Перевозка грузов ИП

Порядок оформления ИП на грузоперевозки

Грузоперевозки считаются весьма востребованным и прибыльным видом деятельности. Однако, сразу следует отметить, что данный сегмент рынка крайне перенасыщен. Высокая конкуренция всё чаще вынуждает предпринимателей работать неофициально, то есть, без открытия ИП или регистрации юридического лица, что позволяет несколько снизить расценки на свои услуги, но в то же время подобный подход чреват другими проблемами и неприятностями.

Оформление ИП. «За» и «против»

Не секрет, что процесс открытия ИП требует определённого времени и финансовых вложений. Более того, в процессе деятельности бизнесмену придётся выплачивать налоги, делать взносы в Пенсионный фонд, вести бухгалтерию и производить целую массу других рутинных действий. Дополнительные же расходы, связанные с легализацией предпринимательства, придётся закладывать в цене на услуги, что может пагубно сказаться на конкурентоспособности.

Если предприниматель решил заниматься грузоперевозками без оформления ИП, он может столкнуться с рядом факторов, предвидеть которые заранее очень сложно:

  • Недоверие клиентов. Как показывает практика, многие отправители более ли менее ценных грузов далеко не всегда доверяют случайным исполнителям. Наличие статуса ИП или юридического лица позволит заключать договоры и соглашения, предоставлять гарантии или их видимость, что так или иначе поможет начать сотрудничество.
  • Без ИП исполнитель бесправен. Если возникнет какая-либо конфликтная или спорная ситуация, предприниматель, решивший сэкономить на открытии ИП, оказывается совершенно беззащитен. В процессе деятельности можно столкнуться с пропажей части грузов, получателями, решившими не платить, должниками — отправителями и другими неприятными моментами, которые разрешаются лишь с привлечением судебных или исполнительных органов. Обратиться к представителям власти со своими проблемами, не имея при этом законного права заниматься данным видом деятельности — весьма дерзкий поступок, который может повлечь массу куда более серьёзных неприятностей.
  • Ограниченность в видах расчётов с клиентами. Многие клиенты, выступающие от лица ООО, предпочитают вести все расчёты через расчётный счёт. Отсутствие такового ограничит круг отправителей и получателей. Также следует отметить тот факт, что клиенты зачастую рассчитываются за оказанные услуги банковскими картами, а мобильные терминалы и эквайринг доступны лишь официально зарегистрированным предпринимателям.

Не стоит забывать и об очевидных возможных проблемах, а именно о столкновениях с представителями налоговой полиции. Если такое случится, то в лучшем случае предприниматель ограничится денежным штрафом, а в худшем последует запрет на осуществление предпринимательской деятельности или даже лишение свободы.

Оформление ИП. С чего начать?

Чтобы официально оформить грузоперевозки как вид деятельности, необходимо пройти стандартную процедуру регистрации. Никаких дополнительных лицензий и разрешений от бизнесмена не потребуется, если, конечно же, его деятельность не будет связана с транспортировкой опасных веществ.

Для того чтобы начать своё дело на законных основаниях, в первую очередь, необходимо получить ИНН, если таковой ещё не был получен. Для этого достаточно лишь написать заявление и отнести его в налоговую службу. Бланки таких документов доступны для скачивания в интернете. Срок оформления ИНН составляет порядка двух недель.

Важно! Приступить к оформлению ИНН и ИП можно в любое время, не выходя при этом из дома. Достаточно лишь ознакомиться с информацией на официальном сайте ИФНС и следовать размещённому там же алгоритму действий.

Коды ОКВЭД и пакет документов в налоговую инспекцию

Грузоперевозки попадают под код 60.24 ОКВЭД, что подразумевает любую деятельность автомобильного грузового транспорта: будь то курьерская доставка или, например, оперативная помощь с переездами.

Для регистрации ИП необходимо предоставить в налоговую инспекцию пакет документов, включающий в себя:

  • заявление о присвоении статуса ИП в соответствии с установленной формой Р21001;
  • квитанция об оплате 800 рублей в качестве государственной пошлины;
  • копии всех страниц паспорта, на которых есть информация.

Помимо этого, начинающий предприниматель должен сообщить о выбранной системе налогообложения, о чём также необходимо известить налоговые органы, предоставив соответствующее заявление.

Деятельность, связанная с грузоперевозками, попадает под ЕНВД (Единый налог на вменённый доход). Официально зарегистрированный предприниматель будет обязан ежеквартально уплачивать фиксированную сумму, которая никак не зависит от полученного дохода. То есть, налог придётся выплачивать даже если прибыли не было вообще. Также не следует забывать и о регулярных взносах в пенсионный фонд Российской Федерации.

После того, как налоговая примет все документы, предпринимателя известят о дате, когда можно будет нанести визит в инспекцию для получения заветных бумаг, дающих законное право заниматься грузоперевозками.

Важно! При ненадлежащем заполнении документов все операции, включая оплату государственной пошлины, придётся проходить повторно. Чтобы лишний раз не терять своё время и деньги, рекомендуется соблюдать предельную внимательность или обратиться к услугам юристов.

Получение готовых документов

По истечении определённого времени, порядка пяти рабочих дней для открытия ИП и четырнадцати дней для регистрации ИНН, предпринимателю предстоит посетить налоговую службу и получить на руки пакет документов, включающий:

  • документ, свидетельствующий об открытии ИП (ОГРНИП);
  • выписку из Росреестра (ЕГРИП);
  • уведомление о постановке на учёт в налоговой;
  • уведомление ПФР о регистрации по месту жительства;
  • уведомление о присвоении кодов ОКВЭД из Росстата.

После чего бизнесмену останется лишь открыть расчётный счёт в банке. Для этого достаточно предоставить документы из налоговой сотрудникам финансового учреждения и оплатить их услуги, что обойдётся в сумму порядка тысячи рублей. Если возникнет желание или необходимость, то можно будет изготовить печать.

Важно! Проходить процедуру открытия ИП можно как лично, так и по нотариально заверенной доверенности. Зачастую такие доверенности оформляются на юристов, сопровождающих регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя «под ключ».

Отвечая на вопрос, нужно ли оформлять ИП, существует огромная масса мнений от действующих и бывших предпринимателей, а также от тех, кто далёк от бизнеса вообще. Если предприниматель решил всерьёз заняться грузоперевозками, то без официального разрешения на осуществление подобного вида деятельности не обойтись.

Заниматься доставкой грузов без открытия ИП можно лишь в порядке исключения, когда такая деятельность не попадает под понятие предпринимательской, то есть, не подразумевает систематическое получение прибыли.

Какие существуют документы для грузоперевозок ИП?

Какие существуют документы для грузоперевозок ИП? Этот вопрос вызывает интерес бизнесменов. У индивидуальных предпринимателей, занятых в области грузоперевозок, как правило, в собственности имеется определенное количество транспортных средств. Понять, что применимо в личных интересах, а что в развитии бизнеса, крайне сложно. Ввиду этого оформление ИП как грузоперевозчика вызывает много вопросов. Уместен ли перевод транспорта с физического лица на ИП? Какие документы для грузоперевозок ИП должен предоставить?

Какие существуют документы для грузоперевозок

Рассмотрим вопрос регистрации ИП как грузоперевозчика. Согласно нормативным актам РФ, предприниматель вправе использовать собственное имущество, как для личных нужд, так и в целях ведения собственной хозяйственной деятельности.

Ввиду того, что в ныне действующие документы не внедрен термин «собственность ИП» и «служебный транспорт», никакой перерегистрации транспорта не требуется.

Так как единственный режим налогообложения, в котором может работать ИП грузоперевозчик, – это ЕНВД, следует рассмотреть регистрацию деятельности по грузоперевозке с позиций этого режима, а также необходимые документы, сопровождающие подачу декларации о начале подобной деятельности.

НК РФ регламентирует постановку на учет лиц, имеющих в собственности транспорт. Нужно рассмотреть «иные основания», обязывающие плательщиков режима ЕНВД стать на учет по месту ведения ими предпринимательства.

ИП, подлежащие постановке на учет как плательщики режима налогообложения ЕНВД, на протяжении 5 рабочих дней должны осуществить подачу заявления о постановке на учет как плательщика ЕНВД.

Если предприниматель решает сменить область деятельности или ввести дополнительную часть дохода – автоперевозки, он подвергается перерегистрации в налоговой.

Однако у специалистов налоговой во избежание путаницы совершенно иная позиция. В случае, если ИП – плательщик ЕНВД, повторно вставать на учет не нужно. Поэтому в произвольном виде ИП обязан уведомить налоговую службу о старте новой деятельности.

Согласно этому, ИП, подавая декларацию в налоговую об осуществлении деятельности по грузоперевозкам, сообщает налоговым органам о старте новой деятельности, код 05. Кроме того, вышеуказанный документ имеет смысл сопровождать пояснительной запиской, составленной произвольно. Какие документы нужны для перевозки грузов ИП? Следует вернуться к законодательным документам – Уставу автомобильного транспорта. Согласно нему, предъявляемые требования к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям одинаковые.

Документы ИП для перевозки грузов и акты выполненных работ

Документы для грузоперевозок ИП, акты выполненных работ:

  1. Договоренность о перевозке. В обязанности грузоперевозчика входит доставка груза в пункт назначения и выдача лицу, уполномоченному в получении. Отправитель оплачивает грузоперевозчику прописанное в договоре вознаграждение. Заключение договоренности о грузоперевозке сопряжено с выдачей товарно-транспортной накладной.
  2. Товарно-транспортная накладная. Товарно-транспортная накладная оформляется грузоотправителем. Юридические лица, в обязанности которых вменяется отправление, при получении грузов ведут учет товарно-транспортных накладных.
  3. Договор фрахтования. Составляется, когда доставка груза осуществляется в сопровождении грузоотправителя или его представителя.

Есть возможность оформить данный документ как заказ-наряд на использование транспорта с целью перемещения грузов. Заказ-наряд является взаимно заменяющей формой ТТН и в то же время выступает упрощенной ее вариацией. Отличительная особенность – непроставление отметок о передаче груза.

Если доставка груза осуществляется при помощи иных организаций, ТТН носит обязательный характер.

При наличии оформленной ТТН налогоплательщикам предоставляются льготы по уплате налогов, учитывающих расходность грузоперевозок.

Акт приема-передачи выполненных работ имеет следующие особенности:

  • форма не унифицирована;
  • подается вместе с товарно-транспортной накладной для учета расходности, выделенных на перемещение грузов, вычисление налоговых сборов на получение прибыли организации;
  • учетный документ первичного характера.
  • документ на использование транспортного средства;
  • основной документ учета первичного характера;
  • в сочетании ТТН фиксирует показатели учета работы транспорта и водителя;
  • документ для начисления зарплаты водителю;
  • на основании этого документа осуществляется расчет расходности грузоперевозок.

Отрывные талоны путевого листа:

  • заполняет заказчик;
  • основание для предъявления счета собственником транспорта заказчику;
  • обязательны при повременной тарификации перевозки грузов;
  • фиксированная тарификации не требует оформления путевого листа.

Для ИП применение путевых листов носит обязательный характер. Они содержат все основные реквизиты.

Путевой лист – документ, являющийся подтверждением расходности грузоперевозок, в частности перевозчика.

Какую систему налогообложения выбрать ИП для грузоперевозок?

В России существует несколько налоговых режимов, и в зависимости от выбора, сумма обязательных платежей на них может сильно отличаться. В этой статье рассмотрим вид деятельности ИП — грузоперевозки. Какую систему налогообложения выбрать предпринимателю, чтобы легально сократить налоговое бремя? Для этого сделаем расчеты и на примере сравним разные варианты.

Специфика автомобильного бизнеса

ОСНО редко применяется индивидуальными предпринимателями, поскольку это невыгодно — слишком большая налоговая нагрузка. На общей системе нужно платить НДС по ставке 20% от выручки, а с собственного чистого дохода — еще и 13% в виде НДФЛ. Обычно основной режим применяют при необходимости вести бизнес с крупными компаниями — плательщиками НДС. Но чаще ИП работают с такими же, как они сами, субъектами малого бизнеса или с физическими лицами. Быть плательщиком НДС при этом необходимости нет, так что предприниматель выбирает какой-либо льготный налоговый режим.

Перед тем как перейти к расчетам налогов ИП, выделим особенности сферы грузоперевозки. Чтобы понять, какую систему налогообложения выбрать, нужно оценить примерный уровень расходов бизнеса. А они будут таковы:

  • сервисные расходы — ремонт, техобслуживание, замена шин;
  • амортизация — списание части стоимости машин на себестоимость услуг;
  • если транспорт арендуется, то арендная плата;
  • стоимость бензина;
  • заработная плата водителей и других работников;
  • страховые взносы за сотрудников, а также на страхование самого ИП;
  • накладные расходы — оплата связи, парковки и другие;
  • автострахование;
  • налоги и прочие обязательные платежи.

Иначе говоря, расходов предстоит немало. Какова будет их доля, заранее определить сложно. Для расчета можно ориентироваться на такие значения: расходы — 70%, доходы 30% от выручки. Но это практически идеальный показатель, и добиться его на практике очень сложно. В последние годы рынок грузоперевозок находится в застое. Причиной тому кризисные явления в экономике России, высокая конкуренция, дополнительные платежи (система Платон) и постоянный рост цен на топливо. Поэтому доходность грузоперевозок серьезно снизилась.

Пример расчета налоговой нагрузки

Для примера возьмем предпринимателя из города Чехова Московской области.

Исходные данные его бизнеса такие:

  1. Количество автомобилей, которые он использует для перевозки грузов — 3.
  2. Средняя ежемесячная выручка предпринимателя — 900 000 рублей.
  3. Средняя ежемесячная сумма расходов, которые учитываются при расчете налога (страховые взносы включены) — 630 000 рублей.
  4. Количество нанятых работников — 2, ежемесячная сумма страховых взносов — 9 000 рублей за каждого сотрудника. Итого в год: 2 * 9 000 * 12 = 216 000 рублей.

Страховые взносы самого предпринимателя составят:

  • фиксированная часть с дохода до 300 000 рублей в 2020 году — 36 238 рублей;
  • 1% в Пенсионный фонд с суммы превышения: (900 000 * 12 — 300 000) * 1% = 105 000 рублей;
  • общая сумма взносов ИП за себя: 36 238 + 105 000 = 141 238 рублей.

Примечание: на ЕНВД и ПСН дополнительный взнос на пенсионное страхование ИП рассчитывается не с реальных доходов, а с установленных государством (вмененный доход на ЕНВД или потенциально возможный на патенте).

Теперь произведем расчеты налогов на разных системах, а заодно и расскажем об особенностях каждой из них.

Упрощенная система налогообложения

Применять УСН предприниматели могут повсеместно практически при любом виде деятельности, но есть ограничения:

  • у ИП должно работать менее 100 человек (значение в среднем за год);
  • его годовой доход должен быть менее 150 млн рублей;
  • остаточная стоимость его основных средств также должна быть менее 150 млн рублей.

По своему желанию предприниматель может выбрать один из двух вариантов уплаты налога при УСН:

  1. По ставке 6% с доходов.
  2. По ставке 15% с разницы между доходами и расходами.

В первом случае расходы ИП не играют никакой роли и не учитываются. Единственное исключение — страховые взносы. Они отнимаются от суммы исчисленного налога. Предприниматель с работниками вправе сократить налог за счет уплаченных взносов максимум наполовину. Если же ИП ведет деятельность один, то свои взносы он может вычесть из налога полностью, сократив его хоть до нуля.

Для ИП из нашего примера расчет налога при УСН с объектом «Доходы» будет такой:

  • налоговая база за год: 900 000 * 12 = 10 800 000 рублей;
  • сумма налога: 10 800 000 * 6% = 648 000 рублей;
  • общая сумма страховых взносов в год за самого предпринимателя и его работников: 141 238 + 216 000 = 357 238 рублей;

За счет страховых взносов налог можно уменьшить на 50%, т.е. до 648 000/2 = 324 000 рублей.

Если же применяется УСН с объектом «Доходы минус расходы», то расчет налога для нашего ИП будет такой:

(900 000 — 630 000) * 12 * 15% = 486 000 рублей.

В этом случае страховые взносы сумму налога не уменьшают, поскольку они уже входят в состав расходов. Поэтому если ИП из примера выберет УСН с объектом «Доходы минус расходы», то в год ему придется уплатить 486 000 рублей налога.

Кроме того, на этом режиме есть следующие особенности:

  • расходы, уменьшающие налоговую базу, должны быть документально подтверждены;
  • отдельные виды расходов при расчете налоговой базы не учитываются;
  • есть минимальное значение налога — это 1% от суммы дохода.

Единый налог на вмененный доход считается более выгодным налоговым режимом при грузоперевозках. Но тут многое зависит от места жительства ИП. Дело в том, что ЕНВД действует не везде. Вводить ли эту систему на территории города или иного поселения, решают местные власти. Они же определяют список видов деятельности, в отношении которых этот режим вводится. Однако базовые направления бизнеса для «вмененки» прописаны в Налоговом кодексе (статья 346.26), и перевозка грузов как раз входит в этот список. Но есть ограничение — у ИП должно быть не более 20 машин.

Ставка ЕНВД по умолчанию — 15%, хотя местные законодатели могут снизить ее до 7,5%.

Налоговая база за каждый месяц рассчитывается так: Базовая доходность * Физический показатель * К1 * К2

Параметры этой формулы обозначают:

  • Физический показатель для грузоперевозок — это количество машин.
  • Базовая доходность — сумма вмененного дохода, который предприниматель может получить в месяц на единицу физического показателя.
  • К1 — коэффициент-дефлятор, который ежегодно рассчитывается Минэкономразвития в зависимости от уровня инфляции.
  • К2 — понижающий коэффициент, который устанавливается местными властями для облегчения налоговой нагрузки. Он может быть разный в зависимости от вида деятельности и местности, но не более 1.

Если количество машин в течение года не меняется, то ЕНВД можно рассчитать по формуле: Налоговая база за месяц * 12 месяцев * 15%. Чтобы рассчитать ЕНВД для ИП из примера, соберем все нужные данные в таблицу.

Физический показатель (статья 346.29 НК РФ)

Базовая доходность (статья 346.29 НК РФ)

6 000 рублей в месяц на 1 автомобиль

К1 в 2020 году (приказ Минэкономразвития России от 30 октября 2018 года № 595)

К2 для грузоперевозок в городе Чехове (решение городского Совета депутатов от 9 ноября 2012 года №71/10)

Расчет будет выглядеть так: 6 000 * 3 * 1,915 *1 * 12 * 15% = 62 046 рублей.

Как и на упрощенной системе с объектом «Доходы», на ЕНВД можно вычесть из суммы налога страховые взносы. Правило такое же: если у ИП есть сотрудники, то он может уменьшить налог за счет взносов на 50%. Значит, предпринимателю предстоит уплатить в бюджет всего: 62 046 / 2 = 31 023 рубля.

Патент на грузоперевозки

Система налогообложения на основе покупки патента разработана для отдельных сфер бизнеса, причем специально для ИП. Грузоперевозки — один из тех видов деятельности, на который можно приобрести патент. Но есть условия:

  • ПСН по грузоперевозкам должна быть введена региональным законом;
  • размер дохода ИП за год не должен быть более 60 млн рублей;
  • количество нанятых работников — не более 15 человек.

Ставка налога при применении ПСН (стоимость патента) — 6% от потенциального дохода ИП. Его размер устанавливают региональные власти для каждой сферы. Они также вправе уменьшить ставку налога наполовину.

Для удобства предпринимателей ФНС разработала специальный калькулятор расчета стоимости патента. Найти его можно на официальном сайте Налоговой службы в разделе для индивидуальных предпринимателей.

Для рассматриваемого в примере ИП из города Чехова годовая стоимость патента на 3 автомобиля на год составит 60 093 рубля. Это 6% от предельного дохода в сумме 1 001 547 рублей, которая установлена в Подмосковье для грузоперевозок, когда у ИП 2 или 3 транспортных средства (закон Московской области от 6 ноября 2012 года № 164/2012-ОЗ).

В отличие от УСН и ЕНВД, на патентной системе к налогу нельзя применить вычет на сумму страховых взносов. То есть предпринимателю из примера нужно будет уплатить полную стоимость патента в размере 60 093 рублей.

Подведем итоги

Итак, мы сделали расчеты для ИП, который занимается грузоперевозками, и попытались проанализировать, какую систему налогообложения выбрать.

Суммы налога получились такие:

  • УСН (доходы минус расходы) — 486 000 рублей;
  • УСН (доходы) — 324 000 рублей;
  • ЕНВД — 31 023 рубля;
  • покупка патента — 60 093 рубля.

Получается, что предпринимателю выгоднее всего выбрать ЕНВД. Но здесь есть нюанс — действует этот режим не везде. Однако и там, где он есть, ему осталось действовать совсем недолго. В соответствии с законом от 29 июня 2012 года № 97-ФЗ, ЕНВД прекратит свое существование 1 января 2021 года. Законодатели считают, что «вмененка» не слишком справедлива, поскольку уплачиваемые в бюджет суммы никак не связаны с размером полученного бизнесменом дохода. Но пока ее можно использовать, если, конечно, подходят все условия.

Далее следует присмотреться к покупке патента. Но тут нужно уточнять особенности местных законов и считать стоимость. Ситуация на рынке грузоперевозок в каждом регионе своя, поэтому цена патента очень сильно различается. Например, в Санкт-Петербурге патент на 1 машину стоит 48 000 рублей в год, а в Смоленске — 8 586 рублей.

Из наших расчетов выходит, что наименее выгодным из льготных режимов налогообложения при грузоперевозках является «упрощенка». Что неудивительно, ведь размер налога на этой системе зависит от полученного дохода. В приведенном примере предпринимателю выгоднее применять УСН с объектом «Доходы», но это очень условно. При расчетах мы исходили из того, что процентное соотношение «Доходы/расходы» у ИП будет равно 30/70. Но на практике оно, весьма вероятно, будет иным. Например, 20/80 или даже 10/90. И тогда уже будет выгоднее применять УСН с объектом «Доходы минус расходы».

Подпишитесь на рассылку, чтобы получать новые статьи на почту:

Как открыть ИП по грузоперевозкам в 2020 году пошаговая инструкция

Грузоперевозки являются одной из самых популярных сфер бизнеса в России. Несмотря на то, что наиболее распространённой формой налогообложения для грузоперевозок является ЕНВД, ПСН, созданная в 2013 году, набирает большую армию приверженцев среди бизнесменов. Похожие по сути, но разные по основным характеристикам, формы ставят будущих предпринимателей перед вопросом: какая система налогообложения лучше для ИП, занимающихся грузоперевозками. О том, как открыть ИП на грузоперевозки и особенностях налогообложения расскажет статья.

Как открыть ИП по грузоперевозкам в 2020 году: с чего начать, пошаговая инструкция

Чтобы начать официальную деятельность по грузоперевозкам в 2020 году необходимо пройти стандартную процедуру регистрации ИП. Получать лицензию не требуется, если не планируется осуществление транспортировки опасных веществ.

Для регистрации потребуется предоставить:

  • заявление Р21001, актуальный образец представлен на сайте налоговой службы. Важно правильно заполнить бланк;
  • квитанцию, подтверждающую факт уплаты госпошлины (800 руб.);
  • копию паспорта и ИНН (при наличии).

Процедура регистрации ИП для грузоперевозок состоит из нескольких этапов:

  1. Сбор документов.
  2. Передача комплекта документов органамналоговой инспекции. Разрешено несколько способов: лично, почтой (заказным письмом с приложением 2-х экземпляров описи) или электронно (через портал Госуслуги, обязательно иметь ЭЦП – электронно-цифровую подпись и подтверждённый аккаунт). Также закон позволяет привлечь доверенное лицо для представления интересов в госорганах.
  3. Проверка корректности и комплектности документов органами фискальной службы.
  4. Регистрация ИП. Процедура считается завершённой после внесения сведений в ЕГРИП.

При заполнении заявления на регистрацию, будущий предприниматель должен указать коды ОКВЭД, отражающие направление будущей деятельности. С 2016 года грузоперевозки отражаются с помощью кодов 49.4 (включает все виды перевозок, в том числе легковым транспортом и фурами, кроме ж/д), 49.41 (перевозка всех видов грузов, включая опасные и специальные), 49.42 (услуги по перевозке, например, переезд). Разрешено выбрать основной вид деятельности и дополнительные (в неограниченном количестве).

Процедура регистрации занимает до 5 рабочих дней, однако по итогу может быть принято отрицательное решение.

В подобных случаях органы налоговой службы уведомляют заявителя в письменном виде с подробным разъяснением причин, после устранения которых документы подаются вновь, госпошлина оплачивается повторно.

Налогообложение по грузоперевозкам

В момент регистрации предприниматель должен сообщить о выбранной системе налогообложения, в противном случае «автоматически» будет применяться ОСН. О том, какую систему налогообложения выбрать для удобства и выгоды предприниматель, занимающийся грузоперевозками, должен подумать заранее.

Для этого, необходимо ознакомиться с формами налогообложения, доступными предпринимателям в сфере грузоперевозок:

  • ОСНО – общий режим является наиболее сложным для ИП как по размеру налоговых платежей, так и ведению отчётности. Подразумевает уплату НДФЛ, НДС, имущественных налогов, причём по каждому необходимо подавать декларацию. Чтобы правильно рассчитать сумму налога, вести учёт и отчётность необходимо обладать профессиональными навыками бухгалтера. Преимуществом использования является возможность работы с контрагентами, которые являются плательщиками НДС и отсутствие ограничений по выручке, единицам транспорта;
  • УСН – имеет критерии для применения. Позволяет выбрать налогооблагаемую базу «доходы» или «доходы минус расходы», по ставке 6 и 15% соответственно. Отчётность состоит из КУДиР и ежегодной подачи декларации;
  • ЕНВД – применение «вменёнки» допустимо, если количество машин в парке не превышает 20 единиц, а количество работников 100 человек. Ставка налогообложения 15% уплачивается с вменённого дохода, рассчитываемого исходя из физических показателей и установленных значений доходности для каждой отрасли. Список отраслей, которые имеют право применения ЕНВД, утверждают муниципальные власти. Декларация сдаётся каждый квартал;
  • ПСН – декларации не сдаются, но необходимо вести учёт доходов.

Независимо от выбранного режима, ИП, избравший по направлению грузоперевозки, обязан уплачивать транспортный налог. При уплате имеет значение факт принадлежности автомобиля – арендованный транспорт налогом не облагается. Также, независимо от формы налогообложения и присущей ей отчётности, предпринимателю необходимо контролировать заполнение и ведение Независимо от выбранного режима, ИП, избравший по направлению грузоперевозки, обязан уплачивать транспортный налог. При уплате имеет значение факт принадлежности автомобиля – арендованный транспорт налогом не облагается. Также, независимо от формы налогообложения и присущей ей отчётности, предпринимателю необходимо контролировать заполнение и ведение путевого листа – первичного документа, который используется для учёта автотранспорта и расчётов с водителями. Документ тщательно проверяется сотрудниками ГИБДД.

Установленный законом образец путевого листа отсутствует, закреплены лишь сведения, которые он должен содержать.

Что такое ПСН

ПСН – патентная система налогообложения – это один из специальных режимов, заменяющий несколько налогов (НДФЛ, НДС, имущественный) оплатой фиксированной стоимости патента, расчёт которой осуществляется без привязки к фактически полученным доходам.

Ставка 6%. ПСН имеет следующие характеристики, которые можно причислить к преимуществам:

  • стоимость патента фиксирована, а значит, нет необходимости самостоятельного расчёта налоговых платежей;
  • приобретать патент возможно на срок от 1 до 12 мес.;
  • не требуется подавать декларацию;
  • разрешено работать без ККМ – заменой является бланк строгой отчётности, фиксирующий факт оплаты наличкой или безналом. Однако в 2017 году Правительство инициировало переход к онлайн-кассам, ИП на ПСН получили отсрочку до 1 июля 208 года;
  • предусмотрено использование пониженных ставок при отчислении взносов за работников, исключение: ИП, занимающиеся предоставлением услуг в сфере общепита, торговлей, арендой имущества.

Список отраслей, подпадающих под применение патента, а также возможность применения «налоговых каникул» утверждается муниципальными органами власти.

ПСН имеет и другие характеристики, которые нельзя отнести к преимуществам:

  • площадь занимаемого бизнесом помещения не должна превышать 50 кв.м.;
  • ограниченное количество направлений деятельности;
  • количество наёмных работников – не более 15;
  • уменьшить стоимость невозможно;
  • необходимо вести учёт с помощью КУДиР по каждому направлению отдельно;
  • общий совокупный доход ИП не должен превышать 60 млнр.;
  • по каждому направлению деятельности необходимо приобретать отдельный патент.

Оплата патента сроком действия до 6 месяцев осуществляется единовременно, до окончания срока действия.

Если срок выше, то разрешено делить взносы на три части:

  • 1-й взнос в первые 3 мес.;
  • оставшиеся до окончания срока.

Расчёт стоимости в 2020 году осуществляется по формуле: базовая доходность (сведения содержатся на сайтах субъектов РФ) х 6%. Совершить переход на ПСН возможно при регистрации или по заявлению, подать которое необходимо в налоговую службу не позднее, чем за 10 дней до начала применения спецрежима. Ходатайство о продлении применения патента необходимо подавать до 20 декабря (до первых чисел января, если срок действия предыдущего был год). Подаётся обращение в ИФНС по месту регистрации или в органы того региона, где планируется ведение бизнеса. Учёт осуществляется в КУДиР, где обязательно указать все доходы, полученные за налоговый период применения ПСН.

Патент действует только в пределах региона оформления. Однако если ИП занимается междугородними перевозками и договор с клиентом заключён в регионе регистрации, а вдругом находится лишь конечный пункт поездки, приобретать патент в другом регионе не требуется.

Патент для ИП в сфере грузоперевозок

Чтобы понять, какую систему налогообложения выбрать для ИП, занимающихся грузоперевозками, необходимо сравнить между собой две наиболее популярные и похожие формы: ЕНВД и ПСН. Применение патента имеет одну важную особенность: если в парке имеется два и более транспортных средств, то приобретать патент необходимо на каждое из них. Если условие не выполнено, ПСН будет совмещён с другим режимом, например, УСН. В отличие, от ЕНВД (максимальное количество транспорта – 20 единиц, включая собственные и арендованные), патент не имеет ограничений на количество единиц транспорта. Но «вменёнка» имеет преимущество в виде отсутствия ограничений по виду деятельности и требованиям к пороговому значению дохода. Различия присутствуют и в налогооблагаемой базе (вменённый доход по ЕНВД, предполагаемый – ПСН) и в процентной ставке (15 и 6% соответственно). Так, в качестве примера можно произвести расчёт стоимости патента: ИП Пушкин занимается грузоперевозками в Москве, в парке 5 единиц, грузоподъёмность 1 тонна.

Исчисление стоимости патента:

  1. Определение потенциального дохода. Базовая доходность региона для транспорта менее 3,5 тонн равна 600 000 р. БД = 600 000 х 5 = 3 000 000 р.
  2. Расчёт годовой стоимости патента: 3 000 000 х 6% = 180 000 р.
  3. На квартал: 3 000 000 х 6% х 3/12 = 45 000р.

Итог:патент на грузоперевозки для ИП 2020 стоимость за одну единицу в год в Москве – 36 000 руб. или 3 000 руб. в месяц. Для расчёта ЕНВД потребуется больше информации, коэффициенты К1 (устанавливается федеральной властью, в 2020 г. составляет 1,798) и К2 (зависит от региона деятельности), а также количество транспорта. Вменённый доход для грузоперевозок – 6 000 р. на одну единицу. Пример по одному транспорту в Москве: 6 000 х 1 (количество транспорта) х 1,798 х 1 (К2 для Москвы) х 15% х 3 = 4 854 рублей. Таким образом, при небольшом автопарке, немногочисленном персонале и договоров, ограниченных по сроку, применение ПСН поможет значительно снизить уровень налоговой нагрузки и упростить документооборот.

Нет необходимости заниматься расчётом стоимости патента. Полная стоимость указана на сайте субъектов РФ. Помимо этого, можно воспользоваться онлайн-калькулятором на сайте https://patent.nalog.ru/info/. Доступен расчёт всем пользователям, в том числе, незарегистрированным.

Для подсчёта стоимости требуется:

  1. Выбрать текущий период, а также срок использования.
  2. Выбрать УФНС. При выборе г. Москва потребуется уточнить муниципальное образование.
  3. Вид деятельности: оказание услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом.
  4. Указать грузоподъёмность.

Калькулятор не только произведёт расчёт стоимости, но и укажет количество и размер платежей. Оплата доступна на сайте ФНС, там же можно распечатать квитанции.

Для оформления патента действующим ИП необходимо пройти несколько шагов:

  1. Перейти на сайт ФНС и скачать заявление установленного образца https://www.nalog.ru/html/sites/www.new.nalog.ru/doc/patent_zayavl.pdf.
  2. Заполнить и передать в ФНС;
  3. Получить патент через 5 дней с реквизитами для оплаты.

Переход к применению патента не является основанием «автоматического» прекращения применения действующей формы налогообложения, чтобы сняться с учёта потребуется составить обращение.

Предприниматель может быть снят с учёта ПСН в нескольких случаях:

  • по собственной инициативе;
  • утрате права применения: превышение дохода, штата, смена сферы деятельности;
  • до конца срока действия осталось 10 дней, а заявка на продление не подана.

Стоит помнить, что предприниматели при ПСН не освобождаются от уплаты страховых взносов «за себя» и персонал.

Открывая ИП с целью предоставления услуг перевозки грузов, важно осуществить предварительный анализ будущего бизнеса. Однако, можно отметить, что универсальной схемы по применению того или иного режима не существует. Каждый предприниматель перед приобретением патента на грузоперевозку, должен тщательно проанализировать: планируемый размер дохода, количество сотрудников и единиц транспорта. Полученные показатели сравниваются с итогами расчётов по другим формам налогообложения, после чего принимается решение. При этомстоит учитывать требования к отчётности, насколько они посильны для бизнесмена, не потребуется ли привлечение дополнительных сил и финансовых издержек. Действующим предпринимателям выбор сделать проще, так как есть с чем сравнить преимущества и недостатки.

Порядок оформления ИП на грузоперевозки

Грузоперевозки считаются весьма востребованным и прибыльным видом деятельности. Однако, сразу следует отметить, что данный сегмент рынка крайне перенасыщен. Высокая конкуренция всё чаще вынуждает предпринимателей работать неофициально, то есть, без открытия ИП или регистрации юридического лица, что позволяет несколько снизить расценки на свои услуги, но в то же время подобный подход чреват другими проблемами и неприятностями.

Оформление ИП. «За» и «против»

Не секрет, что процесс открытия ИП требует определённого времени и финансовых вложений. Более того, в процессе деятельности бизнесмену придётся выплачивать налоги, делать взносы в Пенсионный фонд, вести бухгалтерию и производить целую массу других рутинных действий. Дополнительные же расходы, связанные с легализацией предпринимательства, придётся закладывать в цене на услуги, что может пагубно сказаться на конкурентоспособности.

Если предприниматель решил заниматься грузоперевозками без оформления ИП, он может столкнуться с рядом факторов, предвидеть которые заранее очень сложно:

  • Недоверие клиентов. Как показывает практика, многие отправители более ли менее ценных грузов далеко не всегда доверяют случайным исполнителям. Наличие статуса ИП или юридического лица позволит заключать договоры и соглашения, предоставлять гарантии или их видимость, что так или иначе поможет начать сотрудничество.
  • Без ИП исполнитель бесправен. Если возникнет какая-либо конфликтная или спорная ситуация, предприниматель, решивший сэкономить на открытии ИП, оказывается совершенно беззащитен. В процессе деятельности можно столкнуться с пропажей части грузов, получателями, решившими не платить, должниками — отправителями и другими неприятными моментами, которые разрешаются лишь с привлечением судебных или исполнительных органов. Обратиться к представителям власти со своими проблемами, не имея при этом законного права заниматься данным видом деятельности — весьма дерзкий поступок, который может повлечь массу куда более серьёзных неприятностей.
  • Ограниченность в видах расчётов с клиентами. Многие клиенты, выступающие от лица ООО, предпочитают вести все расчёты через расчётный счёт. Отсутствие такового ограничит круг отправителей и получателей. Также следует отметить тот факт, что клиенты зачастую рассчитываются за оказанные услуги банковскими картами, а мобильные терминалы и эквайринг доступны лишь официально зарегистрированным предпринимателям.

Не стоит забывать и об очевидных возможных проблемах, а именно о столкновениях с представителями налоговой полиции. Если такое случится, то в лучшем случае предприниматель ограничится денежным штрафом, а в худшем последует запрет на осуществление предпринимательской деятельности или даже лишение свободы.

Оформление ИП. С чего начать?

Чтобы официально оформить грузоперевозки как вид деятельности, необходимо пройти стандартную процедуру регистрации. Никаких дополнительных лицензий и разрешений от бизнесмена не потребуется, если, конечно же, его деятельность не будет связана с транспортировкой опасных веществ.

Для того чтобы начать своё дело на законных основаниях, в первую очередь, необходимо получить ИНН, если таковой ещё не был получен. Для этого достаточно лишь написать заявление и отнести его в налоговую службу. Бланки таких документов доступны для скачивания в интернете. Срок оформления ИНН составляет порядка двух недель.

Важно! Приступить к оформлению ИНН и ИП можно в любое время, не выходя при этом из дома. Достаточно лишь ознакомиться с информацией на официальном сайте ИФНС и следовать размещённому там же алгоритму действий.

Коды ОКВЭД и пакет документов в налоговую инспекцию

Грузоперевозки попадают под код 60.24 ОКВЭД, что подразумевает любую деятельность автомобильного грузового транспорта: будь то курьерская доставка или, например, оперативная помощь с переездами.

Для регистрации ИП необходимо предоставить в налоговую инспекцию пакет документов, включающий в себя:

  • заявление о присвоении статуса ИП в соответствии с установленной формой Р21001;
  • квитанция об оплате 800 рублей в качестве государственной пошлины;
  • копии всех страниц паспорта, на которых есть информация.

Помимо этого, начинающий предприниматель должен сообщить о выбранной системе налогообложения, о чём также необходимо известить налоговые органы, предоставив соответствующее заявление.

Деятельность, связанная с грузоперевозками, попадает под ЕНВД (Единый налог на вменённый доход). Официально зарегистрированный предприниматель будет обязан ежеквартально уплачивать фиксированную сумму, которая никак не зависит от полученного дохода. То есть, налог придётся выплачивать даже если прибыли не было вообще. Также не следует забывать и о регулярных взносах в пенсионный фонд Российской Федерации.

После того, как налоговая примет все документы, предпринимателя известят о дате, когда можно будет нанести визит в инспекцию для получения заветных бумаг, дающих законное право заниматься грузоперевозками.

Важно! При ненадлежащем заполнении документов все операции, включая оплату государственной пошлины, придётся проходить повторно. Чтобы лишний раз не терять своё время и деньги, рекомендуется соблюдать предельную внимательность или обратиться к услугам юристов.

Получение готовых документов

По истечении определённого времени, порядка пяти рабочих дней для открытия ИП и четырнадцати дней для регистрации ИНН, предпринимателю предстоит посетить налоговую службу и получить на руки пакет документов, включающий:

  • документ, свидетельствующий об открытии ИП (ОГРНИП);
  • выписку из Росреестра (ЕГРИП);
  • уведомление о постановке на учёт в налоговой;
  • уведомление ПФР о регистрации по месту жительства;
  • уведомление о присвоении кодов ОКВЭД из Росстата.

После чего бизнесмену останется лишь открыть расчётный счёт в банке. Для этого достаточно предоставить документы из налоговой сотрудникам финансового учреждения и оплатить их услуги, что обойдётся в сумму порядка тысячи рублей. Если возникнет желание или необходимость, то можно будет изготовить печать.

Важно! Проходить процедуру открытия ИП можно как лично, так и по нотариально заверенной доверенности. Зачастую такие доверенности оформляются на юристов, сопровождающих регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя «под ключ».

Отвечая на вопрос, нужно ли оформлять ИП, существует огромная масса мнений от действующих и бывших предпринимателей, а также от тех, кто далёк от бизнеса вообще. Если предприниматель решил всерьёз заняться грузоперевозками, то без официального разрешения на осуществление подобного вида деятельности не обойтись.

Заниматься доставкой грузов без открытия ИП можно лишь в порядке исключения, когда такая деятельность не попадает под понятие предпринимательской, то есть, не подразумевает систематическое получение прибыли.

Особенности оформления транспортных услуг ИП

Валерий Молчанов, Сергей Родюшкин эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ

У индивидуальных предпринимателей, осуществляющих автотранспортные перевозки, зачастую в собственности находится несколько автомобилей. При этом не всегда есть четкое разделение на те, что используются исключительно для предпринимательской деятельности и те, что используются в личных целях. Поэтому оформление такой деятельности вызывает множество вопросов: нужно ли «переводить» транспортные средства с физического лица на ИП, какие документы нужно оформлять для контрагентов и т.п.

Регистрация транспортных средств

В соответствии со ст. 11 НК РФ индивидуальные предприниматели (ИП) – это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Согласно п. 3 ст. 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно, применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
На основании ст. 18 ГК РФ граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах.

При этом согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 17.12.1996 № 20-П, имущество физического лица юридически не разграничено на имущество, используемое в предпринимательской деятельности и используемое в личных целях.
Таким образом, само по себе получение статуса ИП не обособляет часть имущества гражданина, поскольку факт государственной регистрации в качестве ИП не «создает» его как новое отдельное лицо с обособленным имуществом, а предпринимательская деятельность гражданина по-прежнему является деятельностью самого гражданина.

Следовательно, предприниматель может использовать принадлежащее ему имущество как в предпринимательской деятельности, так и в своих личных целях.

Отметим также, что действующее законодательство не содержит определения терминов «собственность индивидуального предпринимателя» или «служебный транспорт».
Кроме того, в силу п. 12 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств», регистрация транспортных средств, принадлежащих ИП, производится в том же порядке, который установлен для регистрации транспортных средств на имя физических лиц (не являющихся ИП).

Вывод: никакой перерегистрации транспортных средств, принадлежащих физическому лицу, которые он собирается использовать в предпринимательской деятельности, не требуется.

ЕНВД
Согласно п. 1, п. 3 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах, в частности, по месту жительства, и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ. К таким «иным основаниям» относится и предусмотренная п. 2 ст. 346.28 НК РФ обязанность плательщиков ЕНВД встать на учет в налоговом органе по месту осуществления ими предпринимательской деятельности.

Напомним, что в соответствии с п. 2 ст. 346.28 НК РФ индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, обязаны встать на учет в качестве плательщиков ЕНВД в налоговом органе по месту жительства ИП.
В частности, согласно п. 3 ст. 346.28 НК РФ ИП, которые подлежат постановке на учет в качестве плательщиков ЕНВД, в течение пяти дней со дня начала осуществления предпринимательской деятельности, подлежащей обложению ЕНВД, подают в налоговые органы заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД. Форма соответствующего заявления (№ ЕНВД-2) утверждена приказом ФНС России от 12.01.2011 № ММВ-7-6/1@ (см. также письмо ФНС России от 26.04.2011 № АС-4-3/6753).

Лицо, признаваемое плательщиком ЕНВД, подлежит постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным ст. 346.28 НК РФ, независимо от того, что оно уже состоит на учете в соответствующем налоговом органе по иным основаниям. Такого мнения в настоящее время придерживается финансовое ведомство (см. письма Минфина России от 27.09.2010 № 03-02-08/58, от 03.06.2009 № 03-11-06/3/154).

Однако в отношении подачи заявления о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД организацией или ИП в случае начала осуществления ими на территории одной и той же налоговой инспекции другого «вмененного» вида деятельности специалисты финансового органа высказывают более мягкую позицию.
Согласно ей, если ИП состоит на учете в налоговой инспекции в качестве плательщика ЕНВД по месту осуществления «вмененной» деятельности, повторно обращаться в эту же налоговую инспекцию с заявлением о постановке на учет в отношении нового вида предпринимательской деятельности, подлежащего переводу на уплату ЕНВД и осуществляемого на территории действия указанной налоговой инспекции, не требуется.

Вместе с тем законодательство не запрещает ИП уведомить налоговую инспекцию в произвольной форме о начале осуществления (ведения) нового вида предпринимательской деятельности, подлежащего переводу на уплату ЕНВД.

Заметим, что форма налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, утвержденная приказом Минфина России от 08.12.2008 № 137н, предусматривает обозначение вида предпринимательской деятельности, по которому уплачивается данный налог.

Поэтому полагаем, что ИП, представляя декларацию с указанием деятельности, которую он начал осуществлять (оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов – код деятельности 05), тем самым уведомляет об этом налоговый орган.
Помимо этого вышеуказанную декларацию можно сопроводить пояснительным письмом в произвольной форме.

Документальное оформление
Прежде всего отметим, что в силу ч. 13 ст. 2 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта1 (далее – Устав) перевозчик – это юридическое лицо или ИП, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу.
То есть Устав предъявляет одинаковые требования к перевозчикам – юридическим лицам и перевозчикам – ИП.

Договор перевозки и товарно-транспортная накладная
Перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки.
При этом согласно ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Юридические лица всех форм собственности, являющиеся отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом, обязаны вести учет по унифицированным формам первичной учетной документации, перечисленным в п. 1 постановления Госкомстата России от 28.11.1997 № 78 (далее – Постановление № 78), в том числе с применением формы № 1-Т «Товарно-транспортная накладная» (далее – ТТН).
Согласно ч. 1 ст. 8 Устава транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем.
Грузоотправителем является физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной (ч. 4 ст. 2 Устава).
Аналогичное правило прописано и в указаниях по заполнению формы № 1-Т. ТТН на перевозку грузов автомобильным транспортом составляется грузоотправителем для каждого грузополучателя отдельно на каждую ездку автомобиля с обязательным заполнением всех реквизитов.
Особый порядок оформления документов предусмотрен по договору фрахтования (ст. 787 ГК РФ).
Если перевозка груза осуществляется с сопровождением представителя грузовладельца по договору фрахтования, то согласно ч. 4 ст. 18 Устава, если иное не предусмотрено соглашением сторон, договор фрахтования заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки груза.
Обязательные реквизиты заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа установлены постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». Заказ-наряд заменяет транспортную накладную (ч. 3 ст. 8 Устава) и представляет собой упрощенную форму транспортной накладной, в которой не проставляются отметки о передаче груза.

К сведению
Финансовые и налоговые органы считают, что в случае, когда доставка осуществляется силами сторонних организаций, наличие ТТН является обязательным.
Так, в письме Минфина России от 26.05.2008 № 03-03-06/1/333 разъяснено, что затраты на транспортные услуги сторонних организаций по доставке товаров могут быть учтены налогоплательщиком в составе материальных расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль только при наличии оформленной ТТН по утвержденной форме № 1-Т (смотрите также письма УФНС России по г. Москве от 23.10.2006 № 20-12/92786, от 18.10.2006 № 20-12/92228).

Вывод: организация-грузоотправитель обязана составить ТТН, которая и будет являться первичным документом для учета расходов на услуги перевозчика (письмо УФНС России по г. Москве от 25.07.2008 № 20-12/070321).

Акт приема-передачи результатов оказанных услуг (выполненных работ)
Налоговые органы в письме УФНС России по г. Москве от 18.10.2006 № 20-12/92228 указали, что для признания транспортных расходов для целей исчисления налога на прибыль организации, помимо ТТН, необходим также акт приема-передачи оказанных услуг (выполненных работ).
Акт на оказание услуг не является унифицированной формой первичных документов. Однако он может служить первичным учетным документом при наличии всех обязательных реквизитов, предусмотренных п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
В письме УФНС России по Хабаровскому краю от 09.06.2008 № 16-15/12712@ также сообщено, что наличие ТТН по форме № 1-Т, подтверждающей факт совершения хозяйственной операции и затраты по перевозке, является обязательным как для отправителя груза, так и для его получателя. При этом наличие ТТН по форме № 1-Т не исключает по усмотрению сторон договора оформления акта приемки-передачи услуг грузоперевозок.

Путевые листы
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Устава запрещено осуществление перевозок пассажиров и грузов без оформления путевого листа на транспортное средство. Формы путевых листов грузового автомобиля утверждены Постановлением № 78.
Путевые листы грузового автомобиля являются основным документом первичного учета, определяющим совместно с ТТН при перевозке товарных грузов показатели для учета работы подвижного состава и водителя, а также для начисления заработной платы водителю и осуществления расчетов за перевозки грузов.

Отрывные талоны путевого листа заполняются заказчиком и служат основанием для предъявления организацией – владельцем автотранспорта счета заказчику (письмо ФНС России от 21.08.2009 № ШС-22-3/660 «О направлении систематизированных материалов по документированию операций при транспортировке товаров»).
При этом, как указано в письме УФНС России по г. Москве от 18.10.2006 № 20-12/92228, если по условиям заключенного договора перевозки груза оплата услуг автотранспорта осуществляется по повременному тарифу, первичным документом, подтверждающим обоснованность расчетов за перевозки грузов, совместно с ТТН является путевой лист грузового автомобиля.
Если за услуги по перевозке взимается фиксированная плата, наличие отрывных талонов для подтверждения расходов необязательно.
Наряду с Постановлением № 78 в настоящее время действует приказ Минтранса России от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», далее – Приказ № 152.

Согласно п. 2 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, их применяют юридические лица и ИП, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи (раздел II ” Обязательные реквизиты путевого листа», письмо УФНС России по г. Москве от 30.12.2009 № 16-15/139308).

Таким образом, ИП в своей деятельности могут использовать путевые листы, разработанные самостоятельно. Вместе с тем путевые листы должны содержать основные реквизиты, предусмотренные Приказом № 152 (наименование и номер путевого листа, сведения о сроке его действия, информация о транспортном средстве, его собственнике (владельце) и водителе).
В то же время наличие путевых листов перевозчика не является обязательным условием подтверждения реальности понесенных организацией расходов. Так, в соответствии со ст. 2 Устава под путевым листом понимается документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя. Путевой лист может являться одним из документов, подтверждающих расходы на приобретение горюче-смазочных материалов (письмо Минфина России от 25.08.2009 № 03-03-06/2/161). Иными словами, подтверждает расходы перевозчика.

Для организации же основанием признания расходов на транспортировку грузов будут служить ТТН, заказ-наряды, акты приема-передачи результатов оказанных услуг (выполненных работ). Копии путевого листа ИП, оказывающего услуги, иметь необязательно.

В заключение напоминаем, что организационно-правой статус перевозчика (ИП или юридическое лицо) не влияет на порядок оформления документов при перевозке грузов.

Самозанятость или ИП в грузоперевозках?

Желание грузоперевозчиков охватить больше клиентов неизбежно приводит к вопросу легализации бизнеса. Возможность работать с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями заставляет частных грузоперевозчиков становиться на учет в налоговых органах. И тут возникает вопрос: всегда ли имеет смысл регистрироваться в качестве самозанятого?

Желание грузоперевозчиков охватить больше клиентов неизбежно приводит к вопросу легализации бизнеса. Возможность работать с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями заставляет частных грузоперевозчиков становиться на учет в налоговых органах. И тут возникает вопрос: всегда ли имеет смысл регистрироваться в качестве самозанятого?

Главный момент при осуществлении транспортных услуг, это какие будут расходы при оформлении в налоговой инспекции налогоплательщиком? До недавнего времени, практически единственным решением было открытие собственного ИП. Но в 2020 году в Москве, в виде эксперимента, был введен режим, так называемого налога на профессиональный доход.

Что бы понять, как осуществлять грузоперевозки по Москве и Московской области, необходимо сопоставить расходы на обеспечение соответствующего фискального режима. В данном случае рассмотрим затраты на индивидуального предпринимателя, и перевозчика использующего самозанятость. В качестве налогового периода примем 1 год, а максимальную сумму поступлений обозначим как предельно допустимую сумму валового дохода для самозанятых (СЗ) – 1,2 млн. руб. Для последних представим, три возможных случая получения прибыли: работа только с физическими лицами, 50% на 50%, и обеспечение доставки только для организаций.

ИП СЗ для физ. лиц
4%
СЗ смешанный режим
4% и 6 % (50/50)
СЗ для предприятий
6%
Годовой доход (руб) 1200000
Страховые взносы (руб) 45238
Налог самозанятого (руб) 48000 60000 72000
ЕНВД (руб) 20172
Обслуживание ККМ (руб) 5000
Всего расходов (руб) 70410 48000 60000 72000

Из таблицы видно, что если частный водитель планирует свою доставку только с предприятиями, то с точки зрения налогообложения, регистрация в индивидуальным предпринимателем целесообразнее. Мы сознательно опускаем работу “по-черному”, так как подобные нарушения могут допускаться водителями в любом из представленных случаев, и никак не повлияют на данные, представленные в таблице. При смешанных грузоперевозках самозанятого (пятьдесят на пятьдесят), цифры уже заставляют задуматься о переходе на ИП, ведь этот вид налогообложения имеет ряд преимуществ, которые приведены ниже.

ИП СЗ
Необходимость сдачи отчетности да нет
Начисление пенсии да нет
Необходимость кассового аппарата да нет
Возможность списания расходов нет нет
Лимит выручки (руб) 60 млн. 12 млн.

Основных плюса два — пенсионное обеспечение и максимальный лимит выручки. Отчетность в ФНС сегодня вряд ли кого пугает. Даже некоторые продвинутые банки предлагают бесплатные услуги по ее сдаче. К тому же это можно сделать самостоятельно, потратив совсем немного времени.

Сопоставив свою планируемую работу с вышеуказанными цифрами, легко принять решение о переходе на тот или иной способ уплаты налогов. Но если до этого предоставлялись только услуги частных грузоперевозок по Москве, то стоит начать с простого – с самозанятости. В этом случае главное не превышать годовой лимит выручки в 1 200 000 рублей (200 тысяч р/месяц).

Хотите поделиться свои мнением? Это можно сделать социальных сетях:

Понравилась статья? Расскажите друзьям:

Источники:
http://moeip.ru/dokumenty/dlya-gruzoperevozok-2
http://vse-dlya-ip.ru/nalogi/ip-gruzoperevozki-kakuyu-sistemu-nalogooblozheniya-vybrat
http://tvoeip.ru/nalogi/sistemy/patent-na-gruzoperevozki
http://ipprof.ru/otkrytie-ip/podgotovka/kak-oformit-ip-na-gruzoperevozki.html
http://www.garant.ru/company/about/press/smi/384847/
http://gruz.center/articles/perevozchikam/organizatsiya-perevozok/legalizatsiya/o-formakh-sobstvennosti/173310-samozanyatost-ili-ip-v-gruzoperevozkakh.html
http://www.baikalsr.ru/services/kazakhstan/

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию