Заключение договора перевозки пассажиров

Договор перевозки пассажира

Договор перевозки пассажира представляет собой одну из разновидностей договоров, оформляющих транспортные обязательства. В литературе он, как правило, рассматривается в единстве с договором перевозки багажа, что представляется не совсем корректным. Указанные договоры правовым единством не обладают: они имеют различия и в правовой характеристике (договор перевозки пассажира — консенсуальный, а договор перевозки багажа — реальный), и в оформлении (заключение договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами), а сдача пассажирами багажа — багажными квитанциями); существуют и другие различия. Соответственно раздельное рассмотрение договора перевозки пассажира и договора перевозки багажа мы находим более логичным.

Понятие договора перевозки пассажира.

Правовое регулирование договора перевозки пассажира. Общие положения о перевозке закреплены в главе 40 ГК РФ. Это унифицированные нормы, относящиеся ко всем видам транспорта: железнодорожному, морскому, воздушному, автомобильному, внутреннему водному. Более детально общие условия перевозки этими видами транспорта определяются транспортным законодательством, состоящим из транспортных уставов и кодексов, иных законов, а также издаваемых в соответствии с ними правил (п. 2 ст. 784 ГК РФ). Данные акты были рассмотрены в главе 23 (перевозка грузов). Поскольку стороной договора перевозки пассажира выступает гражданин-потребитель, на этот вид перевозок распространяется Закон РФ от 07.02.92 № 2300—1 «О защите прав потребителей».

Отношения по перевозке регулируются также правилами, издаваемыми Правительством РФ и соответствующими транспортными ведомствами в соответствии с транспортными уставами и кодексами, другими законами.

Условия перевозок в международном сообщении установлены не только внутренними нормативными актами, но и соответствующими международными договорами и соглашениями СССР и РФ.

Следует отметить, что правила главы 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг» не распространяется на услуги перевозки (п. 2 ст. 779 ГК РФ).

Правовая характеристика договора перевозки пассажира. Договор перевозки пассажира является консенсуальным, возмездным, взаимным. Кроме того, договор перевозки пассажиров транспортом общего пользования является публичным.

Существенные условия договора перевозки пассажира. Существенным условием рассматриваемого договора является условие о его предмете.

Предмет договора перевозки пассажира. Предметом договора перевозки пассажира является услуга по перемещению пассажира в пространстве на том или ином виде транспорта.

Помимо основной услуги перевозчиком могут оказываться и дополнительные услуги (организация питания и т.п.), которые считаются оплаченными при покупке проездного билета. Комплекс дополнительных услуг с пассажиром не обсуждается. Транспортное предприятие или соответствующий орган исполнительной власти (Министерство транспорта РФ и др.) в нормативном порядке определяют признаки классности транспортных средств — вагона, самолета, морского или речного судна, автотранспортного средства — и сообразно причислению к тому или иному классу устанавливают перечень предоставляемых услуг.

Срок договора перевозки пассажира. Срок в договоре перевозки пассажира — это промежуток времени, в течение которого пассажир должен быть перевезен в пункт назначения. Перевозчик обязан доставить пассажира в пункт назначения в сроки, определяемые:

  • транспортными уставами и кодексами;
  • при отсутствии таких сроков — в разумный срок.

За нарушение срока перевозки пассажира установлена ответственность (штраф, возмещение убытков, компенсация морального вреда).

Цена договора перевозки пассажира. Цена в договоре перевозки понимается как провозная плата. Плата за перевозку транспортом общего пользования устанавливается на основании тарифов, утверждаемых государственными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления. В остальных случаях провозная плата взимается по соглашению сторон, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Существуют категории пассажиров, освобожденные от внесения провозной платы либо имеющие определенные льготы или преимущества по провозной плате. Понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета (ст. 790 ГК РФ).

Стороны договора перевозки пассажира. Сторонами в договоре перевозки пассажира являются перевозчик и пассажир. Перевозчиками могут выступать лишь коммерческие юридические лица или индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление перевозки пассажиров.

Пассажирами могут быть любые физические лица. В транспортных уставах и кодексах содержатся определения понятия «пассажир». Например, согласно ст. 2 УЖТ пассажир — это «лицо, совершающее поездку в поезде по действительному проездному документу (билету) либо имеющее проездной документ (билет) и находящееся на территории железнодорожной станции, вокзала или платформы непосредственно перед указанной поездкой или непосредственно после нее».

Форма договора перевозки пассажира. Для рассматриваемого договора предусмотрена письменная форма. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется проездным билетом, приобретаемым, как правило, ранее указанной в нем даты и времени отправления транспортного средства. Форма билета устанавливается в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.

Проездные билеты могут иметь форму предъявительских или именных документов. В первом случае транспортная организация обязана исполнить договор в отношении любого пассажира, предъявившего билет при посадке (передача билета другому лицу допускается только до начала перевозки). Во втором случае транспортная организация обязана исполнить договор в отношении пассажира, имя которого указано в билете (передача билета другому лицу не допускается). Именные проездные билеты применяются преимущественно на воздушном транспорте и в поездах (кроме поездов пригородного сообщения).

На отдельных видах городского транспорта договор может заключаться конклюдентными действиями пассажира без выдачи билета: проход через турникеты в метро, оплата проезда жетоном, магнитной картой.

Утерянный или испорченный проездной билет может быть заменен перевозчиком, если это предусмотрено соответствующими транспортными уставами и кодексами. Так, в соответствии со ст. 82 УЖТ перевозчик выдает пассажиру проездной документ (билет) взамен утерянного или испорченного, если пассажир предоставит необходимые доказательства приобретения утерянного или испорченного билета на конкретное место в соответствующем поезде.

Виды договора перевозки пассажира. Договоры перевозки пассажира подразделяются по видам транспорта на договоры железнодорожной, автомобильной, внутренней водной, морской и воздушной перевозки.

Обязанности перевозчика по договору перевозки пассажира.

Перевозчик по договору перевозки пассажира обязан:

1. Предоставить пассажиру место согласно билету.

Если пассажиру место, указанное в проездном билете, не предоставлено, он имеет право:

  • требовать от перевозчика предоставления другого места, хотя бы и более высокой категории, без взимания доплаты, а если стоимость места ниже стоимости купленного билета — требовать возмещения разницы в стоимости проезда;
  • продлить срок действия проездного документа и отправиться следующим транспортным средством;
  • потребовать расторжения договора и возврата стоимости проезда, если пассажир не согласен на предоставление другого места или отправление следующим транспортным средством;
  • требовать применения меры ответственности (возмещение убытков).

2. Доставить пассажира в пункт назначения в сроки, определенные транспортным законодательством.

Как правило, такие сроки определяются расписанием движения соответствующего вида транспорта. Если же конкретные сроки не установлены, перевозчик обязан доставить пассажира в пункт назначения в разумный срок (ст. 792 ГК РФ).

В случае задержки отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздания прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) пассажир вправе:

  • требовать применения мер ответственности: уплаты штрафа в размере, установленном транспортными уставами и кодексами, возмещения иных убытков, а также компенсации морального вреда;
  • требовать возврата провозной платы (в случае отказа пассажира от перевозки изза задержки отправления транспорта).

Перевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что задержки или опоздания имели место вследствие:

  • непреодолимой силы;
  • устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров;
  • иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика (п. 1 ст. 795 ГК РФ).

3. Обеспечивать соблюдение иных прав пассажира.

Согласно п. 3 ст. 786 ГК РФ пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом:

  • перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях;
  • провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм (под ручной кладью понимаются личные вещи пассажира, которые по своим размерам и весу без затруднения могут быть размещены на специально отведенных для них местах в вагоне поезда, салоне самолета, на морском судне, других транспортных средствах);
  • сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.

Действующие уставы и кодексы предоставляют пассажирам больше прав, в частности:

  • право на остановку в пути и изменение маршрута без изменения пункта назначения (ст. 83 УЖТ);
  • право на бесплатное пользование услугами комнат отдыха, комнат матери и ребенка, а также местом в гостинице при перерыве в перевозке по вине воздушного перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна (п. 2 ст. 106 ВК);
  • право занять в пути следования свободное место в вагоне более высокой категории в порядке, установленном правилами перевозки (ст. 83 УЖТ) и др.

Пассажир вправе отказаться от договора до начала перевозки. При этом различают вынужденный (в связи с болезнью, задержкой рейса и т.д.) и добровольный отказ. В первом случае пассажиру возвращаются уплаченные за неиспользованный билет деньги. Последствия во втором случае пропорциональны количеству времени, оставшемуся до отправления транспортного средства.

Например, в соответствии со ст. 83 УЖТ при возврате неиспользованного проездного билета для проезда в поезде дальнего следования пассажир имеет право:

  • не позднее чем за восемь часов до отправления поезда получить обратно стоимость проезда, состоящую из стоимости билета и стоимости плацкарты;
  • менее чем за восемь часов, но не позднее чем за два часа до отправления поезда получить стоимость билета и 50% стоимости плацкарты;
  • менее чем за два часа до отправления поезда получить обратно стоимость билета (стоимость плацкарты в таком случае не выплачивается).

При опоздании на транспорт пассажир имеет право на возобновление проездного документа на другое транспортное средство без дополнительной оплаты либо получение обратно стоимости проезда или ее части. Конкретные последствия установлены в транспортных уставах и кодексах. Так, пассажир может возобновить действие проездного документа (билета) на другой поезд при условии доплаты стоимости плацкарты вследствие опоздания на поезд дальнего следования в течение двенадцати часов либо вследствие болезни, несчастного случая в течение пяти суток с момента отправления поезда, на который приобретен проездной документ (билет). А в случае отказа от поездки — получить обратно стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты (ст. 83 УЖТ).

Порядок обращения в суд с иском к перевозчику.

В отличие от перевозки грузов не обязательно соблюдение предварительного досудебного порядка при обращении с иском к перевозчику по договору перевозки пассажира. Так, на железнодорожном и воздушном транспорте предъявление претензии к перевозчику рассматривается как право, а не как обязанность пассажира (ст. 126 ВК, ст. 122 УЖТ).

В соответствии со ст. 126 ВК пассажир в течение 6 месяцев со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии, имеет право предъявить перевозчику заявление в случае утраты, недостачи, повреждения (порчи) багажа, просрочки его доставки, а также прекращения по инициативе перевозчика договора воздушной перевозки пассажира. Истечение установленного ВК 6-месячного срока дает перевозчику право не принимать от пассажира заявление о нарушении договора воздушной перевозки. Но перевозчик вправе принять претензию, если признает уважительной причину пропуска срока на предъявление претензии (п. 2 ст. 126 ВК). Аналогичное правило предусмотрено ст. 123 УЖТ. Что касается права на обращение в суд, то судебная практика исходит из того, что пропуск срока на предъявление претензии не является основанием к отказу в принятии исковых заявлений, так как это противоречит ст. 46 Конституции и Закону о защите прав потребителей.

При перевозке на внутреннем водном и автомобильном транспорте обязательный претензионный порядок распространяется и на перевозку пассажира и багажа (ст. 161 КВВТ, ст. 158 УАТ). На внутреннем водном транспорте претензии к перевозчикам могут быть предъявлены в течение срока исковой давности. На автомобильном транспорте претензионные сроки те же, что и в отношении претензий по грузам: 45 дней для требований, связанных с уплатой штрафов, и шесть месяцев во всех остальных случаях (ст. 163 УАТ). Если претензия отклонена перевозчиком или ответ на нее в установленные сроки не получен, пассажир вправе обратиться в суд.

Обязанности пассажира по договору перевозки пассажира.

Пассажир по договору перевозки пассажира обязан:

1. Уплатить установленную плату за проезд.

Оплата подтверждается проездными документами (билетами). Пассажир обязан иметь проездной документ и предъявлять его в пути следования по первому требованию лиц, уполномоченных на проверку проездных документов. Утерянные пассажирами проездные документы не возобновляются, если их восстановление или идентификация не могут быть подтверждены перевозчиком, и уплаченные за них деньги не возвращаются.

При уклонении пассажира от оплаты проезда перевозчик вправе:

  • требовать применения меры ответственности в виде уплаты штрафа, размер которого определяется законодательством об административных правонарушениях;
  • требовать оплаты стоимости проезда до ближайшей станции (порта).

Пассажир должен приобрести билет для дальнейшего следования до места назначения, иначе он снимается с рейса (удаляется из поезда).

2. Не портить имущество транспорта.

Если имущество транспорта было повреждено пассажиром, перевозчик имеет право требовать применения меры ответственности:

уплаты стоимости утраченного или поврежденного имущества в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами, правилами перевозки пассажиров.

3. Соблюдать установленные правила перевозки.

Права перевозчика и ответственность пассажира в случае несоблюдения пассажиром правил перевозки определяются в соответствующих правилах.

Тема 39. Договор перевозки пассажиров и багажа

По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется пере­везти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа (п. 1 ст. 786 ГК РФ).

Перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:

Регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по марш­руту регулярных перевозок (ст. 19 УАТ).

Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа — багажной квитанцией, про­воз пассажиром ручной клади за плату — квитанцией на провоз ручной клади (ст. 20 УАТ).

Перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании дого­вора фрахтования, заключенного в письменной форме, в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для пе­ревозки пассажиров и багажа (ст. 27 УАТ).

Перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляет­ся на основании публичного договора фрахтования, заключенно­го в устной форме фрахтователем с водителем легкового такси, действующим от имени и по поручению фрахтовщика или, если водитель является индивидуальным предпринимателем, от соб­ственного имени. Права и обязанности по такому договору воз­никают непосредственно у фрахтовщика (ст. 31 УАТ).

Договор перевозки автомобильным транспортом — консенсуальный (для пассажира) и реальный (считается заключенным в мо­мент сдачи багажа к перевозке), возмездный, взаимный, при пере­возке транспортом общего пользования — публичный.

Стороны договора:

· пассажир физическое лицо, перевозка которого транс­портным средством осуществляется на основании договора пере­возки пассажира или договора фрахтования транспортного сред­ства для перевозки пассажира;

· перевозчик — юридическое лицо, индивидуальный пред­приниматель, принявшие на себя по договору перевозки пасса­жира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправите­лем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу.

Предмет договора — отношения, связанные с перевозками пассажиров и багажа для личных, семейных, домашних или иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятель­ности нужд.

Цена — провозная плата определяется соглаше­нием сторон по тарифам, установленным федеральными и мест­ными органами власти, в остальных случаях — соглашением сто­рон, и вносится до сдачи груза к перевозке (если иное не установлено законом).

Срок— определяется маршрутом перевозки.

Форма договораустная(перевозка пассажиров и багажа лег­ковымтакси), письменная(регулярные перевозки, перевозка пасса­жиров и багажа по заказу).

Заключение договора перевозки груза подтверждается транс­портной накладной, а пассажира- билетом.

Содержание договора:

Пассажир обязан приобрести и хранить билет (багажную кви­танцию, квитанцию на провоз ручной клади) в течение всей по­ездки и предъявлять их по первому требованию лиц, осуществля­ющих контроль.

Пассажир имеет право:

· перевозить с собой бесплатно без предоставления отдель­ного места для сидения детей (в городском и пригородном сооб­щении в возрасте не старше 7 лет; а в междугородном сообщении одного ребенка в возрасте не старше 5 лет); с предоставлением от­дельных мест для сидения за 50% провозной платы двух детей в возрасте не старше 12 лет в случаях, если запрещена перевозка в транспортных средствах детей без предоставления им отдельных мест для сидения; при этом пассажир обязан иметь при себе до­кумент, который подтверждает возраст ребенка (п. 3 ст. 786 ГК РФ, ст. 21 УАТ);

· перевозить за плату в багажном отделении транспортного средства или в отдельном транспортном средстве багаж в количе­стве не более двух мест, длина, ширина и высота каждого из кото­рых в сумме не превышают 180 см;

· перевозить бесплатно ручную кладь в количестве не более одного места, длина, ширина и высота которого в сумме не пре­вышают 120 см, одну пару лыж в чехле, детские санки, детскую коляску;

· отказаться от перевозки из-за задержки отправления транс­портного средства (п. 2 ст. 795 ГК РФ, ст. 23 УАТ).

Перевозчик вправе устанавливать нормы перевозки багажа, провоза ручной клади.

Перевозчик обязан:

· информировать пассажира о нормах и об условиях оплаты перевозки багажа, провоза ручной клади;

· доставить пассажира и багаж в пункт назначения в сроки, определенные транспортным законодательством, а в случае отка­за пассажира от перевозки из-за задержки отправления транс­портного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру про­возную плату (п. 2 ст. 795 ГК РФ).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась – это был конец пары: “Что-то тут концом пахнет”. 8371 – | 8004 – или читать все.

95.47.253.53 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Порядок заключения договора перевозки пассажира

Поскольку договор пассажирской перевозки является консенсуальным, для его заключения достаточно достичь соглашения сторон. В большинстве случаев пассажирские перевозки осуществляются общественным транспортом. Договоры перевозок, заключаемые при этом, являются, во-первых, публичными, а во-вторых, договорами присоединения. Публичность договора пассажирской перевозки означает, что транспортная организация должна заключить договор с любым гражданином, который к ней обратился с такой просьбой. Условия договора должны быть для всех пассажиров одинаковыми. Кроме того, транспортная организация должна быть включена в официальный перечень общественных перевозчиков. Так, Верховный Суд РФ в своем решении от 19.05.2003 № ГКПИ2003-353 “О признании недействующим абзаца 8 пункта 8 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26 июля 2002 года № 30” признал незаконными отдельные положения Правил, касающиеся предоставления возможности перевозчиком привилегий юридическим лицам перед иными потребителями при приобретении проездных билетов. В частности, суд отметил, что неравенство прав по приему заказов на приобретение проездных документов (и как следствие этого – на заключение договора перевозки) проявляется в том, что юридические лица могут подать заказ на оформление проездных документов (билетов) по групповым заявкам в период от 60 суток до отправления поезда, а в отношении иных потребителей такая норма в Правилах отсутствует. Тем самым пассажиры (потребители), желающие совершить поездку самостоятельно, а не в составе организованных групп, имеют меньше возможностей по приобретению проездных документов на поезда дальнего и местного следования. В соответствии со ст. 426 ГК коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

Квалификация договора пассажирской перевозки в качестве договора присоединения свидетельствует о том, что его условия определяются в стандартных формах и могут быть приняты пассажиром не иначе, как путем полного их одобрения. Об этом свидетельствует и судебная практика. Верховный Суд РФ в своем решении по конкретному делу № ГКПИ 03-55 от 05.06.2003 г. указал, что, приобретая проездной документ для проезда в поезде пригородного сообщения, гражданин принимает предложенные ему условия договора перевозки путем присоединения к предложенному договору в целом (ст. 428 ГК). При этом нет оснований считать, что этот договор лишает пассажиров прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, и содержит явно обременительные для них условия, поскольку законодатель специально регламентирует права пассажиров.

В соответствии с ч. 2 ст. 786 ГК заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа – багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами (ст. 97 КВВТ, ст. 82 УЖТ, ст. 179 КТМ, ст. 78 УАТ). В билете, как правило, содержатся все существенные условия перевозки. Однако в подтверждение договора перевозки пассажиров по экскурсионно-прогулочным и туристским маршрутам перевозок пассажиров вместо билета может выдаваться путевка или билет на перевозку группы пассажиров (п. 2 ст. 97 КВВТ). Следует обратить внимание на то, что билет не является формой договора перевозки пассажира, а лишь свидетельствует о заключении такого договора.

Условия договора перевозки могут публиковаться в СМИ. В этих случаях пассажиру в подтверждение заключения договора перевозки может быть выдан жетон, месячный абонементный билет, пластиковая карта. Покупая их, пассажир присоединяется к опубликованным стандартным условиям перевозки. Предложение перевозчика приобрести билет, жетон и пр. носит характер оферты. Акцептом же являются конклюдентные действия пассажира, которые могут проявляться в различных формах: покупке билета, прохождении через турникеты с использованием жетонов и пластиковых карт, посадкой в такси и т.п.

В связи с тем что договоры перевозки могут осуществляться на основании абонементного билета, позволяющего пассажиру воспользоваться услугами перевозчика неоднократно, в литературе предлагается договоры перевозки пассажиров классифицировать на разовые и длительные [1] .

Транспортные предприятия обязаны обеспечить продажу билетов (жетонов, магнитных карт) в кассах вокзалов, аэропортов и портов. В ст. 79 УАТ особо оговаривается, что для проезда пассажиров и провоза багажа на междугородных маршрутах автотранспортные предприятия и организации производят продажу билетов на всех остановочных пунктах в кассах или, в исключительных случаях, где не организована кассовая продажа билетов, – через шоферов (кондукторов).

Пассажир должен хранить проездной билет до конца поездки. Утерянные, испорченные пассажирами проездные документы (билеты) не возобновляются, если их восстановление или идентификация не могут быть осуществлены перевозчиком, и уплаченные за них деньги не возвращаются. Однако если пассажир предоставит перевозчику необходимые доказательства приобретения утерянного или испорченного проездного документа (билета) на конкретное место в соответствующем поезде, перевозчик выдает пассажиру проездной документ (билет) взамен утерянного или испорченного (ст. 82 УЖТ). Как справедливо утверждает В. А. Егиазаров, “если у пассажира имеется определенное место и он может доказать правомерность своих притязаний, то нельзя не разрешить этому лицу воспользоваться своим правом проезда, учитывая, что договор перевозки был заключен. Поэтому следует признать, что если пассажиром представлены доказательства заключения договора на проезд на точно определенное место в данном подвижном составе, то у перевозчика нет достаточных оснований требовать заключения нового договора перевозки пассажира” [2] .

Проблемы заключения публичного договора перевозки пассажиров в маршрутном такси

Дата публикации: 16.04.2016 2016-04-16

Статья просмотрена: 678 раз

Библиографическое описание:

Глуходедова Н. Н. Проблемы заключения публичного договора перевозки пассажиров в маршрутном такси // Молодой ученый. — 2016. — №8.1. — С. 16-18. — URL https://moluch.ru/archive/112/28027/ (дата обращения: 11.11.2019).

Данная статья посвящена проблемам заключения публичного договора перевозки пассажиров в маршрутном такси. Основное внимание уделено данной проблеме именного на примере города Волгограда. Рассматриваются последствия при незаключении публичного договора перевозки пассажиров в маршрутном такси.

Ключевые слова: Договор перевозки, правила перевозки, индивидуальный предприниматель, перевозчик, пассажир, ответственность.

В настоящее время большинством пассажиров в пределах городских округов широко используется маршрутное такси. Перевозчиками — владельцами транспортных средств, работающих в режиме маршрутного такси — выступают коммерческие юридические лица и индивидуальные предприниматели, которым для осуществления данной деятельности Федеральной службой по надзору в сфере транспорта предоставляются лицензии, дающие право осуществлять перевозки пассажиров.

Пункт 2 ст. 789 ГК РФ признает публичным договором договор перевозки транспортом общего пользования. [1]

Единственным документом, подтверждающим факт заключения договора перевозки с перевозчиком является билет, поскольку согласно п. 2 ст. 786 ГК РФ и ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ [2] заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом. Далеко не все водители маршрутных такси при предоставлении своих транспортных услуг в ответ на оплату проезда выдают билет, порой и пассажиры, садящиеся в маршрутное такси, после оплаты проезда не требуют ее подтверждения выдачей билета соответствующего образца по уже сложившейся привычке, положившись на добросовестность и честность водителя маршрутного такси. Таким образом, пассажир, оплатив за проезд и не получив в ответ билет установленного образца, подтверждающий оплату услуги, считается не заключившим договор перевозки.

Согласно ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ [3] в случае невозможности осуществить перевозку пассажира предоставленным транспортным средством в связи с его неисправностью, аварией, другими аналогичными причинами пассажир имеет право воспользоваться выданными билетом в другом транспортном средстве, предоставление которого обязан обеспечить перевозчик. В случае если перевозчику не удалось обеспечить последнее, то на нем лежит обязанность вернуть денежные средства, уплаченные за проезд. Следовательно, перевозчик может отказаться возмещать стоимость проезда не имеющему билета установленного образца пассажиру, мотивируя тем, что последний не заключал с ним договор перевозки, поскольку отсутствует этому подтверждение, и переданные перевозчику в счет оплаты проезда денежные средства возвратить будет невозможно. Практика показывает, что имеют место моменты, когда пассажиру при посадке в маршрутное такси и передаче оплаты за проезд перевозчик отказывает в ответной выдаче билета установленного образца. [4]

При таких условиях пассажир вследствие причинения ему вреда при перевозке в маршрутном такси по вине перевозчика не сможет доказать факт причинения ему вреда именно при перевозке в данном транспортном средстве, поскольку отсутствие у пассажира билета свидетельствует о незаключении договора перевозки. Стало быть, перевозчик и его страховая организация будут иметь возможность уйти от компенсации причиненного вреда пострадавшему пассажиру.

В конечном счете, перевозчик, не удостоверяя выдачей билетов оплату пассажирами проезда, нарушает не только нормы действующего законодательства, регулирующие отношения в сфере перевозки пассажиров, но и фактически лишает пассажиров возможности реализовать предоставленную им законодательством гарантию компенсации перевозчиком причиненного вреда в процессе предоставления транспортной услуги.

Согласно новым правилам перевозки, которые прописаны в Федеральном законе N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» [5]маршрутные такси отныне приравнены к автобусам, троллейбусам и трамваям.По этому поводу можно сказать, что маршрутные такси теперь относятся не к разряду частного такси, а к регулярному общественному транспорту, который должен обладать постоянным маршрутом, фиксированной стоимостью проезда, а также нести ответственность перед пассажирами.

В Волгоградских маршрутках билеты за проезд не выдают. Хотя во многих маршрутных такси данные билеты имеются, но водитель не считает нужным их выдавать.

Так как отсутствуют кондукторы, водители сами собирают оплату за проезд, что не малым образом отвлекает его от управления транспортным средством, что в дальнейшим может привести к различным ДТП. Все не раз видели, как водители маршруток успевают брать с пассажиров плату за проезд, тут же отсчитывать, если надо, сдачу, параллельно давя на педали и переключая передачи. Отныне такого быть не должно. Согласно новому постановлению, если маршрутное такси не обеспечена кондуктором, а деньги за проезд принимает водитель, он должен это делать только во время остановок.

Я считаю, что выдача билетов в маршрутных такси — вещь необходимая. Во-первых, отчетность водителя перед руководством компании, во-вторых, договор между пассажиром и перевозчиком, который в случае какой-либо спорной ситуации или ДТП может стать доказательством, ехал именно в этом конкретном маршрутном такси, в-третьих для повышения уровня культуры делооборота.

Создание билетной системы поможет налоговым органам при проверке финансового состояния компаний. Кроме того, добросовестность или недобросовестность в соблюдении всех новых правил будет учитываться при получении водителями лицензии. В случае если какие-то из правил соблюдаться не будут, управление Госавтодорнадзора по Волгоградской области оставляет за собой право отказать в выдаче лицензии или отозвать ее при грубых нарушениях.

Подводя итог, следует сделать вывод о том, что целесообразно и логично следовало бы установить административную ответственность за невыдачу водителем транспортного средства, осуществляющего регулярные перевозки пассажиров, (т. е. маршрутного такси в том числе) билетов установленного образца, подтверждающих факт оплаты пассажира за проезд.

Проблемы заключения публичного договора перевозки пассажиров в маршрутном такси

Дата публикации: 16.04.2016 2016-04-16

Статья просмотрена: 678 раз

Библиографическое описание:

Глуходедова Н. Н. Проблемы заключения публичного договора перевозки пассажиров в маршрутном такси // Молодой ученый. — 2016. — №8.1. — С. 16-18. — URL https://moluch.ru/archive/112/28027/ (дата обращения: 11.11.2019).

Данная статья посвящена проблемам заключения публичного договора перевозки пассажиров в маршрутном такси. Основное внимание уделено данной проблеме именного на примере города Волгограда. Рассматриваются последствия при незаключении публичного договора перевозки пассажиров в маршрутном такси.

Ключевые слова: Договор перевозки, правила перевозки, индивидуальный предприниматель, перевозчик, пассажир, ответственность.

В настоящее время большинством пассажиров в пределах городских округов широко используется маршрутное такси. Перевозчиками — владельцами транспортных средств, работающих в режиме маршрутного такси — выступают коммерческие юридические лица и индивидуальные предприниматели, которым для осуществления данной деятельности Федеральной службой по надзору в сфере транспорта предоставляются лицензии, дающие право осуществлять перевозки пассажиров.

Пункт 2 ст. 789 ГК РФ признает публичным договором договор перевозки транспортом общего пользования. [1]

Единственным документом, подтверждающим факт заключения договора перевозки с перевозчиком является билет, поскольку согласно п. 2 ст. 786 ГК РФ и ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ [2] заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом. Далеко не все водители маршрутных такси при предоставлении своих транспортных услуг в ответ на оплату проезда выдают билет, порой и пассажиры, садящиеся в маршрутное такси, после оплаты проезда не требуют ее подтверждения выдачей билета соответствующего образца по уже сложившейся привычке, положившись на добросовестность и честность водителя маршрутного такси. Таким образом, пассажир, оплатив за проезд и не получив в ответ билет установленного образца, подтверждающий оплату услуги, считается не заключившим договор перевозки.

Согласно ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ [3] в случае невозможности осуществить перевозку пассажира предоставленным транспортным средством в связи с его неисправностью, аварией, другими аналогичными причинами пассажир имеет право воспользоваться выданными билетом в другом транспортном средстве, предоставление которого обязан обеспечить перевозчик. В случае если перевозчику не удалось обеспечить последнее, то на нем лежит обязанность вернуть денежные средства, уплаченные за проезд. Следовательно, перевозчик может отказаться возмещать стоимость проезда не имеющему билета установленного образца пассажиру, мотивируя тем, что последний не заключал с ним договор перевозки, поскольку отсутствует этому подтверждение, и переданные перевозчику в счет оплаты проезда денежные средства возвратить будет невозможно. Практика показывает, что имеют место моменты, когда пассажиру при посадке в маршрутное такси и передаче оплаты за проезд перевозчик отказывает в ответной выдаче билета установленного образца. [4]

При таких условиях пассажир вследствие причинения ему вреда при перевозке в маршрутном такси по вине перевозчика не сможет доказать факт причинения ему вреда именно при перевозке в данном транспортном средстве, поскольку отсутствие у пассажира билета свидетельствует о незаключении договора перевозки. Стало быть, перевозчик и его страховая организация будут иметь возможность уйти от компенсации причиненного вреда пострадавшему пассажиру.

В конечном счете, перевозчик, не удостоверяя выдачей билетов оплату пассажирами проезда, нарушает не только нормы действующего законодательства, регулирующие отношения в сфере перевозки пассажиров, но и фактически лишает пассажиров возможности реализовать предоставленную им законодательством гарантию компенсации перевозчиком причиненного вреда в процессе предоставления транспортной услуги.

Согласно новым правилам перевозки, которые прописаны в Федеральном законе N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» [5]маршрутные такси отныне приравнены к автобусам, троллейбусам и трамваям.По этому поводу можно сказать, что маршрутные такси теперь относятся не к разряду частного такси, а к регулярному общественному транспорту, который должен обладать постоянным маршрутом, фиксированной стоимостью проезда, а также нести ответственность перед пассажирами.

В Волгоградских маршрутках билеты за проезд не выдают. Хотя во многих маршрутных такси данные билеты имеются, но водитель не считает нужным их выдавать.

Так как отсутствуют кондукторы, водители сами собирают оплату за проезд, что не малым образом отвлекает его от управления транспортным средством, что в дальнейшим может привести к различным ДТП. Все не раз видели, как водители маршруток успевают брать с пассажиров плату за проезд, тут же отсчитывать, если надо, сдачу, параллельно давя на педали и переключая передачи. Отныне такого быть не должно. Согласно новому постановлению, если маршрутное такси не обеспечена кондуктором, а деньги за проезд принимает водитель, он должен это делать только во время остановок.

Я считаю, что выдача билетов в маршрутных такси — вещь необходимая. Во-первых, отчетность водителя перед руководством компании, во-вторых, договор между пассажиром и перевозчиком, который в случае какой-либо спорной ситуации или ДТП может стать доказательством, ехал именно в этом конкретном маршрутном такси, в-третьих для повышения уровня культуры делооборота.

Создание билетной системы поможет налоговым органам при проверке финансового состояния компаний. Кроме того, добросовестность или недобросовестность в соблюдении всех новых правил будет учитываться при получении водителями лицензии. В случае если какие-то из правил соблюдаться не будут, управление Госавтодорнадзора по Волгоградской области оставляет за собой право отказать в выдаче лицензии или отозвать ее при грубых нарушениях.

Подводя итог, следует сделать вывод о том, что целесообразно и логично следовало бы установить административную ответственность за невыдачу водителем транспортного средства, осуществляющего регулярные перевозки пассажиров, (т. е. маршрутного такси в том числе) билетов установленного образца, подтверждающих факт оплаты пассажира за проезд.

Договор перевозки пассажиров

Тип документа: Договор перевозки

Для того, чтобы сохранить образец этого документа себе на компьютер перейдите по ссылке для скачивания.

Размер файла документа: 10,9 кб

Договор перевозки пассажиров обязывает перевозчика осуществить перевозку пассажира в обозначенное место посредством определенного транспорта, предоставив ему место в данном транспорте, а также место для его багажа. Пассажир, в свою очередь, обязан оплатить услуги перевозчика в полном объеме. Кроме того, если багаж будет превышать обозначенный перевозчиком лимит, то пассажиру придется доплатить некоторую сумму за его транспортировку.

Следует отметить, что соглашение является консенсуальным, возмездным, а также двусторонним. При этом сам договор может различаться по следующим категориям: перевозка в пределах городской черты, перевозка в пригородном сообщении, междугородняя перевозка, а также международная перевозка. Среди прочих отличающих факторов можно выделить регулярные перевозки, перевозки по заказам, а также перевозки службами такси. В двух последних случаях нормы транспортировки багажа, а также ручной клади, определяются непосредственно самим фрахтовщиком.

Если вас интересует актуальный образец договора перевозки пассажиров, вы можете скачать соответствующую форму с нашего ресурса в любое удобное для себя время.

Бланк договора перевозки пассажиров

Образец договора перевозки пассажиров (заполненный бланк)

Скачать Договор перевозки пассажиров

Договор перевозки пассажиров №

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. В соответствии с настоящим договором Перевозчик обязуется перевезти Пассажира и его багаж в следующий пункт назначения: , выдать багаж Пассажиру или другому лицу, уполномоченному на его получение, а Пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд и провоз багажа.

1.2. Заключение настоящего договора удостоверяется билетом, а также багажной квитанцией.

1.3. Пассажир имеет право в порядке, предусмотренном :

  • перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях;
  • перевозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм.

1.4. Плата за проезд и провоз багажа составляет: рублей.

1.5. Проезд и провоз багажа оплачиваются в следующем порядке и в следующие сроки: .

1.6. Перевозчик обязуется доставить Пассажира и его багаж в пункт назначения в срок, определенный в порядке, предусмотренном .

1.7. Время отправления и прибытия транспортного средства: .

2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ПЕРЕВОЗКЕ

2.1. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке Стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортным уставом или кодексом.

2.2. Стороны настоящего договора за нарушение ими обязательств по перевозке предусматривают следующую ответственность: .

3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕВОЗЧИКА ЗА ЗАДЕРЖКУ ОТПРАВЛЕНИЯ ПАССАЖИРА

3.1. За задержку в отправлении транспортного средства, перевозящего Пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) Перевозчик уплачивает Пассажиру штраф в размере установленном , если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающих жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от Перевозчика.

3.2. В случае отказа Пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства Перевозчик обязан возвратить Пассажиру провозную плату.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕВОЗЧИКА ЗА УТРАТУ, НЕДОСТАЧУ И ПОВРЕЖДЕНИЕ (ПОРЧУ) БАГАЖА. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕВОЗЧИКА ЗА ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА ЖИЗНИ ИЛИ ЗДОРОВЬЮ ПАССАЖИРА

4.1. Перевозчик несет ответственность за сохранность багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи Пассажиру или лицу, уполномоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) багажа произошли вследствие обстоятельств, которые Перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

4.2. Ущерб, причиненный при перевозке багажа, возмещается Перевозчиком в следующем размере:

  • в случае утраты или недостачи багажа – в размере стоимости утраченного или недостающего багажа;
  • в случае повреждения (порчи) багажа – в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного багажа – в размере его стоимости;
  • в случае утраты багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, – в размере объявленной стоимости багажа.

Стоимость багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете Продавца, а при отсутствии счета – исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

4.3. Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) багажа, возвращает Отправителю провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного багажа.

4.4. Документы о причинах багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные Перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности Перевозчика, Отправителя либо Получателя багажа.

4.5. Перевозчик несет ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью Пассажира, в соответствии с правилами главы 59 ГК РФ.

5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

5.1. Во всем ином, не урегулированном в договоре, Стороны будут руководствоваться нормами ГК РФ, а также нормами .

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2013

ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРА

В российском гражданском законодательстве перевозке посвящена гл. 40 “Перевозка” ГК РФ. Согласно общему определению договора перевозки пассажира, содержащемуся в ГК РФ, по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа (п. 1 ст. 786 ГК РФ). Помимо этого, соответствующие определения договора перевозки пассажира и нормы, регламентирующие перевозку пассажира на том или ином виде транспорта, содержатся в транспортных уставах и кодексах (гл. XV Воздушного кодекса Российской Федерации 1997 года (далее – ВК РФ), гл. IX Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации 1999 года (далее – КТМ РФ), гл. XIII Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации 2001 года (далее – КВВТ РФ), гл. 3 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта Российской Федерации 2007 года (далее – УАТ РФ), гл. VI Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации 2003 года (далее – УЖТ РФ)).

Предметом договора перевозки пассажира выступают действия перевозчика по доставке пассажира в пункт назначения, а при сдаче пассажиром багажа – также указанного багажа и кроме того действия пассажира по внесению платы за проезд и провоз багажа.

Еще одним условием договора перевозки пассажира является его срок. В соответствии со ст. 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить пассажира, багаж в пункт назначения в сроки, определяемые в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.

Договор перевозки пассажира является двусторонним (взаимным), возмездным, консенсуальным, публичным. По способу заключения указанный договор относится к договорам присоединения.

Двусторонний характер обязательства, вытекающего из договора перевозки пассажира, выражается в том, что и у перевозчика, и у пассажира имеются как права требования, так и обязанности. Возмездность договора перевозки пассажира обусловлена тем, что услуга по перевозке оказывается пассажиру за определенную плату. Договор перевозки пассажира является консенсуальным, поскольку он считается заключенным с момента приобретения пассажиром проездного билета. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется проездным билетом, а сдача багажа – багажной квитанцией.

Сторонами договора перевозки пассажира выступают перевозчик и пассажир. Например, в соответствии с п. 13 ст. 2 УАТ РФ перевозчиком является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу. Таким образом, действующее транспортное законодательство позволяет выступать в качестве перевозчика как юридическому лицу, так и гражданину. Однако, поскольку деятельность по осуществлению в данном случае перевозок пассажиров носит систематический характер и осуществляется за плату, т.е. является предпринимательской в смысле ст. 2 ГК РФ, очевидным является то, что перевозчик должен иметь статус коммерческой организации либо индивидуального предпринимателя.

Для осуществления перевозочной деятельности индивидуальный предприниматель или коммерческая организация должны владеть на законном основании соответствующим транспортным средством (на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды).

Согласно п. 2 ст. 789 ГК РФ договор перевозки пассажира транспортом общего пользования является публичным, правила о котором предусмотрены ст. 426 ГК РФ. Согласно указанной статье публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (в том числе сюда отнесена перевозка транспортом общего пользования). Однако в ст. 426 ГК РФ также не учтено то обстоятельство, что в качестве стороны, заключающей публичный договор с потребителем, может выступать индивидуальный предприниматель.

Условия договора перевозки пассажира должны быть сформулированы одинаково для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных потребителей (п. 2 ст. 426 ГК РФ). Заключение договора перевозки пассажира, осуществляемого транспортом общего пользования, для перевозчика является обязательным; перевозчик не вправе отказаться от его заключения при возможности предоставить потребителю услугу по перевозке. Перевозчик также не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами (ст. 426 ГК РФ). Помимо прочего, публичный характер рассматриваемого договора предоставляет возможность Правительству РФ издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении договора перевозки пассажира.

Договор перевозки пассажира относится к договорам присоединения. Условия договора перевозки пассажира определяются в стандартных формах и могут быть приняты пассажиром не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом. Как правило, условия договора перевозки пассажира определены в проездном билете.

Содержание договорного правоотношения по перевозке пассажира составляют права и обязанности его участников. Одним из прав пассажира, купившего билет, является его возможность в любое время отказаться от договора перевозки пассажира. При этом в транспортных уставах и кодексах, а также правилах перевозок на отдельных видах транспорта устанавливаются условия и порядок возврата уплаченной суммы, а также ее размер (например, ст. 23 УАТ РФ, ст. 100 КВВТ РФ, ст. 183 КТМ РФ, ст. 83 УЖТ РФ, ст. 108 ВК РФ).

В соответствии с п. 3 ст. 786 ГК РФ пассажир имеет также права провозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях; провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм; сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу. Указанные права конкретизируются в транспортных уставах и кодексах (например, ст. 22 – 23 УАТ РФ, ст. 100 КВВТ РФ, ст. 181 КТМ РФ, ст. 83 УЖТ РФ, ст. 106 ВК РФ).

Основной обязанностью пассажира является внесение платы за проезд и за провоз багажа (ст. 786 ГК РФ). Согласно п. 2 ст. 790 ГК РФ плата за перевозку пассажиров, багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

Помимо внесения платы за проезд и провоз багажа пассажиры имеют еще ряд обязанностей, предусмотренных транспортным законодательством и связанных, в частности, с необходимостью соблюдения общественного порядка, соблюдения санитарных и других формальностей, необходимостью сохранять билет и багажную квитанцию и в целом соблюдать правила перевозок пассажиров на соответствующем виде транспорта. Например, согласно п. 2 ст. 100 КВВТ РФ пассажир обязан соблюдать утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области транспорта правила пользования судами и расположенными на берегу и предназначенными для обслуживания перевозок пассажиров объектами.

Что касается перевозчика, то указанное лицо также пользуется определенными правами, вытекающими из договора перевозки пассажира и правовых актов. Прежде всего, перевозчик имеет право на получение платы за проезд и провоз багажа. Кроме этого, в определенных случаях перевозчик в одностороннем порядке вправе прекратить договор перевозки пассажира. В частности, согласно ст. 107 ВК РФ перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира, если: пассажир нарушает паспортные, таможенные, санитарные и иные установленные законодательством Российской Федерации требования в части, касающейся воздушной перевозки; пассажир отказывается выполнять требования, предъявляемые к нему федеральными авиационными правилами; состояние здоровья пассажира воздушного судна требует особых условий воздушной перевозки либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, что подтверждается медицинскими требованиями, а равно создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц; а также в других указанных в ст. 107 ВК РФ случаях.

Обязанности перевозчика могут быть представлены следующим образом. Прежде всего перевозчик должен предоставить пассажиру всю необходимую информацию о предстоящей перевозке, в том числе информацию, связанную с временем отправления и прибытия транспортного средства.

Перевозчик обязан обеспечить безопасность пассажира и сохранность его багажа в пути следования. Интересно, что “на морском транспорте для определения временной сферы действия обязанностей перевозчика по обеспечению его безопасности и сохранности его багажа (“время перевозки”) используются так называемые периоды перевозки, которыми охватываются не только время нахождения пассажира на судне, но и периоды посадки и высадки пассажира, а также его доставки водным путем с берега на судно и наоборот”. “Исполнение перевозчиком обязанности по обеспечению безопасности пассажира и сохранности перевозимых им вещей. обеспечивается также страхованием жизни и здоровья пассажиров (ст. 80 УЖТ РФ), в том числе добровольным страхованием пассажиров и их багажа в порядке, предусмотренном гл. 48 ГК РФ”.

Помимо сказанного, перевозчик обязан обеспечить предоставление пассажиру комплекса услуг, оплаченных при покупке билета, а также дополнительных услуг, оказываемых за отдельную плату.

С обязанностями перевозчика тесно связан вопрос о его ответственности перед пассажиром. Ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение договора перевозки пассажира установлена в ГК РФ, транспортных уставах и кодексах, а также может быть определена соглашением сторон. В соответствии с нормами гл. 40 ГК РФ перевозчик несет ответственность за задержку отправления пассажира или опоздание прибытия транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщении), в результате чего перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном транспортным уставом или кодексом. При этом перевозчик может освободиться от ответственности, если докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обязательств, не зависящих от перевозчика (п. 1 ст. 795 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 796 ГК РФ “перевозчик несет ответственность за несохранность багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело”. При этом в общем виде размер ущерба, причиненного при перевозке багажа, определяется по правилам п. 2 ст. 796 ГК РФ.

И наконец, перевозчик несет ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира (ст. 800 ГК РФ). Указанная ответственность определяется по правилам гл. 59 “Обязательства вследствие причинения вреда” ГК РФ, если законом или договором не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика.

Источники:
http://be5.biz/pravo/d001/28.html
http://studopedia.ru/7_142631_tema--dogovor-perevozki-passazhirov-i-bagazha.html
http://studme.org/93549/pravo/poryadok_zaklyucheniya_dogovora_perevozki_passazhira
http://moluch.ru/archive/112/28027/
http://moluch.ru/archive/112/28027/
http://dogovor-obrazets.ru/%D0%B4%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80/%D0%94%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BA%D0%B8_%D0%BF%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B0%D0%B6%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2
http://scienceforum.ru/2013/172/1801
http://econsalting.ru/doverennost-na-pereoformlenie-avtomobilja-v-gibdd-ot-fizicheskogo-lica-62471/

Ссылка на основную публикацию