соответствующего Требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортное средство (приложение N 1 к приказу) с техническим средством контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, соответствующим требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР*(1), Женева, 1 июля 1970 г.), и (или) техническим средством контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, которым транспортные средства ранее оснащались в соответствии с требованиями Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 720*(2).

3. В тахографе активизируется и используется один блок СКЗИ тахографа, соответствующий Требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортное средство (приложение N 1 к настоящему Приказу), сведения о котором включены ФБУ “Росавтотранс” в перечне сведений о моделях блоках СКЗИ тахографа.

4. В тахографе используются карты водителя, мастерской, предприятия, контролеров соответствующие Требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортное средство (приложение N 1 к настоящему Приказу), сведения о которых включены ФБУ “Росавтотранс” в перечне сведений о моделях карт.

5. Водителю передается одна карта водителя.

6. При использовании тахографов ФБУ “Росавтотранс” осуществляется:

1) учет в соответствующих перечнях сведений:

о разработанных моделях тахографов, блока СКЗИ тахографа, карт;

о каждом экземпляре тахографа, блока СКЗИ тахографа, карты, переданном, активизированном, утилизированном организациями-изготовителями тахографов, блоков СКЗИ тахографа, карты, а также мастерскими;

о мастерских, осуществляющих деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту тахографов;

2) организация приема, учета и регистрации заявлений о выдаче, замене, обновлении карт, передаче карт (за исключением карт контролеров);

3) организация информационного обмена при выпуске, передаче и активизации блоков СКЗИ тахографа, выпуске и передаче карт.

7. Учет сведений в соответствующих перечнях о тахографах, блоках СКЗИ тахографа, картах и мастерских ФБУ “Росавтотранс” осуществляет на основании заявления организации-изготовителя и мастерской, раздельно по:

1) моделям тахографа;

2) моделям блока СКЗИ тахографа;

3) моделям карты тахографа;

8. Для учета сведений в соответствующих перечнях о тахографах, блоках СКЗИ тахографа, картах и мастерских указываются следующие данные:

1) наименование и адрес организации-изготовителя и мастерской;

2) фамилия, имя, отчество руководителя или уполномоченного им лица;

3) сведения о тахографе, блоке СКЗИ тахографа, картах и мастерских, подлежащих учету в соответствующем перечне, в том числе:

технические характеристики тахографа, блока СКЗИ тахографа, карт;

проведенные испытания, экспертизы и иные процедуры, подтверждающие соответствие тахографа, блока СКЗИ тахографа, карт Требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортное средство (приложение N 1 к настоящему Приказу);

4) документы (их копии), подтверждающие указанные сведения.

9. Водители транспортных средств обязаны:

1) перед началом движения транспортного средства (в начале смены, рабочего дня) вставить карту водителя в левый слот тахографа и ввести PIN-код карты (при экипаже второй водитель вставляет карту водителя в правый слот тахографа и вводит PIN-код своей карты после идентификации карты первого водителя);

2) осуществить по запросу тахографа ручной ввод данных о своей деятельности с указанием названия места, в котором начинается ежедневный период работы, или проигнорировать данный запрос тахографа (при игнорировании указанного запроса тахографа вид деятельности водителя (второго водителя – в случае экипажа) и место, в котором начинается ежедневный период работы, определяются и регистрируются автоматически);

3) изъять карту водителя из слота тахографа при завершении ежедневного периода работы (окончание смены, рабочего дня) после запроса тахографа о завершении соответствующего периода работы и о подтверждении или вводе названия места, в котором завершился ежедневный период работы;

4) по требованию представителей контрольных органов предоставлять доступ к тахографу и карте водителя, а также осуществлять по их требованию вывод на печать информации в виде соответствующих распечаток;

5) осуществлять вывод на печать информации;

6) не использовать загрязненную либо поврежденную карту водителя;

7) не извлекать карту во время движения транспортного средства;

8) не использовать карту водителя по истечении срока ее действия;

9) обеспечить эксплуатацию тахографа в соответствии с настоящими Правилами использования тахографов, установленных на транспортных средствах, и руководством по эксплуатации организации-изготовителя тахографа.

10. Водителям запрещается:

1) осуществление перевозки с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации;

2) использование тахографа, срок эксплуатации которого закончился;

3) использование тахографа с блоком СКЗИ тахографа, у которого закончился срок эксплуатации;

4) использование тахографа, не включенного в перечень моделей тахографов;

5) блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой тахографом информации;

6) уничтожение данных, хранящихся в тахографе и на карте водителя, а также распечаток тахографа;

Информация об изменениях:

Приказом Минтранса России от 20 февраля 2017 г. N 55 пункт 10 дополнен подпунктом 7

7) использование тахографа, не имеющего нанесенного в соответствии с описанием типа средства измерения для данного тахографа знака утверждения типа средства измерения и знака поверки и (или) оформленного свидетельства о поверке, и (или) записи в паспорте (формуляре) тахографа, заверенной подписью поверителя и знаком поверки, с не истекшим сроком действия.

11. В случае повреждения карты водителя, неправильного ее функционирования, а также в случае ее потери или кражи водитель должен обратиться в течение семи календарных дней к организации, выдающей карты, с заявлением о выдаче новой карты.

12. В распечатку тахографа водитель может вносить сведения, заверенные подписью.

13. Транспортные предприятия:

1) осуществляют работы по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту устанавливаемых на транспортные средства тахографов в мастерских, сведения о которых учтены ФБУ “Росавтотранс” в перечне мастерских;

2) обеспечивают эксплуатацию тахографа в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации тахографа, утвержденного организацией-изготовителем тахографа;

3) обеспечивают своевременное техническое обслуживание тахографа и проверку его функционирования;

4) обеспечивают водителя необходимыми расходными материалами (бумага для принтера);

5) выгружают данные с карты водителя каждые 28 дней;

6) хранят данные, выгруженные с карты водителя, в базах данных предприятия в течение одного года и обеспечивать их доступность для проверки;

7) при выводе тахографа из эксплуатации обеспечивают хранение снятого блока СКЗИ тахографа в течение года;

8) направляют неисправный или функционирующий со сбоями тахограф на ремонт в мастерскую, сведения о которой учтены ФБУ “Росавтотранс” в перечне мастерских;

9) направляют в ФБУ “Росавтотранс” данные об утилизированных тахографах и блоках СКЗИ тахографов;

10) обеспечивают перед утилизацией тахографа запись в базу данных транспортного предприятия сохраненной в тахографе информации и ее хранение в течение одного года;

11) обеспечивают наличие в транспортном средстве руководства по эксплуатации тахографа.

*(1) Бюллетень международных договоров, 2009, N 3.

*(2) Собрание законодательства Российский Федерации, 2009, N 38, ст. 4475; 2010, N 38, ст. 4828; 2011, N 42, ст. 5922; 2012, N 53 (ч. II), ст. 7931.

>
N 4. Правила обслуживания тахографов, установленных на транспортные средства
Содержание
Приказ Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г. N 36 “Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Тахографы с СКЗИ и без СКЗИ. Отличия приборов и закон

Автомобили могут оснащаться тахографами с СКЗИ и без СКЗИ, т.е. оборудованными и не оборудованными криптографическими модулями, либо же тахографами ЕСТР, соответствующими требованиям европейских нормативных актов. При наличии криптографического модуля данные, поступающие в самописец, подвергаются шифрованию, при его отсутствии – информация записывается в память в неизменном виде.

При этом отличия тахографов с СКЗИ и без СКЗИ заключаются не только в наличии модуля криптозащиты данных, но и в допустимости их эксплуатации на автомобилях, осуществляющих рейсы на территории РФ. Именно поэтому так важно знать нормативные требования к установке тахографов на транспортные средства, а также досконально разбираться в принципиальных отличиях приборов разных типов.

Основные типы тахографов

Когда возникает необходимость оборудования автомобиля контрольным прибором, регистрирующим параметры движения, приходится решать, какой тахограф ставить — с СКЗИ или без? Для ответа на этот вопрос следует изучить и конструктивные особенности таких приборов, и нормативные требования.

Типы тахографов по характеристикам

Тахографы – бортовые самописцы, которые в автоматическом режиме регистрируют основные параметры движения ТС и работы/отдыха водителя – могут отличаться по своей конструкции. Основными разновидностями являются:

  1. Аналоговые (шайбовые) тахографы (Запрещены для внутрироссийских перевозок с 01.07.2016. Разрешены только для ЕСТР)
  2. Устройства европейского образца (соответствуют требованиям ЕСТР). Предназначены для контроля движения ТС, выполняющих международные рейсы.
  3. Контрольные приборы без СКЗИ. Не оборудуются модулем криптозащиты информации, что накладывает ограничение на их эксплуатацию в пределах РФ (Не соответствуют 36 приказу Минтранса).
  4. Устройства с СКЗИ. Оснащаются блоком криптографической защиты, что позволяет использовать их при коммерческих перевозках (грузовых либо пассажирских) на территории РФ.

Тип контрольного устройства, установленного на автомобиле, определяет, какую карту нужно использовать для тахографа. При работе с бортовыми самописцами применяются:

  • Карты для тахографов ЕСТР.
  • Карты для цифровых устройств без модуля СКЗИ/НКМ.
  • Карты для тахографов с СКЗИ.

Тахографические ключ-карты для устройств разных типов не являются взаимозаменяемыми. Т.е. если водитель выполняет рейсы и на территории РФ на одном автомобиле, а в странах ЕС на другой машине, то ему необходимо иметь две индивидуальные тахокарты: для самописцев с СКЗИ и ЕСТР. Важно понимать, что два тахографа устанавливать на одном транспортном средстве нельзя, так же, как и выезжать за пределы РФ с прибором с блоком СКЗИ.

Блок СКЗИ в цифровых тахографах

Ключевым элементом, определяющим функциональность тахографа и возможность его использования при коммерческих перевозках на территории РФ, является блок СКЗИ:

  • Аббревиатура в названии расшифровывается как «система криптографической защиты информации». Другое название устройства – «навигационный криптографический модуль» (НКМ).
  • По сути, модуль СКЗИ представляет собой блок энергонезависимой памяти, оснащенный собственным ПО. Программная часть модуля отвечает за шифрование информации, поступающей в бортовой самописец от периферических устройств.
  • Данные защищаются специализированной цифровой подписью. Это гарантирует невозможность их несанкционированного изменения и удаления.

Таким образом, наличие в тахографе модуля СКЗИ обеспечивает юридическую значимость зафиксированных контрольным устройством данных. Это позволяет использовать эту информацию при решении любых спорных вопросов — в том числе в ходе судебных разбирательств.

Особенности конструкции и активации блока СКЗИ

Сам блок СКЗИ представляет собой компактное устройство, которое устанавливается в специальное гнездо тахографа и подключается к навигационной антенне. Внутри устройства находятся:

  • контроллер;
  • часы;
  • акселерометр;
  • криптографическое устройство;
  • ГЛОНАСС-приемник;
  • энергонезависимая память;
  • автономный источник питания.

Для установки и активации блока СКЗИ необходимо обратиться в специализированный сервисный центр, получивший разрешение на выполнение таких операций от государственных органов (Минтранс и ФСБ РФ).

После установки блок СКЗИ в обязательном порядке подлежит активации. Эксплуатация тахографа с не активированным криптографическим модулем приравнивается к управлению автомобилем без устройства.

Периодически (раз в 3 года) модуль СКЗИ требует замены. Также криптографический модуль меняют:

  • При выходе из строя модуля или самого тахографа;
  • При изменении регистрационных данных владельца ТС или передаче ТС другому владельцу.
  • При смене информации о транспортном средстве.

Отличия тахографов с блоками СКЗИ/НКМ и без них

Как определить – тахограф с СКЗИ или без этого блока установлен на автомобиль? Этим вопросом задаются многие автовладельцы, поскольку нормативная база строго регламентирует эксплуатацию контрольных устройств обоих видов.

Есть несколько отличительных признаков:

  1. В монтажном отсеке, который обычно расположен в верхней части самописца, должен быть установлен небольшой модуль.
  2. На тахографической карте должна присутствовать голографическая наклейка.
  3. На распечатке технических данных устройства должен присутствовать номер модуля СКЗИ/НКМ.

Обратите внимание! Именно последний признак является самым важным, поскольку он позволяет определить не только наличие модуля, но и то, был ли блок СКЗИ правильно подключен и активирован.

Закон для тахографов с СКЗИ

Согласно действующему законодательству, срок действия тахографов без блока СКЗИ на территории РФ уже подошел к концу. Приказ №273 Минтранса РФ от 21 августа 2013 г. содержит следующие требования:

  1. Все транспортные средства, для которых наличие бортовых самописцев обязательно (а это ТС, относящиеся к категориям М2, М3, N2, N3) и осуществляющие коммерческие рейсы на территории РФ, на 1 января 2018 года должны быть оснащены контрольными приборами с модулем СКЗИ, советующими требованиям приказа № 36 Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г.
  2. Тахографы, соответствующие требованиям Постановления Правительства РФ № 720 (т.е. не имеющие модуля СКЗИ) подлежат замене — с начала 2018 года их эксплуатация не допускается.
  3. Исключение составляют автомобили с тахографами ЕСТР, имеющие карту допуска для осуществления международных грузопассажирских перевозок автомобильным транспортом.

Штрафные санкции

Как таковой штраф за использование тахографа без СКЗИ в законодательной базе не предусмотрен. Но, согласно действующим нормам (Ст. 11.23 КоАП РФ) отсутствие модуля криптозащиты в тахографе означает несоответствие самописца требованиям законодательства. В этой ситуации действуют те же штрафные санкции, что и при эксплуатации ТС без тахографа:

  • для физических лиц – от 1 до 3 тыс. рублей.
  • для должностных лиц – от 5 до 10 тыс. рублей.

Наличие штрафных санкций – еще одна причина, по которой следует отличать тахографы с СКЗИ и без СКЗИ и выполнять своевременное переоборудование транспортных средств соответствующими контрольными устройствами. Для замены блока СКЗИ и его активации в Санкт-Петербурге или области вы можете обратиться в нашу компанию – это позволит вам соблюсти все законодательные требования, сведя к минимуму временные и финансовые затраты.

Замена и активация блоков СКЗИ/НКМ

Замена СКЗИ – Цена блока СКЗИ (НКМ) и стоимость работ:

1. Блок СКЗИ (НКМ) тахографа – 16 500 рублей;
2. Активация блока СКЗИ тахографа – 1000 рублей;
3. Снятие – установка тахографа с заменой блока СКЗИ – 500 рублей;
4. Деактивация старого блока СКЗИ в тахографе – бесплатно.
5. Калибровка тахографа – 3000р.

Стоимость замены блока СКЗИ / НКМ – 21 000р.

В каких случаях требуется активация блока СКЗИ (НКМ) тахографа:
– первичная установка тахографа с блоком СКЗИ;
– замена СКЗИ тахографа, в связи со сменой регистрационных данных транспортного средства
– замена СКЗИ тахографа, в связи с истечением срока эксплуатации (3 года) блока или в связи с его неисправностью.

Замена блока СКЗИ и его активация в нашей мастерской происходит от 20 минут до нескольких часов – это зависит от скорости работы сервера ФБУ “Росавтотранс”.

Для чего нужен НКМ, являющийся СКЗИ:
В соответствии с Приказом № 36 от 13.02.2013г. Министерства Транспорта Российской Федерации, тахографы, предназначенные для установки на транспортные средства, обязательно должны быть оборудованы средством криптографической защиты информации (СКЗИ). В тахографы устанавливается навигационно-криптографический модуль – НКМ, он реализует алгоритмы криптографического шифрования информации и обеспечивает непрерывную и некорректируемую регистрацию информации о скорости движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителей транспортного средства.

При процедуре замены блока СКЗИ (НКМ) мастерские должны:
– произвести деактивацию блока СКЗИ (НКМ), а именно отозвать сертификат активации;
– демонтировать из тахографа блок СКЗИ тахографа и передать его на хранение предприятию. Работы осуществляются в соответствии с Положением о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации (Положение ПКЗ-2005), утвержденным приказом ФСБ России от 9 февраля 2005 г. № 66 (зарегистрирован Минюстом России 3 марта 2005 г., регистрационный № 6382);
– направить информацию в ФБУ «Росавтотранс» для учета сведений о выводе тахографа и блока СКЗИ тахографа из эксплуатации в соответствующем перечне.

Далее мастерская (лицензиат ФСБ) устанавливает новый блок СКЗИ в тахограф и производит его активацию. При этом тахограф снимается с транспортного средства, так как активация происходит только в специальном закрытом помещении и с использованием АРМ (автоматизированного рабочего места). После этой процедуры тахограф с активированным блоком СКЗИ устанавливается на транспортное средство. После замены блока СКЗИ и установки тахографа в автомобиль производится калибровка тахографа.

Транспортное предприятие должно: хранить снятый блок СКЗИ 1 календарный год.
По окончании срока хранения выведенного из эксплуатации блока СКЗИ тахографа:
– осуществить его утилизацию;
– обеспечить направление информации в ФБУ «Росавтотранс» для включения сведений об утилизации блока СКЗИ тахографа в соответствующий перечень.

ВАЖНО! Активация, деактивация, замена блока СКЗИ является строго лицензируемой деятельностью, для которой необходимо наличие лицензии ФСБ РФ у мастерской. Работы по активации, деактивации и замене блоков СКЗИ проводятся строго по адресу мастерской, в помещении которое лицензировано ФСБ!

ВАЖНО! Блок СКЗИ обеспечивает невозможность коррекции памяти тахографа, следовательно, активизировать его можно только один раз.

Тахограф с активированным блоком СКЗИ невозможно переставить с одного автомобиля на другой без замены блока СКЗИ!

Остались вопросы? Звоните: +7(495) 664-45-41

Можно ли дооборудовать тахограф блоком СКЗИ?

В связи с вступлением изменений в 273 приказ Мин. транспорта , начиная с 1 июля 2016 года для внутренних перевозок допущены всего два типа тахографов:

  • европейского стандарта (ЕСТР);
  • российского образца с блоком криптографической защиты информации (СКЗИ).

У многих перевозчиков возник вопрос: «Что же делать с тахографами под 720 постановление правительства (т.е. устройства без блока СКЗИ российского образца)». Давайте разберём на примере самого популярного тахографа, выпускавшегося без блока СКЗИ – модель Меркурий ТА-001.

Предисловие

Прежде чем описывать весь процесс стоит упомянуть один очень интересный факт – крайний срок оснащения тахографами без СКЗИ был апрель 2013 года, но некоторые товарищи до сих пор предлагают такие устройства «подешевле». Аргумента два:

  1. до 1 января 2018 года всё будет хорошо, штрафовать не будут, а дальше дооснастим СКЗИ. Выйдет дешевле.
  2. 36 приказ носит рекомендательный характер.

Время показывает обратное и первому и второму. Дооснащение блоком СКЗИ никак не выходит дешевле. Посчитаем по минимуму:

  • тахограф без СКЗИ предлагали в районе 30 т.р.;
  • Блок СКЗИ с активацией и заменой 22 т.р.;
  • калибровка 3,5 т.р.

ИТОГО: 55 т.р. это МИНИМУМ. Давайте сравним со средней ценой тахографа Меркурий ТА-001 с блоком СКЗИ – 40 т.р. «под ключ».

Сэкономили… Про рекомендательный характер 36 уже столько сказано и написано, что думаю здесь не имеет смысла дублировать.

Дооборудование СКЗИ

Самый главный вопрос, если касаться дооснащения блоком СКЗИ тахографа Меркурий ТА-001 – это версия устройства. Узнать её можно в паспорте устройства.

Версия тахографа старше 24

Если тахограф старше 24 версии, заказываете в мастерской комплект дооборудованная, сдаёте устройство на модернизацию – получаете готовое решение под все действующие приказы и законы о тахографическом контроле.

Версия тахографа 24 и ниже

К сожалению, для владельцев данных устройств, дешевле купить новый тахограф. В старых моделях требуется замена платы, а это очень дорого. Сам производитель в этом случае рекомендует приобрести новый, современный тахограф уже со встроенным СКЗИ

Очередная «отмена тахографов с блоком СКЗИ»

Добрый день дорогие клиенты! Регулярно по интернету пробегают слухи про отмену тахографов, и на прошлой неделе на крупном портале появилась очередная статья посвященная изменениям 1 ноября.

Покажите её своим юристам, а мы пока попробуем разобрать её со своей точки зрения. Покажем из-за чего собственно весь сыр-бор, чтобы вы могли сделать свой собственный вывод.

Вот собственно сама статья:

Её автор, Максим Владимирович, очень известный и уважаемый в тахографических кругах человек, который очень много делает для развития тахографии в нашей стране, но в данном случае мы с ним не во всём согласны.

Во первых очень приятно, что СРТС наконец открыто пишут о том, что карта МАП это фуфло, которое рассчитано только на некомпетентных проверяющих. Мы давно говорим это клиентам, то что пока «прокатывает», может резко прекратиться в любой момент.

Но переходим к тахографам. Смотрите что сейчас написано в правилах дорожного движения (статья 11.23 КоАП):

Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, режима труда и отдыха

1. Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее — тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации) — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

2. Нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, установленного режима труда и отдыха — влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

А теперь сравниваем с тем, что будет действовать 1 ноября.

Управление транспортным средством или выпуск на линию транспортного средства без тахографа, несоблюдение норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение режима труда и отдыха водителей

1. Управление транспортным средством без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, или управление транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, без ведения ежедневных регистрационных листков режима труда и отдыха, применяемых в установленных законодательством Российской Федерации случаях, — влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

2. Выпуск на линию транспортного средства без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

3. Несоблюдение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыха — влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

На наш взгляд говорить на основе этих изменений про отмену тахографов СКЗИ, это просто игра словами. Кроме этого, утверждение что тахограф делает «тахографом» паспорт производителя и сертификат соответствия Техническому регламенту «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР) было справедливо раньше, сейчас же есть «ГОСТ 34005-2016 Автомобильные транспортные средства. Тахографы цифровые. Технические требования и методы испытаний.» в котором через каждые три слова встречается формулировка «блок СКЗИ».

В частности, в описании того, что такое тахограф:

4.2.2 Бортовое устройство, защищенное от вскрытия опломбированным корпусом, содержит следующее: устройство обработки данных; программное обеспечение для устройства обработки данных, записанное на электронные носители информации; СКЗИ тахографа; блок памяти бортового устройства; два устройства ввода карт; средство отображения информации; печатающее устройство; средства визуального и звукового предупреждения; разъем для выполнения сервисных функций, загрузки (выгрузки) данных; разъемы для подключения бортового устройства к ТС; разъем для подключения к бортовому устройству антенны для приема сигналов ГНСС; иные устройства, не нарушающие требования по функциональности и безопасности тахографа, необходимость наличия которых в составе бортового устройства определяется организацией — изготовителем тахографов.

Так что как всегда, решать вам уважаемые клиенты.

Подчеркнем, что для нас как для мастерской нет никакого резона лоббировать какой-то определенный тип тахографов, наше дело качественно установить то оборудование, которое захотел клиент. Отменят тахографы с СКЗИ — будем ставить Европейские, не вопрос.

Но вот доказывать в суде свою правоту «в законе так написано поэтому СКЗИ не нужен» и забирать машины со штраф-стоянок придется вам самостоятельно.

Поэтому мы, как мастерская которая работает с тематикой тахографов с 2011 года, вообще не видим каких-либо предпосылок на законодательном уровне к тому, чтобы тахографы с СКЗИ были отменены. И если это и произойдёт, то это будет сделано явно не методом исчезания «нужного» слова в обтекаемой формулировке ПДД. Есть основные законодательные акты которыми регламентируется тахография, а КОАП и правила дорожного движения это всего-лишь зеркало которые их отражают.

Установка тахографа с блоком СКЗИ

Установка тахографа с блоком СКЗИ

В Приказ Министерства Транспорта РФ № 273 вступили в силу изменения, касающиеся внутренних перевозок пассажиров и грузов по России. Согласно изменениям с 01.01.2018 года на автобусы и грузовые автомобили (категории N2, N3, М2, М3) должны устанавливаться цифровые тахографы с блоком криптографической защиты информации (СКЗИ). Для внутренних перевозок допущены всего два вида цифровых тахографов: российские тахографы с блоком СКЗИ и тахографы европейского стандарта (ЕСТР). В итоге вступивших в силу изменений тахографы по Постановлению Правительства № 720 должны быть дооборудованы блоком СКЗИ. Данное требование касается всех транспортных средств, использующихся как для коммерческой, так и для некоммерческой перевозки пассажиров и грузов по территории России.

Тахографы с СКЗИ имеют типовую конструкцию. Отличительные особенности такого тахографа: защищённый от взлома корпус под отсек 1 DIN и наличие СКЗИ (модуль НКМ с приёмником ГЛОНАСС/GPS). Важными составляющими в конструкции тахографа с СКЗИ являются: отсек под блок СКЗИ для замены без вскрытия корпуса, ЖК-дисплей для вывода информации об использовании транспортного средства и удобным многострочным меню, термопринтер и слоты для дополнительных модулей (уровень топлива, датчик температуры и т.д.). В мастерской по установке тахографов представлены следующие мировые и отечественные бренды: VDO, Continental, АТОЛ, Штрих, Инкотекс. Стабильной репутацией среди водителей транспортных средств, владельцев транспортных компаний и служб контроля работы тахографов пользуются следующие модели цифровых тахографов, которые устанавливаются в мастерской: “Штрих-ТАХО RUS”, “VDO 3283”, “АТОЛ Drive 5”.

Установка тахографа технически сложная услуга, выполняющаяся при соблюдении ряда требований: использование сертифицированного и проверенного оборудования, выполнение монтажа с соблюдением технических требований завода-изготовителя, специалист-установщик должен пройти обучение и получить Сертификат на выполнение работ, иметь опыт установки тахграфов с блоком СКЗИ. Компания-исполнитель услуг по установке цифрового тахографа на автомобиль должна иметь лицензию ФСБ и аккредитация Министерства Транспорта РФ. На каждом установленном электронном тахографе должна стоять пломба с клеймом мастерской, в которой проводился монтаж оборудования. Проводится краткое обучение анализу данных авто тахографов и карт водителей, что позволяет предприятиям сокращать расходы с помощью систем тахографического контроля.

Стоимость установки блока СКЗИ на тахограф зависит в основном от версии самого тахографа. В старых моделях авто тахографа придётся менять плату, что само по себе не дёшево. В данном случае рекомендуется установить цифровой тахограф с блоком СКЗИ. Стоимость установки на грузовой и пассажирский транспорт будет зависеть от наличия уже установленного тахографа, вида спидометра, наличия датчика скоростей, даты выпуска модели автомобиля и состояния технических и электрических узлов автомобиля.

Стоимость тахографа с блоком СКЗИ в г. Санкт-Петербург колеблется от 30.000р. до 40.000р зависит от стоимости тахографа!

Комплекс услуг по установке тахографа с СКЗИ, калибровке и активации блока СКЗИ в зависимости от модели автотранспорта по стоимости будет варьироваться от 5.000р. до 19.000р, мы же предлагаем установку за 8 500руб. Таким образом, цена тахографа с СКЗИ с установкой обойдётся владельцу транспортного средства от 35.000р. до 59.000р. Установка тахографа с блоком СКЗИ под ключ возможна только в специализированных мастерских за один день. Таким центром является наша мастерская по установке тахографов! Каждому клиенту при этом предлагается решение с учётом специфики задач предприятия-заказчика, что позволяет повысить эффективность использования транспорта и снизить затраты на топливо.

Если у Вас возникли вопросы, звоните по телефону +7 (812) 309-49-19

Источники:
http://base.garant.ru/70332054/3e22e51c74db8e0b182fad67b502e640/
http://motusltd.ru/stati/tahograf-s-skzi-i-bez/
http://www.mostaho-tachograph.ru/katalog/zamena-i-aktivaciya-blokov-skzinkm.html
http://blog.stavtrack.ru/tachograph/mozhno-li-dooborudovat-taxograf-blokom-skzi
http://glonass13.ru/posts/otmena-tahograhov-sksi
http://auto-tahograf.ru/tahografy-novosti/ustanovka_takhografa_s_blokom_skzi/
http://pddmaster.ru/documentsnews/tahograf-s-01-07-2018.html

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию