Как рассчитывается ущерб дорожному покрытию от перегруза

Приложение N 2. Методика расчета платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам РФ

к Положению о порядке компенсации ущерба,

наносимого тяжеловесными автомобильными

средствами при проезде по федеральным

Методика
расчета платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам Российской Федерации

Плата за разовый провоз тяжеловесных грузов по федеральным дорогам рассчитывается исходя из вида транспортного средства, перевозящего груз, размеров превышения предельно допустимых значений полной массы указанного транспортного средства и (или) каждой осевой массы, протяженности маршрута и рассчитывается по формуле:

Пр – плата за разовый провоз тяжеловесного груза автотранспортным средством;

Рпм – размер платы за превышение полной массой автотранспортного средства предельно допустимых значений, указанных в таблицах N 1.1 и N 1.2;

Рпомi – размер платы за превышение каждой осевой массой автотранспортного средства предельно допустимых значений, указанных в таблицах N 1.3 и N 1.4;

S – протяженность маршрута тяжеловесного автотранспортного средства (в сотнях км).

Значения Рпм и Рпомi (в рублях) определяются путем умножения соответствующих размеров ставок на установленный законом на момент расчета минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации.

Плата за многократные провозы тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам может взиматься в виде оплаты временного пропуска, стоимость которого рассчитывается по формуле:

Пп – стоимость пропуска, выданного на определенное количество дней;

s – среднесуточный пробег тяжеловесного транспортного средства (в сотнях км), s = 3, т.к. среднесуточный пробег автотранспортного средства принят равный 300 км;

n – срок (в днях), на который выдается пропуск.

В зависимости от размера осевых масс автотранспортные средства подразделяются на две группы:

группа “А” – автотранспортные средства, у которых осевая масса наиболее нагруженной оси составляет свыше 6,0 тонн и до 10,0 тонн включительно. Эксплуатация этих автотранспортных средств допускается на федеральных автомобильных дорогах I -III категории, а также IV категории, дорожные одежды которых построены или усилены под осевую нагрузку 10 тонн;

группа “Б” – автотранспортные средства, у которых осевая масса наиболее нагруженной оси до 6,0 тонн включительно. Эксплуатация этих автотранспортных средств допускается на всех автомобильных дорогах.

Предельные значения полной массы автотранспортных средств
(для автотранспортных средств, относящихся к категории 1)

1. Для одиночных автомобилей (тягачей) не допускается превышение фактической массы более 30 тонн.

2. Предельные значения общей массы автотранспортных средств допустимы только в случае равномерного распределения нагрузки по осям.

При движении по мостовым сооружениям полная масса
автотранспортных средств не должна превышать значений,
приведенных в следующей таблице
(для автотранспортных средств, относящихся к категории 1)

1. Для одиночных автомобилей (тягачей) не допускается превышение фактической массы более 30 тонн.

2. Предельное значение общей массы автотранспортных средств допустимы только в случае равномерного распределения нагрузки по осям.

3. Промежуточные между табличными значениями параметров делаются методом линейной интерполяции.

Предельные значения осевой массы двухосных
автотранспортных средств и двухосных тележек
(для автотранспортных средств,
относящихся к категории 1)

1. Допускается увеличение осевой массы:

– при расстоянии между осями свыше 2,00 метров у городских и пригородных двухосных автобусов и троллейбусов группы “А” – до 11,5 тонн и группы “Б” – до 7,0 тонн;

– при расстоянии между осями двухосной тележки у автотранспортных средств группы “А” от 1,35 до 1,65 метров включительно – до 9,0 тонн, при условии, что осевая масса, приходящаяся на смежную ось не превышает 6,0 тонн.

2. Для автотранспортных средств групп “А” и “Б” спроектированных до 1995 года, с расстоянием между осями не более 1,32 м допускаются осевые массы соответственно 8,0 тонн и 5,5 тонн.

Предельные значения осевой массы трехосных тележек
автотранспортных средств (для автотранспортных
средств, относящихся к категории 1)

Примечание: расстояние между смежными осями должно быть не менее 0,4 расстояния между крайними осями.

Справочно: параметры автотранспортного средства, при которых оно относится к категории 2, указаны в приложении N 1 к Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам.

Примеры расчета платы за провоз тяжеловесных грузов
по федеральным автомобильным дорогам

Пример 1. Необходимо осуществить разовую перевозку груза на расстояние 200 км перегруженным автопоездом группы А в составе тягача КрАЗ-258Б1 и полуприцепа ЧМЗАП-5524П при полной массе автопоезда 52 т. Нагрузка на каждую ось тележки тягача составляет 10 тс при базе тележки – 1,4 м, нагрузка на каждую ось тележки полуприцепа составляет 12,0 тс при базе тележки 1,56 м.

Плата за разовый провоз тяжеловесного груза рассчитывается по формуле:

Пр – плата за разовый провоз тяжеловесного груза автотранспортным средством;

Рпм – размер платы за превышение полной массой автотранспортного средства предельно допустимых значений, указанных в таблицах N 1.1 и N 1.2;

Рпомi – размер платы за превышение каждой осевой массой автотранспортного средства предельно допустимых значений, указанных в таблицах N 1.3 и N 1.4;

S – протяженность маршрута тяжеловесного автотранспортного средства (в сотнях км).

Значения Рпм и Рпомi (в рублях) определяются путем умножения соответствующих размеров Временных ставок платы за провоз тяжеловесных грузов на установленный законом на момент расчета минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации (75,9 тыс. руб.).

Расстояние между крайними осями автопоезда равно 11,30 м, поэтому в соответствии с табл. 1.2 с учетом интерполяции допустимая полная масса автопоезда составляет 36,2 т.

Тогда превышение полной массы составляет 52 – 36,2 = 15,8 т.

В соответствии с Временными ставками за провоз тяжеловесных грузов размер платы за 100 км пробега автопоезда, перевозящего названный груз, за превышение допустимой массы при утвержденном уровне минимальной оплаты труда равной 75,9 тыс. руб. составит с учетом интерполяции:

В соответствии с таблицей 1.3 при заданных базах тележек тягача и полуприцепа допустимая осевая масса каждой оси составляет 8,0 т.

Превышение фактических осевых масс двухосной тележки тягача над допустимой составляет 25% ((10 – 8)/8 х 100 = 25%), а для полуприцепа – 50% ((12 – 8)/8 х 100 = 50%).

В соответствии с Временными ставками платы за провоз тяжеловесных грузов размер платы за 100 км пробега за превышение каждой осевой массой автотранспортного средства допустимых значений равен:

а за каждую ось полуприцепа:

Тогда плата за однократный провоз тяжеловесного груза данным автопоездом на расстояние 200 км составит:

Пример 2. Необходимо рассчитать размер платы за массовую перевозку грузов по федеральным автомобильным дорогам в течение 5 рабочих дней автопоездом группы А в составе седельного тягача МАЗ-64221 и полуприцепа МАЗ-9397 при полной массе автопоезда 42,0 т, нагрузках на двухосные тележки тягача и полуприцепа по 18 тс и межосевых расстояниях (базах) тележек соответственно 1,40 и 1,54 м.

Плата за многократные провозы тяжеловесного груза может взиматься в виде оплаты временного пропуска, стоимость которого рассчитывается по формуле:

Пп – стоимость пропуска, выданного на определенное количество дней;

Рпм – размер платы за превышение полной массы автотранспортного средства предельно допустимых значений, указанных в таблице N 1.1 и N 1.2;

Рпомi – размер платы за превышение каждой осевой массой предельно допустимых значений, указанных в таблицах N 1.3 и N 1.4;

s – протяженность маршрута автотранспортного средства (в сотнях км), s = 3 (среднесуточный пробег автотранспортного средства принят равный 300 км) – при условии, что размеры ставок для расчета приняты по графе “за каждые 100 км пути”;

s = 1 – при условии, что если размеры ставок приняты по графе “за каждый день работы”;

n – срок (в днях), на который выдается пропуск.

Расстояние между крайними осями автопоезда равно 11,64 м, поэтому в соответствии с табл. 1.2 с учетом интерполяции допустимая полная масса автопоезда составляет 36,88 т.

Тогда превышение полной массы составляет 42 – 36,88 = 5,12 т.

В соответствии с Временными ставками за провоз тяжеловесных грузов размер платы за один день работы автопоезда, перевозящего указанный груз, за превышение допустимой массы при утвержденном уровне минимальной оплаты труда равной 75,9 тыс. руб. составит с учетом интерполяции:

Рпм = (3,3 + 4,5 – 3,3/7 – 5 (5,12 – 5)) х 75,9 = 255,935 тыс.руб.

Осевые нагрузки двухосных тележек тягача и полуприцепа составляют 9,0 тс. В соответствии с таблицей 1.3 при заданных базах тележек тягача (1,4 м) и полуприцепа (1,54 м) допустимая осевая масса каждой оси составляет 8,0 т. Т.е. превышение фактических осевых нагрузок над допустимой составляет 12,5% ((9 – 8)/8 х 100 = 12,5%).

В соответствии с Временными ставками платы за провоз тяжеловесных грузов размер платы за превышение каждой осевой массой предельно допустимых значений за одни сутки работы автопоезда при утвержденном уровне минимальной оплаты труда 75,9 тыс.руб. составит с учетом интерполяции:

На все четыре оси тягача и полуприцепа размер оплаты составит:

Тогда плата за проезд данного автопоезда в течение 5 дней составит:

Как рассчитывается ущерб дорожному покрытию от перегруза

Автоматический сервис
ВХОДРегистрация ЗАРЕГИСТРИРУЙТЕСЬ ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ РАСЧЕТАМИ
Для регистрации ввод паспортных и других секретных данных не требуется!
После оплаты доступно: Ответы РосАвтоДора на вопросы перевозчиковРасчет ущерба по весенним ограничениямРасчет максимальный веса груза с допустимыми нагрузкамиРасчет размера платы(ущерба) автодорогам (по Постановлению №12)Расчет нагрузок на оси автопоезда, достаточный для заполнения заявленияРасчет размера ущерба при перевозке тяжеловесного грузаНагрузки на оси и величина ущерба при смещении груза на ТС
Поиск координат согласующих дорожных организаций АВТ- Точный расчет нагрузок на ось по техническим характеристикам завода изготовителя ТСЗаполнить и распечатать заявку, схему, ттн для самостоятельного получения Справочник грузовых транспортных средств (1440 единиц) Справочник федеральных упрдоров Как получить разрешение самостоятельно Пакет документов на получение разрешения на перевозку крупногабаритных и(или) тяжеловесных грузов Подготовка запросов и ответов по теме перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов Согласование проезда по отдельному участку автодороги Разработка маршрута перевозки Персональные консультации –> Поиск и предоставление телефонов и адресов согласующих перевозку организаций;

Общение в интересах Заказчика с органами выдающими разрешения и службами весового контроля; Персональные консультации по теме;
Регистрация _______________________
Вам теперь не нужно искать, читать, писать и звонить.
Мы найдем, позвоним и напишем за Вас!

ООО “Доравтотранс”

Автоматический сервис
ВХОДРегистрация ЗАРЕГИСТРИРУЙТЕСЬ ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ РАСЧЕТАМИ
Для регистрации ввод паспортных и других секретных данных не требуется!
После оплаты доступно: Ответы РосАвтоДора на вопросы перевозчиковРасчет ущерба по весенним ограничениямРасчет максимальный веса груза с допустимыми нагрузкамиРасчет размера платы(ущерба) автодорогам (по Постановлению №12)Расчет нагрузок на оси автопоезда, достаточный для заполнения заявленияРасчет размера ущерба при перевозке тяжеловесного грузаНагрузки на оси и величина ущерба при смещении груза на ТС
Поиск координат согласующих дорожных организаций АВТ- Точный расчет нагрузок на ось по техническим характеристикам завода изготовителя ТСЗаполнить и распечатать заявку, схему, ттн для самостоятельного получения Справочник грузовых транспортных средств (1440 единиц) Справочник федеральных упрдоров Как получить разрешение самостоятельно Пакет документов на получение разрешения на перевозку крупногабаритных и(или) тяжеловесных грузов Подготовка запросов и ответов по теме перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов Согласование проезда по отдельному участку автодороги Разработка маршрута перевозки Персональные консультации –> Поиск и предоставление телефонов и адресов согласующих перевозку организаций;

Общение в интересах Заказчика с органами выдающими разрешения и службами весового контроля; Персональные консультации по теме;
Регистрация _______________________
Вам теперь не нужно искать, читать, писать и звонить.
Мы найдем, позвоним и напишем за Вас!

ООО “Доравтотранс”

Расчет размера вреда наносимого автодороге тяжеловесными транспортными средствами

Производится в соответствии с Постановлением правительства РФ от 09.01.2014 № 12

Расчет ущерба будет выполнен для Вашего ТС (введенного в личном кабинете) Тягач :
Расстояние между осями, м
– – – – – – – – – – Нагрузки на оси (тонн):
– – – – – – – – – – –

В случае, если имеется превышение максимально допустимых нагрузок на ось, кликните в меню справа: Нагрузки на оси и величина ущерба при смещении груза на ТС и измените распределение осевых нагрузок.
Расчет платы за ущерб может быть произведен сразу на требуемую протяженнoсть: Протяженность маршрута (в километрах):
– по дорогам федерального значения с допустимой нагрузкой на одиночную ось 10,0т , км
– по территориальным(местным) дорогам с допустимой нагрузкой на одиночную ось 6,0т , км
Eсли Вы не введете протяженность маршрута, расчет будет сделан на 1 км.

Eсли остались вопросы – ЗАДАТЬ ВОПРОС
Результат расчета ущерба будет ввыден в таком виде
Cедельный тягач с полуприцепом Hагрузки на оси:
1) 6,0 2) 6,0 3) 6,0 4) 6,0 5) 6,0 6) 6,0
Сумма платы за 1 (один) КМ в рублях Будет выведено три таблицы для расчетных нагрузок 10.0, 6.0 и 11.5 тонн в таком формате

Aвтодороги с расчетной нагрузкой 10,0т на ось

Федеральный округ Сумма по федеральным а/д Сумма по региональным а/д Сумма в период ограничений
Центральный округ 0.00 0.00 0.00
Cеверо-западный округ 0.00 0.00 0.00
Южный округ 0.00 0.00 0.00
Приволжский округ 0.00 0.00 0.00
Уральский округ 0.00 0.00 0.00
Сибирский округ 0.00 0.00 0.00
Дальневосточный округ 0.00 0.00 0.00
Северо-кавказский округ 0.00 0.00 0.00
Крымский округ 0.00 0.00 0.00
НА РАБОТУ ТРЕБУЕТСЯ:

Сотрудник в офис
с личным а/м
знание ПК
MS Word и Excel

15тыс.руб+ГСМ
Вых.: суб.,воскр.
8-913-973-73-52 Оформление разрешения на негабаритный груз
–> РЕКЛАМА: Перевезу негабаритный груз 100 руб/км
8-913-601-07-98
площадка ЧМЗАП-5523А
Сопровождение по Омской области
8-913-973-73-52 Продам запчасти б/у на Suzuki Swift 2003г (Омск)
–> 8-913-973-73-52

В столовую ТРЕБУЮТСЯ:

ПОВАР
с опытом работы

ТЕХНОЛОГ
со специальным образованием

ПОМОЩНИЦА управляющего
с личным автомобилем
(ГСМ оплачиваеся)

з/п 15000-25000 руб

8-часовой рабочий день Выходные суб., воскр.

8-913-973-73-52 Накормим,поможем с ТО
ХАРЧЕВНЯ

у поста весового контроля км589 а/д 1Р402″Тюмень-Омск” шины.шиномонтаж. по купону скидка
Размещение рекламы
(3812) 25-63-38
или на электронную почту

Как рассчитывается ущерб дорожному покрытию от перегруза

1. Настоящие Правила устанавливают порядок возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации (далее соответственно – транспортные средства, автомобильные дороги), вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, а также порядок определения размера такого вреда.

2. Вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами (далее – вред), подлежит возмещению владельцами транспортных средств.

Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.

3. Осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.

Порядок взаимодействия указанных органов и лиц по вопросам расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации при определении порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства.

Расчет платы в счет возмещения вреда осуществляется на безвозмездной основе.

4. Размер платы в счет возмещения вреда, рассчитанной применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут конкретного транспортного средства, доводится до сведения владельца транспортного средства органом, выдающим специальное разрешение на движение транспортных средств.

5. Размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от:

а) превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, или решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемом в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 30 Федерального закона “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, значений:

предельно допустимой массы транспортного средства;

предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства;

б) размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог;

в) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства;

г) базового компенсационного индекса текущего года.

6. Размер платы в счет возмещения вреда рассчитывается применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут транспортного средства, по следующей формуле:

Пр – размер платы в счет возмещения вреда участку автомобильной дороги (рублей);

Рпм – размер вреда при превышении значения предельно допустимой массы транспортного средства, определенный соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог (рублей на 100 километров);

Рпом1 + Рпом2 + . + Рпомi- размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства, определенный соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог (рублей на 100 километров);

i – количество осей транспортного средства, по которым имеется превышение предельно допустимых осевых нагрузок;

S – протяженность участка автомобильной дороги (сотни километров);

Ттг- базовый компенсационный индекс текущего года, рассчитываемый по следующей формуле:

Тпг – базовый компенсационный индекс предыдущего года (базовый компенсационный индекс 2008 года принимается равным 1, Т2008 = 1);

Iтг- индекс-дефлятор инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в части капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог на очередной финансовый год, разработанный для прогноза социально-экономического развития и учитываемый при формировании федерального бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период.

7. Общий размер платы в счет возмещения вреда определяется как сумма платежей в счет возмещения вреда, рассчитанных применительно к каждому участку автомобильных дорог, по которому проходит маршрут транспортного средства.

8. Средства, полученные в качестве платежей в счет возмещения вреда, подлежат зачислению в доход федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, собственника частных автомобильных дорог, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

9. Решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в счет возмещения вреда, перечисленных в доход федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, принимается в 7-дневный срок со дня получения заявления плательщика.

Возврат указанных средств осуществляется в порядке, устанавливаемом Министерством финансов Российской Федерации.

Решение о возврате указанных средств собственниками частных автомобильных дорог принимается в 7-дневный срок со дня получения заявления плательщика.

Превышение предельно допустимой массы
транспортного средства (тонн)
Размер вреда (рублей на 100 км)
До 5 240
Свыше 5 до 7 285
Свыше 7 до 10 395
Свыше 10 до 15 550
Свыше 15 до 20 760
Свыше 20 до 25 1035
Свыше 25 до 30 1365
Свыше 30 до 35 1730
Свыше 35 до 40 2155
Свыше 40 до 45 2670
Свыше 45 до 50 3255
Свыше 50 по отдельному расчету *

* Расчет размера вреда осуществляется с применением метода математической экстраполяции значений размера вреда при превышении значения предельно допустимой массы транспортного средства.

Какова ответственность грузоотправителя за перегруз автомобиля

Чем больше груза сможет переместить грузоотправитель за один рейс, тем больший доход он сможет получить. Однако масса груза – величина конечная. Нельзя заставить транспортное средство взять на борт больше груза, чем это положено по нормативам. Вернее, можно, но весьма чревато. Чем именно, кто будет нести ответственность за перегруз, куда платить штрафы, разберемся в этой статье.

Что такое «перегруз»

Большегрузные автомобили осуществляют значительную нагрузку на дорожное покрытие. Если превышать установленную норму грузов, разрушение дорог будет происходить в более быстрых темпах и в больших масштабах. Тяжелая масса, движущаяся с большой скоростью, прогибает и проминает дорожное полотно, растрескивает его поверхность. Кроме того, такая езда может стать причиной аварийных ситуаций.

Перегруз – превышение установленной массы груза, оказывающей давление на оси автомобиля, передающие нагрузку на дорожное покрытие.

СПРАВКА. По данным исследований, нарушение целостности дорожного покрытия имеет причиной перегруз в 30-45% случаев.

Как определить норму нагрузки

Предельная допустимая масса груза устанавливается на федеральном уровне. Нормативы устанавливаются и корректируются отдельно в каждом субъекте Федерации. Определяются два значимых показателя:

  • масса груженого автомобиля;
  • нагрузка на оси транспортного средства.

Превышение этих параметров допускается исключительно по специальному разрешению, выдаваемому в исключительных случаях. Во всех остальных ситуациях перегруз расценивается как административное правонарушение. Для его выявления дороги оборудуются автоматизированные контрольно-весовыми пунктами.

К СВЕДЕНИЮ! Согласно плану мероприятий, называемых «дорожная карта», утвержденному 07 сентября 2015 года, к 4 кварталу 2022 года автоматизированными пунктами контроля веса автомобилей должны быть охвачены все федеральные трассы.

Часто на трассах можно увидеть дорожный знак, на котором изображены цифры «3,12». Это максимально разрешенный вес проезжающего автомобиля вместе с грузом, то есть нагрузка на любую из осей.

Нагрузка на ось есть, перегруза нет – так бывает?

Иногда встречаются ситуации, когда нагрузка на заднюю или переднюю ось превышает предельную, между тем как общая масса авто не больше разрешенной. Так может произойти, если груз неправильно распределен при погрузке или изменил свое положение при движении автомобиля, например, если он сыпучий, текучий, делимый иным способом.

Если штраф за перегруз наложен при таких обстоятельствах, его можно оспорить в суде.

Чья ответственность за перегруз

Кодекс об административных правонарушениях РФ в п. 1-6 статьи 12.21.1 возлагает ответственность за превышение предельных значений осевой нагрузки на:

  • водителя транспортного средства;
  • должностных лиц, отвечающих за перевозку;
  • компанию-перевозчика.

Федеральный закон от 13 июля 2015 года №248-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования норм, регулирующих движение по автомобильным дорогам тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств и транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов» внес в КоАП поправки, по которым материальная ответственность за перегруз и нарушение габаритов ТС ложится на владельца автомобиля.

ВНИМАНИЕ! Случается, что недобросовестные грузоотправители указывают по бумагам заниженный вес груза. Если перевес обнаруживается на контрольно-весовом пункте, оштрафован будет водитель и владелец авто.

А если авто арендованное?

Закон требует, чтобы ответственность за правонарушение нес его виновник. Как же быть в ситуации, когда автомобиль, следовавший с перегрузом, находится в аренде? Ведь несправедливо было бы требовать штраф с арендодателя, который не пользовался своим имуществом. С другой стороны, штраф берется с владельца.

Понятие аренды предусматривает, что арендодатель не вправе указывать арендополучателю, как именно ему использовать арендуемое имущество. Поэтому эксплуатация авто со всеми сопутствующими рисками ложится на плечи арендатора. Если арендатор совершил правонарушение с взятым имуществом, арендодателя нельзя привлечь за это к ответственности.

Итак, в случае перегруза автомобиля, находящегося в аренде, за это несет административную ответственность исключительно арендатор.

Выявлен перегруз, как дальше ехать?

При выявлении перегруза водитель не может дальше продолжать движение и продолжать вредить дорожному покрытию. Инспектора потребуют от него устранить перегруз любым из способов:

  • перегрузить часть содержимого в другие транспортные средства;
  • перераспределить груз внутри авто (если превышена нагрузка на ось);
  • предъявить спецразрешение на перевозку утяжеленного груза (если оно запрашивалось и было получено).

Если исправить положение физически невозможно, транспортное средство будет задержано и препровождено на специализированную стоянку, где оно и будет находиться до разгрузки, то есть устранения причины задержания. Если машину доставить на стоянку не представляется возможным, ее зафиксируют с помощью блокировочных средств.

После того как водитель выполнит рекомендации, автомобиль еще раз подвергается контрольному взвешиванию и, если показатели пришли в норму, может двигаться далее. Но так как правонарушение уже имело место, что зафиксировано протоколом и актом взвешивания, от штрафа не отвертеться.

Меры административной ответственности за перегруз

КоАП РФ предусматривает две формы материальной ответственности за движение автомобиля с перегрузом:

  • выплата штрафа установленной суммы;
  • возмещение ущерба, нанесенного покрытию дороги.

В некоторых случаях оба вида ответственности могут быть совмещены.

Поскольку платить должен тот, кто виновен в правонарушении, в разных ситуациях это могут оказаться разные лица, ответственные за движение авто. Сумма штрафа зависит от нескольких факторов:

  • кто именно признан ответственным;
  • насколько превышена разрешенная масса автомобиля.

Кто и сколько заплатит:

  1. Водитель при перегрузе машины без спецразрешения до 10% заплатит от 1 до 1,5 тыс. рублей, до 20% – 3-4 тыс. руб., до 50% – 5-10 тыс. руб., а свыше – 7-10 тыс. руб. Если автомобиль перегружен наполовину и больше, водителя могут лишить прав на несколько месяцев.
  2. Грузоотправитель (ответственное за груз лицо), если виновен именно он, за незначительное превышение будет оштрафован на 10-15 тыс. руб., за более серьезное – на 25-30 тыс. руб., за значительное – на 35-40 тыс. руб., а за превышающее 50% – на 45-50 тыс. руб.
  3. Собственник транспортного средства должен особенно тщательно проверять грузы, поскольку ему грозит штраф в 150 тыс. руб. за маленький перегруз, 300 тыс. за 20%-ный, 400 тыс. руб. – за серьезный, доходящий до 50%, и 500 тыс. руб. – за превышающий половину разрешенной нормы.
  4. Юридическое лицо (и приравненный к нему в данном статусе индивидуальный предприниматель) уплатят серьезные суммы в 100-150 тыс. руб. за превышение нормы до 10%, 250-300 тыс. руб. – за перегруз до 20%, 350-400 тыс. руб. – до 50%, 400-500 тыс. руб. – за большие превышения.

Грузоотправитель также дополнительно несет ответственность, если в сопроводительных документах масса груза указана заведомо неправдивой. Он оплатит серьезный штраф:

  • физическое лицо – 1,5-2 тыс. руб.;
  • должностное лицо – 15-20 тыс. руб.;
  • организация – 200-300 тыс. руб.

Кроме штрафа, он обязан возместить водителю все понесенные им материальные затраты вследствие перегруза авто.

Расчет ущерба дорожному покрытию вычисляется по специальной методике, утвержденной Постановлением Правительства РФ №934 от 16 ноября 2009 года. При этом берется во внимание:

  • мера перегруза;
  • тип дорожного покрытия;
  • пробег по нему перегруженного автомобиля.

Как платится штраф

Порядок уплаты административного штрафа и/или возмещения ущерба полотну дороги состоит в следующих последовательных процедурах.

  1. Установление перегруза:
    • средствами автоматической фиксации;
    • сотрудниками ГИБДД.
  2. Уведомление владельца транспортного средства.
  3. Добровольная оплата владельцем ущерба по заявленной претензии в течение месяца после ее получения.
  4. Если оплата не произведена в установленный срок, на виновного подается заявление в арбитражный суд.

ВАЖНО! На практике суды редко пересматривают штрафы по перегрузу, поэтому можно рекомендовать водителям и ответственным лицам обязательно проверять машину на наличие перегруза до начала рейса.

Источники:
http://doravtotrans.ru/ras-komp.php
http://2014.ktg-calc.ru/law_934_pravila.php
http://assistentus.ru/vedenie-biznesa/otvetstvennost-gruzootpravitelya-za-peregruz-avtomobilya/
http://assistentus.ru/vedenie-biznesa/otvetstvennost-gruzootpravitelya-za-peregruz-avtomobilya/

Ссылка на основную публикацию