Ответственность грузоотправителя за перегруз автомобиля

Какова ответственность грузоотправителя за перегруз автомобиля

Чем больше груза сможет переместить грузоотправитель за один рейс, тем больший доход он сможет получить. Однако масса груза – величина конечная. Нельзя заставить транспортное средство взять на борт больше груза, чем это положено по нормативам. Вернее, можно, но весьма чревато. Чем именно, кто будет нести ответственность за перегруз, куда платить штрафы, разберемся в этой статье.

Что такое «перегруз»

Большегрузные автомобили осуществляют значительную нагрузку на дорожное покрытие. Если превышать установленную норму грузов, разрушение дорог будет происходить в более быстрых темпах и в больших масштабах. Тяжелая масса, движущаяся с большой скоростью, прогибает и проминает дорожное полотно, растрескивает его поверхность. Кроме того, такая езда может стать причиной аварийных ситуаций.

Перегруз – превышение установленной массы груза, оказывающей давление на оси автомобиля, передающие нагрузку на дорожное покрытие.

СПРАВКА. По данным исследований, нарушение целостности дорожного покрытия имеет причиной перегруз в 30-45% случаев.

Как определить норму нагрузки

Предельная допустимая масса груза устанавливается на федеральном уровне. Нормативы устанавливаются и корректируются отдельно в каждом субъекте Федерации. Определяются два значимых показателя:

  • масса груженого автомобиля;
  • нагрузка на оси транспортного средства.

Превышение этих параметров допускается исключительно по специальному разрешению, выдаваемому в исключительных случаях. Во всех остальных ситуациях перегруз расценивается как административное правонарушение. Для его выявления дороги оборудуются автоматизированные контрольно-весовыми пунктами.

К СВЕДЕНИЮ! Согласно плану мероприятий, называемых «дорожная карта», утвержденному 07 сентября 2015 года, к 4 кварталу 2022 года автоматизированными пунктами контроля веса автомобилей должны быть охвачены все федеральные трассы.

Часто на трассах можно увидеть дорожный знак, на котором изображены цифры «3,12». Это максимально разрешенный вес проезжающего автомобиля вместе с грузом, то есть нагрузка на любую из осей.

Нагрузка на ось есть, перегруза нет – так бывает?

Иногда встречаются ситуации, когда нагрузка на заднюю или переднюю ось превышает предельную, между тем как общая масса авто не больше разрешенной. Так может произойти, если груз неправильно распределен при погрузке или изменил свое положение при движении автомобиля, например, если он сыпучий, текучий, делимый иным способом.

Если штраф за перегруз наложен при таких обстоятельствах, его можно оспорить в суде.

Чья ответственность за перегруз

Кодекс об административных правонарушениях РФ в п. 1-6 статьи 12.21.1 возлагает ответственность за превышение предельных значений осевой нагрузки на:

  • водителя транспортного средства;
  • должностных лиц, отвечающих за перевозку;
  • компанию-перевозчика.

Федеральный закон от 13 июля 2015 года №248-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования норм, регулирующих движение по автомобильным дорогам тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств и транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов» внес в КоАП поправки, по которым материальная ответственность за перегруз и нарушение габаритов ТС ложится на владельца автомобиля.

ВНИМАНИЕ! Случается, что недобросовестные грузоотправители указывают по бумагам заниженный вес груза. Если перевес обнаруживается на контрольно-весовом пункте, оштрафован будет водитель и владелец авто.

А если авто арендованное?

Закон требует, чтобы ответственность за правонарушение нес его виновник. Как же быть в ситуации, когда автомобиль, следовавший с перегрузом, находится в аренде? Ведь несправедливо было бы требовать штраф с арендодателя, который не пользовался своим имуществом. С другой стороны, штраф берется с владельца.

Понятие аренды предусматривает, что арендодатель не вправе указывать арендополучателю, как именно ему использовать арендуемое имущество. Поэтому эксплуатация авто со всеми сопутствующими рисками ложится на плечи арендатора. Если арендатор совершил правонарушение с взятым имуществом, арендодателя нельзя привлечь за это к ответственности.

Итак, в случае перегруза автомобиля, находящегося в аренде, за это несет административную ответственность исключительно арендатор.

Выявлен перегруз, как дальше ехать?

При выявлении перегруза водитель не может дальше продолжать движение и продолжать вредить дорожному покрытию. Инспектора потребуют от него устранить перегруз любым из способов:

  • перегрузить часть содержимого в другие транспортные средства;
  • перераспределить груз внутри авто (если превышена нагрузка на ось);
  • предъявить спецразрешение на перевозку утяжеленного груза (если оно запрашивалось и было получено).

Если исправить положение физически невозможно, транспортное средство будет задержано и препровождено на специализированную стоянку, где оно и будет находиться до разгрузки, то есть устранения причины задержания. Если машину доставить на стоянку не представляется возможным, ее зафиксируют с помощью блокировочных средств.

После того как водитель выполнит рекомендации, автомобиль еще раз подвергается контрольному взвешиванию и, если показатели пришли в норму, может двигаться далее. Но так как правонарушение уже имело место, что зафиксировано протоколом и актом взвешивания, от штрафа не отвертеться.

Меры административной ответственности за перегруз

КоАП РФ предусматривает две формы материальной ответственности за движение автомобиля с перегрузом:

  • выплата штрафа установленной суммы;
  • возмещение ущерба, нанесенного покрытию дороги.

В некоторых случаях оба вида ответственности могут быть совмещены.

Поскольку платить должен тот, кто виновен в правонарушении, в разных ситуациях это могут оказаться разные лица, ответственные за движение авто. Сумма штрафа зависит от нескольких факторов:

  • кто именно признан ответственным;
  • насколько превышена разрешенная масса автомобиля.

Кто и сколько заплатит:

  1. Водитель при перегрузе машины без спецразрешения до 10% заплатит от 1 до 1,5 тыс. рублей, до 20% – 3-4 тыс. руб., до 50% – 5-10 тыс. руб., а свыше – 7-10 тыс. руб. Если автомобиль перегружен наполовину и больше, водителя могут лишить прав на несколько месяцев.
  2. Грузоотправитель (ответственное за груз лицо), если виновен именно он, за незначительное превышение будет оштрафован на 10-15 тыс. руб., за более серьезное – на 25-30 тыс. руб., за значительное – на 35-40 тыс. руб., а за превышающее 50% – на 45-50 тыс. руб.
  3. Собственник транспортного средства должен особенно тщательно проверять грузы, поскольку ему грозит штраф в 150 тыс. руб. за маленький перегруз, 300 тыс. за 20%-ный, 400 тыс. руб. – за серьезный, доходящий до 50%, и 500 тыс. руб. – за превышающий половину разрешенной нормы.
  4. Юридическое лицо (и приравненный к нему в данном статусе индивидуальный предприниматель) уплатят серьезные суммы в 100-150 тыс. руб. за превышение нормы до 10%, 250-300 тыс. руб. – за перегруз до 20%, 350-400 тыс. руб. – до 50%, 400-500 тыс. руб. – за большие превышения.

Грузоотправитель также дополнительно несет ответственность, если в сопроводительных документах масса груза указана заведомо неправдивой. Он оплатит серьезный штраф:

  • физическое лицо – 1,5-2 тыс. руб.;
  • должностное лицо – 15-20 тыс. руб.;
  • организация – 200-300 тыс. руб.

Кроме штрафа, он обязан возместить водителю все понесенные им материальные затраты вследствие перегруза авто.

Расчет ущерба дорожному покрытию вычисляется по специальной методике, утвержденной Постановлением Правительства РФ №934 от 16 ноября 2009 года. При этом берется во внимание:

  • мера перегруза;
  • тип дорожного покрытия;
  • пробег по нему перегруженного автомобиля.

Как платится штраф

Порядок уплаты административного штрафа и/или возмещения ущерба полотну дороги состоит в следующих последовательных процедурах.

  1. Установление перегруза:
    • средствами автоматической фиксации;
    • сотрудниками ГИБДД.
  2. Уведомление владельца транспортного средства.
  3. Добровольная оплата владельцем ущерба по заявленной претензии в течение месяца после ее получения.
  4. Если оплата не произведена в установленный срок, на виновного подается заявление в арбитражный суд.

ВАЖНО! На практике суды редко пересматривают штрафы по перегрузу, поэтому можно рекомендовать водителям и ответственным лицам обязательно проверять машину на наличие перегруза до начала рейса.

Ответственность грузоотправителя за перегруз автомобиля

otvetstvennost_za_peregruz.jpg

Похожие публикации

Превышение допустимой нормы веса перевозимого груза влечет за собой наказание, в первую очередь – для грузоотправителя. Он должен будет не только заплатить штраф, но и возместить убытки перевозчику.

Что такое перегруз автомобиля

При определении допустимой массы груза используются два норматива:

  • Предельная масса автомобиля вместе с грузом.
  • Нагрузка на ось автомобиля.

Превышение любого из них или обоих сразу будет считаться перегрузом.

Ответственность за перегруз грузового автомобиля грузоотправителя согласно КоАП РФ

В 2018 году действуют те же нормы, что и ранее. За перегруз автомобиля наказываются все участники: грузоотправитель, перевозчик и водитель. Данный норматив устанавливается статьей 12.21.1 КоАП РФ. Согласно ей, ответственность грузоотправителя за перегруз автомобиля будет выражаться в следующих мерах наказания (п. 10 ст. 12.21.1):

  • Денежный штраф от 80 000 до 100 000 рублей на индивидуального предпринимателя.
  • Денежный штраф от 250 000 до 400 000 рублей на юридическое лицо.

Отдельно в п.п. 8, 9 ст 12.21.1 КоАП устанавливается ответственность за недостоверные сведения о массе груза или их отсутствие в сопроводительных документах, повлекшие нарушение правил движения. За это нарушение на грузоотправителя дополнительно накладывается штраф в размере:

  • 1500 – 5000 рублей на граждан;
  • 15 000 – 35 000 рублей на должностных лиц;
  • 200 000 – 400 000 рублей на индивидуальных предпринимателей и предприятия.

Факт уплаты штрафа не освобождает грузоотправителя от ответственности перед компанией-перевозчиком.

Ответственность отправителя перед перевозчиком

Согласно статье 35 Устава автомобильного транспорта, который был утвержден законом № 259-ФЗ от 08.11.2007 года, грузоотправитель в случае искажения данных о весе груза должен заплатить перевозчику 20% от платы, которая установлена за перевозку груза согласно договору.

Помимо этого, в договоре перевозки можно предусмотреть дополнительные неустойки в случае перегруза автомобиля по вине грузоотправителя. Это следует из статьи 784 ГК РФ, согласно которой условия перевозки устанавливаются договором, а при нарушении договорных обязательств стороны будут нести ответственность по следующим нормативным актам и документам, если их положения отличны от договорных:

  • Гражданский Кодекс РФ;
  • Транспортные уставы, кодексы и прочие законодательные акты.

Ответственность за перегруз грузового автомобиля (2018) грузоотправителя выражается в штрафных санкциях, которые накладываются согласно КоАП РФ, а также в различных неустойках, которые грузоотправитель платит в пользу перевозчика в случае превышения груза и сокрытия сведений об этом.

Штраф за перегруз по осям т/с по ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП

Здравствуйте, коллеги! В последнее время наши транспортно-экспедиционная компания и складской комплекс столкнулись с такой проблемой, как перевес по осям т/с. Ространснадзор во главе с Минтрансом с устрашающей периодичностью фиксируют факты нарушения развесовки груза по осям т/с и, как следствие, выносят постановления о привлечении грузоотправителя к ответственности за совершение административного правонарушения по ч. 10 ст. 12.21.1. КоАП, что влечёт за собой наложение штрафа на юр. лицо в размере от 250 до 400 тысяч руб.

Изучив данный вопрос столкнулся с тем, что компетентные органы по разному определяют организацию-грузоотправителя. В одних случаях это организация, которая указывается в графе грузоотправитель CMR, в других, копают глубже, узнают кто осуществлял погрузочные работы и привлекают его, как грузоотправителя. Судебной практики пока маловато, чтобы окончательно определиться с дальнейшей работай.

Согласно п. 8 ст. 11 ФЗ «Устав автомобильного транспорта…» № 259-ФЗ (далее – УАТ) «погрузка-разгрузка в транспортное средство, контейнер осуществляется грузоотправителем, выгрузка груза из транспортного средства, контейнера – грузополучателем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза».

Согласно п. 12 ст. 11 УАТ «юр. лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие погрузку груза в транспортное средство, не вправе превышать допустимую массу транспортного средства или допустимую нагрузку на ось транспортного средства, установленные в соответствии с законодательством РФ».

Получается следующая ситуация, в договорах транспортной экспедиции и в УАТе есть положения, согласно которым водитель т/с обязан следить за правильностью загрузки и обвязки груза в т/с а также давать свои указания. Но груз дополнительно не взвешивается, его укладывают исходя из веса, указанного в документах, который не редко расходится с реальным. Соответственно в случаях когда мы сами отгружаем товар с нашего склада, то есть риск попасть на протокол даже если мы не фигурируем как грузоотправитель в товаро-сопроводительных документах, т.к. наши работники осуществляют загрузку. А в случае с транспортной экспедицией нас могут привлеч за то, что водитель наёмного т/с даёт указания по загрузке товара в т/с.

На мой взгляд для понимания того, как предупредить данный риск, возникающий при работе транспортно-экспедиционных компаний и складов, необходимо понять как же всётаки определяется организация-грузоотправитель при рассмотрении дела об АП.

В моих кейсах инспекторы стабильно определяли грузоотправителя исходя из информации, которая указанна в товаросопроводительных документах, соответственно на сегодняшний день выработана позиция не фигурировать нигде как грузоотправитель, чтобы не явлсяться субъектом административного правонарушения, согласно положениям УАТ.

Прошу Вас поделиться опытом, у кого происходили подобные ситуации, как вы из них выходили, удавалось ли и как теперь работаете?

Источники:
http://spmag.ru/articles/otvetstvennost-gruzootpravitelya-za-peregruz-avtomobilya
http://zakon.ru/Discussions/shtraf_za_peregruz_po_osyam_ts_po_ch_10_st_12211_koap/75284
http://base.garant.ru/165090/f7ee959fd36b5699076b35abf4f52c5c/

Ссылка на основную публикацию