Заключение договора при международной перевозке грузов

Договор международной перевозки груза: понятие

Договоры внутренней и международной перевозки принципиально не отличаются и являются типовыми. Структура договоров одинакова: предмет, юридический признак, стороны, содержание. Существуют и различия между двумя видами договоров. Внутренний договор регулируется источниками национального законодательства, международный – международно-правовыми источниками.

Особенности договора международной перевозки

Международный договор касается только непосредственных участников, где одной стороной является иностранное физическое или юрлицо. Международный договор имеет отдельные условия, касающиеся перевозных платежей, сроков доставки, ответственности сторон. В договоре внутренней перевозки они могут быть одними, а международном договоре совершенно иными. Например санкции, которые применяются при невыполнении обязательств, размер санкций. Различаются и вопросы споров, претензий, исков, сроки их предъявления, юрисдикция. Комплект, прилагающихся к договору обязательных товарно-транспортных документов тоже отличается от приложения к договору внутренней перевозки грузов. Он включает в себя документы, которые должны быть предъявлены пограничным, таможенным, санитарным службам. Такими документами являются: разрешение на проезд по территории иностранного государства, счет-фактура на перевозимый товар, гарантийное обязательство об оплате таможенной пошлины. Оформление такого типа документов входит в обязанности грузоотправителя, перевозчик отвечает за пересечение границы.

Договор международной перевозки грузов является основным документом, закрепляющим права и обязанности сторон, определяющим условия перевозки, содержащим указания перевозчику.

Основными документами являются также накладные, коносамент, транспортный документ, перевозочный документ.

Система транспортных документов при международных перевозках

Существуют две основных системы:

  • накладная при автомобильных, железнодорожных и воздушных перевозках;
  • коносамент при речных и морских перевозках грузов.

Накладная имеет определенную форму с четким набором реквизитов и обязательным содержанием.

Коносамент может быть составлен капитаном судна и вручен отправителю груза. Накладная, напротив, составляется отправителем груза, а вручается грузоперевозчику. Коносамент подписывается только капитаном, накладная – обеими сторонами. Из этих заключений можно сделать вывод о правовой оценке коносамента и накладной.

Коносамент – товарораспорядительный документ, накладная – товаросопроводительный.

В конвенциях закреплены положения о том, что отсутствие транспортных документов, их неверное оформление или утеря не отражаются на действительности договора международной перевозки. При перевозках воздушным, морским транспортом применяются проформы.

Порядок заключения международного договора перевозки

При заключении таких договоров часто используются генеральные соглашения. Они подписываются при долгосрочных деловых отношениях. В этих соглашениях во всех деталях определяются условия, обязательства при осуществлении перевозок. Кроме подготовки, предъявления груза при пересечении государственной границы, его доставки определяется порядок подачи заявок, условия оформления на таможне, порядок расчетов, форс-мажорные обстоятельства, претензии и арбитраж.

Заявка на перевозку груза включает в себя: количество транспортных единиц, необходимых для перевозки, название и объем груза, график подачи транспорта, его диспозиция по пунктам погрузки.

Если транспортировка груза разовая, действует система подачи заявки-оферты. Перевозчик может дать ответ в письменной форме или подать транспорт по условиям заявки. В Российской Федерации подача транспорта без согласования не так популярна.

Законодательство России четко определяет договор перевозки, в международных транспортных источниках не дается определение договора.

В конвенции ООН о морской перевозке грузов и в некоторых других документах дана дефиниция договора в общем виде.

Договор морской перевозки грузов – договор, в соответствии с которым перевозчик за уплату фрахта обязуется перевезти груз морем из одного порта в другой.

В договоре отсутствует положение о наличии иностранного элемента.

Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов дает более четкое определение:

Договор смешанной перевозки означает договор, на основании которого оператор смешанной перевозки за уплату провозных платежей обязуется осуществить международную смешанную перевозку.

Тем не менее договор, всеобъемлющего характера о международных перевозках в международном праве отсутствует. Если опираться на пункты национального транспортного законодательства, учесть наличие иностранного элемента, характерное для транспортных перевозок международного уровня, то определение договора международной перевозки грузов должно выглядеть так:

Договор – соглашение, по которому перевозчик обязуется доставить с пересечением государственной границы вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение лицу, а отправитель обязуется уплатить за перевозку установленную плату.

Договор реален. Его реальность проявляется в том, что стороны заключили договор после достигнутой договоренности по всем условиям с момента получения груза до его передачи.

Факт передачи груза подтверждается подписью перевозчика на транспортной накладной или вручением отправителю коносамента. На этот счет в международных транспортных источниках есть прямые указания. Договор фрахтования или чартера является консенсуальным.

Договор является взаимным, так как предполагает встречные права и обязанности. Есть основные обязанности – доставка груза и дополнительные – забота о грузе, обеспечение его сохранности. Грузоотправитель должен качественно подготовить груз к перевозке: затарить, упаковать, промаркировать, опломбировать, погрузить.

Договор является возмездным, так как грузоотправитель платит за перевозку груза указанную сумму. Условия оплаты закреплены в конвенциях и других документах.

Заключение договора при международной перевозке грузов

Основной задачей любой международной логистической компании является организация транспортировки грузов. Под этим простым понятием кроется многообразная цепочка процессов. Решив вступить на путь международной логистики, у компании всегда есть выбор: осуществить перевозку самостоятельно или обратиться к профессиональной логистической компании.

Деятельность в сфере международной перевозки несет множество рисков. При неправильном оформлении документов могут возникнуть вопросы со стороны налоговой инспекции, таможенных органов, а также осложняется взыскание задолженностей, что приводит к дополнительным расходам и убыткам.

Существенные условия договора

При заключении договора международной перевозки грузов необходимо учесть следующие условия:

  • порядок и срок подачи заявок;
  • стоимость перевозки;
  • срок доставки и таможенного оформления груза;
  • ответственность сторон и форс-мажорные обстоятельства.

Клиенту при оформлении заявки на перевозку груза следует внимательно указать такие данные как: вес груза, количество грузовых мест, потребность в дополнительной упаковке, маршрут перевозки с подробным адресом и наименованием получателя, точное определение перевозимого груза, иначе впоследствии невозможно будет доказать причинения ущерба перевозчиком.

Отдельное внимание следует обратить на условие о надлежащей упаковке груза. По общему правилу обязанность осуществить качественную упаковку возложена на отправителя. В случае повреждения товара, отнести ответственность на перевозчика затруднительно, если условие об упаковке либо дополнительной упаковке не возложена на перевозчика.

Примеры из практики

Определением Высшего арбитражного суда от 20.02.08 № 1321/08 установлено, что указание в накладной на наименование груза — «оборудование» не позволило сделать однозначный вывод о том, что к перевозке была предъявлена именно видеокамера. По причине чего суд не принял представленные истцом документы, подтверждающие стоимость видеокамеры, в качестве доказательств стоимости переданного к перевозке груза.

Президиум ВС привел пример, когда перевозчик не платит за повреждение груза. Компании заключили договор перевозки, по которому надо было доставить легковые машины на открытых автовозах. В дороге один автомобиль получил повреждения — в ветровое стекло попал камень. Грузоотправитель подал иск. Суды встали на сторону транспортной компании. Перевозчик доказал, что наличие упаковки исключило бы возникшие повреждения.

Мы всегда рекомендуем нашим клиентам внимательно отнестись к условиям договора международной перевозки, оформлении заявок на перевозку и сопроводительных документов. Необходимо проводить детальный анализ договора не только на соответствие нормам законодательства, но и анализировать относительно противоречий, которые могут содержаться (как показывает практика) в самих договорах.

Источники:
http://zaochnik.com/spravochnik/pravo/mezhdunarodnoe-transportnoe-pravo/dogovor-mezhdunarodnoj-perevozki-gruza/
http://avrora-logistic.com/news/na-chto-obratit-vnimanie-v-dogovore-mezhdunarodnoy-perevozki-gruza/
http://rusimportrade.ru/tamozhennoe-oformlenie/dokumenty-dlya-mezhdunarodnykh-perevozok

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию