Страхование предмета автолизинга

Страхование предмета лизинга

Хорошим способом снижения рисков является страховая защита, позволяющая часто (но нее всегда!) компенсировать возможные потери участников лизинговой сделки.

Согласно п. 2 ст. 21 ФЗ о лизинге страхование предпринимательских (финансовых) рисков осуществляется по соглашению сторон договора лизинга. Прямого указания, что такое страхование обязательно в законодательстве РФ нет.

Однако лизингодатели всегда страхуют их имущество , передаваемое по договору лизинга, от стандартных имущественных рисков, либо требуют внести в обязанности лизингополучателя выполнение страхования за его счёт.

Необходимость страхования имущества, передаваемого в лизинг, предусматривает Оттавская конвенция 25 мая 1988 г., регулирующая правовые взаимоотношения партнёров по международному финансовому лизингу. РФ присоединилась к конвенции и приняла такие обязательства в ФЗ от 08.02.98 № 16-ФЗ О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге.

В первую очередь важно страхование от пожара, стихийных бедствий, краж и иных противоправных действий третьих лиц и т.п. рисков.

Кроме того проводят страхование от рисков связанных с эксплуатацией или местом эксплуатации. Например, риск камнепада и оползня для техники, работающей в горной местности, риск залива водой для электрооборудования (в том числе при штатном срабатывании спринклерной системы пожаротушения), повышенный риск вандализма и хищения для банкоматов и т.п.

Вместе со страхованием гражданской ответственности (которое, так и так, оформит лизингополучатель, что эксплуатировать транспортное средство) лизинговые компании, аналогично банкам кредитующим покупку автомобиля, просят страхование каско.

Лизингополучателю не обязательно искать страховщика. Это может сделать лизингодатель, зачастую, имеющий скидки у страховых компаний, как организация, которая страхует много и на крупные суммы. Страховые компании часто имеют в своем штате подразделения по работе с лизинговыми компаниями и заинтересованы в лизингодателях.

Страховка требуется на весь срок действия договора лизинга. Однако мы не рекомендуем заключать договор страхования на весь срок лизинга сразу. Лучше страховать предмет лизинга ежегодно, получая дополнительные скидки за повторное страхование и по факту отсутствия страховых случаев (так называемое безубыточное страхование по терминологии страховщиков). Кроме того при ежегодном страховании можно поискать другого страховщика с более выгодными условиями.

В среднем тарифы при страховании оборудования и другого имущества составляют 0,2-1,5 % в год от страховой суммы. Авто-каско колеблется от 4,8 до 7,9 % в год для разных классов машин и может сопровождаться условиями (ремонт в конкретных автосервисах и др.) не всегда удобными страхователю.

Есть предложения каско и за 9 и за 15 % в год – при предложении страхования, к примеру, офисных легковых автомобилей с неограниченным числом водителей. Однако, такие тарифы, а равно и ситуация когда все работники пользуются «разгонным» автомобилем нетипичны. При каско 15 % скорее подумаешь о нежелании страховщика вводить страховой продукт и о запретительном тарифе и . обратишься в другую компанию.

Определённые трудности могут возникать при страховании колесной спецтехники и лизингового оборудования на автомобильных шасси. Бывает, что страховая компания предлагает каско как за коммерческий автомобиль, а страхователь хочет страховку спецтехники (которая мало перемещается по дорогам, реже попадает в ДТП и угон, а если и перемещается, то часто не сама, а на трале или другом прицепе) и тариф на страхование которой дешевле.

В зависимости от условий эксплуатации и хранения предметов лизинга (например, при наличии забора и КПП, систем пожаротушения, тревожной кнопки и охраны) тарифы тоже могут сильно отличаться. Различаются котировки и у разных компаний, причем на треть и даже больше.

При выборе страховщика и условий страхования надо сравнить котировки нескольких страховщиков и внимательно отнестись к заполнению анкеты про объект страхования и связанные с ним обстоятельства.

Кроме скидок за многократное и безубыточное страхование, страховые компании могут предложить выплату страховой премии в рассрочку и франшизу.

Рассрочка, по крайней мере для нас, не интересна. Выгода от разделения годового платежа на 2 или даже 3-4 взноса не очень велика, а риск, что платёж не перечислят вовремя, а страховой случай наступит, как никак, существует.

Поэтому мы предпочитаем сами, а также рекомендуем нашим лизингополучателям оплатить годовую страховку сразу, конечно выторговав по возможности скидку за одномоментный платёж.

А франшиза, напротив, очень уместна при лизинге. Как известно, франшиза это невозмещаемая страховщиком часть ущерба. Франшизу выражают в %% страховой суммы (например, 0,5 %) или с уточнением (0,5 %, но не менее 17 тыс. руб.).

Описывать различия условной и безусловной франшиз и другие термины страхового дела и общих условий страхования (агрегатная, неагрегатная страховая сумма, первый риск и др.) не входит в задачу нашего сайта. Для этого есть специализированные Интернет-ресурсы.

Отметим только, что франшиза может удешевить страховой взнос и одновременно избавить лизингодателя, лизингополучателя, а также страховую компанию, её сюрвееров и других участников процесса урегулирования убытков от трудозатрат и издержек по возмещению малых сумм ущерба.

Важной особенностью страхования при лизинге является то, что выгодоприобретателем практически всегда является лизингодатель . Это всем понятно, когда предмет лизинга страхует его владелец, т.е. лизинговая компаниея. Однако если страховать решит лизингополучатель, ему тоже придётся страховать в пользу лизингодателя – владельца предмета лизинга, финансировавшего лизинговую сделку.

В отличие от поиска страховой компании и переговоров об условиях страхования само заключение договора страхования не сложно. Следует лишь затребовать и внимательно изучить Правила страхования и др. документы, которые должен предоставить страховщик. Как известно, «дьявол кроется в мелочах», а также в мелком шрифте документов которые предлагают на подпись.

Сложности могут начаться при наступлении страхового случая. Наряду с необходимостью правильно документировать страховое событие, официально подтвердить введение режима «чрезвычайная ситуация» при её наступлении в месте нахождения предмета лизинга и т.п., стороны договора лизинга сталкиваются с необходимостью совместных координированных контактов со страховой компанией, точнее с подразделением урегулирования страховых убытков.

При подаче заявления на возмещение ущерба требуются учредительные документы лизинговой компании, документы подтверждающие право её собственности на предмет лизинга и, одновременно, документы лизингополучателя, подтверждающие страховое событие.

Главную нагрузку при сборе документов несёт лизингополучатель, как пользователь предмета лизинга и участник событий, имеющих признаки страхового случая. Однако издержки лизинговой компании тоже велики. При ДТП лизингодателю, разве что, не надо звать ГИБДД, да и то потому, что регистрацию а/машин в лизинге оформляют в режиме временной регистрации и в ПТС указаны владелец ТС (лизинговая компания) и лизингополучатель, фактически эксплуатирующий машину.

На разбор и к страховщику лучше готовить фотографии местности с привязкой к объектам, разметке, светофорам, знакам. Фотографировать в присутствии двух-трёх человек, составить Акт о фотографировании, пронумеровать фотографии, описать в акте точку съемки и указать дату/время съемки. Фотографирование и иное документирование повреждений предмета лизинга часто выполняют аварийные комиссары (сюрвееры), но лучше делать это и самим.

Вне зависимости от того оплатил страховку, страховое возмещение причитается выгодоприобретателю, т.е. лизинговой компании. Тут могут быть особенности оттого, что ремонт предмета лизинга после страхового случая делает лизингополучатель. По письму лизинговой компании страховщики иногда соглашаются перечислить деньги лизингополучателю. Другие же страховщики перечисляют возмещение только выгодоприобретателю, что может повлечь ситуацию когда у лизингодателя возникает внереализационная выручка, а у лизингополучателя, наоборот, трудность покрытия расходов на ремонт пострадавшего предмета лизинга. Выход есть. Можно предусмотреть в договоре, что по ущербу на малые суммы выгодоприобретателем будет лизингополучатель, можно провести взаиморасчёт сторон по получении лизингодателем страхового возмещения, можно пересмотреть график лизинговых платежей по факту ухудшения свойств предмета лизинга после страхового случая и т.д.

Главное, чтобы вопросы страхования и взаимодействия сторон договора лизинга в части страхования были обдуманы до начала договорных отношений, и тем более, до наступления события, имеющего признаки страхового случая !

Всегда есть и вероятность неисполнения обязательств страховщиком, поэтому со дня страхового случая следует быть готовым к тяжбам и формировать доказательную базу. Желательно изучать законодательство, новости страхового рынка, информацию о банкротствах страховых организаций и т.п.

Страхование предмета автолизинга

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация взяла автомобиль в лизинг. Была перечислена страховая премия по ОСАГО лизинговой компании. В полисе страхования страхователем является организация, собственником автомобиля – лизинговая компания. В договоре лизинга указано, что страхователем по страхованию рисков утраты (хищения, угона), уничтожения (невозможности восстановления за счет страховщика) и повреждения предмета лизинга является лизингополучатель. Страхователем по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортного средства является лизингополучатель. Автомобиль предназначен для поездок руководителя. Учет общехозяйственных расходов в организации осуществляется на счете 44.
Как в бухгалтерском учете учесть данные расходы: использовать счет 97 или отнести расходы на счет 44? Можно ли учесть эти расходы при расчете налога на прибыль?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
При перечислении лизингодателю средств в сумме страховой премии по ОСАГО лизингополучатель должен отразить на счете 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами” дебиторскую задолженность именно лизингодателя (не страховой компании). При этом перечисленная лизингодателю сумма будет относиться на расходы в порядке, применяемом лизингополучателем для признания расходов на страхование, что, как мы поняли, подразумевает использование счета 97.
По нашему мнению, лизингополучатель в данном случае сможет признать перечисленную лизингодателю сумму, равную величине страховой премии по ОСАГО, в расходах при формировании налогооблагаемой прибыли в порядке, предусмотренном для расходов на обязательное страхование.

Обоснование позиции:
Порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете произведенных лизингополучателем расходов зависит от их квалификации.
В рассматриваемой ситуации лизингополучатель должен был страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании полученного в лизинг автомобиля в силу требований закона (п. 3 ст. 21 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ “О финансовой аренде (лизинге)”, абзац четвертый ст. 1, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”), что оговорено также и в договоре лизинга.
Соответственно, именно на лизингополучателе как на страхователе лежала обязанность по уплате страховой премии (страхового взноса) страховой организации (страховщику) (ст. 5, п. 1 ст. 11 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 “Об организации страхового дела в РФ”).
Однако, как мы поняли, обязательство по уплате страховой премии за лизингополучателя произвел лизингодатель (третье лицо), которому лизингополучатель затем перечисляет израсходованную на уплату страховой премии сумму (смотрите ст. 313 ГК РФ, смотрите также постановление АС Северо-Западного округа от 09.11.2016 по делу N А56-91578/2015).
При этом в результате уплаты лизингодателем страховой премии страховщику за лизингополучателя не произошло замены страхователя (стороны договора страхования), им, как и прежде, является лизингополучатель, что подтверждается и данными страхового полиса.
Таким образом, полагаем, что перечисляемые лизингодателю в рассматриваемой ситуации суммы по своей сути не перестают являться для лизингополучателя расходами на ОСАГО, в частности, для целей их отражения в бухгалтерском и налоговом учете.

Бухгалтерский учет

При перечислении лизингодателю средств в сумме страховой премии по ОСАГО лизингополучатель отразит на счете 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами” дебиторскую задолженность именно лизингодателя (не страховой компании), иначе учетные данные не будут соответствовать данным платежных и банковских документов.
При этом перечисленная лизингодателю сумма будет относиться на расходы в порядке, применяемом лизингополучателем для признания расходов на страхование, что, как мы поняли, подразумевает использование счета 97 (подробнее с порядком бухгалтерского учета расходов на страхование можно ознакомиться здесь).
Такой порядок признания расходов будет удовлетворять требованию приоритета содержания перед формой, предполагающему отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (п. 6 ПБУ 1/2008 “Учетная политика организации”).

Налог на прибыль организаций

По нашему мнению, лизингополучатель в данном случае сможет признать перечисленную лизингодателю сумму, равную величине страховой премии по ОСАГО, в расходах при формировании налогооблагаемой прибыли в порядке, предусмотренном п.п. 1, 2 ст. 263, п. 6 ст. 272 НК РФ для расходов на обязательное страхование (подробнее с порядком признания расходов на обязательное страхование в налоговом учете можно ознакомиться здесь).
Официальных разъяснений и материалов арбитражной практики по данному вопросу нами не обнаружено.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

Ответ прошел контроль качества

12 апреля 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Страхование предмета лизинга

Хорошим способом снижения рисков является страховая защита, позволяющая часто (но нее всегда!) компенсировать возможные потери участников лизинговой сделки.

Согласно п. 2 ст. 21 ФЗ о лизинге страхование предпринимательских (финансовых) рисков осуществляется по соглашению сторон договора лизинга. Прямого указания, что такое страхование обязательно в законодательстве РФ нет.

Однако лизингодатели всегда страхуют их имущество , передаваемое по договору лизинга, от стандартных имущественных рисков, либо требуют внести в обязанности лизингополучателя выполнение страхования за его счёт.

Необходимость страхования имущества, передаваемого в лизинг, предусматривает Оттавская конвенция 25 мая 1988 г., регулирующая правовые взаимоотношения партнёров по международному финансовому лизингу. РФ присоединилась к конвенции и приняла такие обязательства в ФЗ от 08.02.98 № 16-ФЗ О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге.

В первую очередь важно страхование от пожара, стихийных бедствий, краж и иных противоправных действий третьих лиц и т.п. рисков.

Кроме того проводят страхование от рисков связанных с эксплуатацией или местом эксплуатации. Например, риск камнепада и оползня для техники, работающей в горной местности, риск залива водой для электрооборудования (в том числе при штатном срабатывании спринклерной системы пожаротушения), повышенный риск вандализма и хищения для банкоматов и т.п.

Вместе со страхованием гражданской ответственности (которое, так и так, оформит лизингополучатель, что эксплуатировать транспортное средство) лизинговые компании, аналогично банкам кредитующим покупку автомобиля, просят страхование каско.

Лизингополучателю не обязательно искать страховщика. Это может сделать лизингодатель, зачастую, имеющий скидки у страховых компаний, как организация, которая страхует много и на крупные суммы. Страховые компании часто имеют в своем штате подразделения по работе с лизинговыми компаниями и заинтересованы в лизингодателях.

Страховка требуется на весь срок действия договора лизинга. Однако мы не рекомендуем заключать договор страхования на весь срок лизинга сразу. Лучше страховать предмет лизинга ежегодно, получая дополнительные скидки за повторное страхование и по факту отсутствия страховых случаев (так называемое безубыточное страхование по терминологии страховщиков). Кроме того при ежегодном страховании можно поискать другого страховщика с более выгодными условиями.

В среднем тарифы при страховании оборудования и другого имущества составляют 0,2-1,5 % в год от страховой суммы. Авто-каско колеблется от 4,8 до 7,9 % в год для разных классов машин и может сопровождаться условиями (ремонт в конкретных автосервисах и др.) не всегда удобными страхователю.

Есть предложения каско и за 9 и за 15 % в год – при предложении страхования, к примеру, офисных легковых автомобилей с неограниченным числом водителей. Однако, такие тарифы, а равно и ситуация когда все работники пользуются «разгонным» автомобилем нетипичны. При каско 15 % скорее подумаешь о нежелании страховщика вводить страховой продукт и о запретительном тарифе и . обратишься в другую компанию.

Определённые трудности могут возникать при страховании колесной спецтехники и лизингового оборудования на автомобильных шасси. Бывает, что страховая компания предлагает каско как за коммерческий автомобиль, а страхователь хочет страховку спецтехники (которая мало перемещается по дорогам, реже попадает в ДТП и угон, а если и перемещается, то часто не сама, а на трале или другом прицепе) и тариф на страхование которой дешевле.

В зависимости от условий эксплуатации и хранения предметов лизинга (например, при наличии забора и КПП, систем пожаротушения, тревожной кнопки и охраны) тарифы тоже могут сильно отличаться. Различаются котировки и у разных компаний, причем на треть и даже больше.

При выборе страховщика и условий страхования надо сравнить котировки нескольких страховщиков и внимательно отнестись к заполнению анкеты про объект страхования и связанные с ним обстоятельства.

Кроме скидок за многократное и безубыточное страхование, страховые компании могут предложить выплату страховой премии в рассрочку и франшизу.

Рассрочка, по крайней мере для нас, не интересна. Выгода от разделения годового платежа на 2 или даже 3-4 взноса не очень велика, а риск, что платёж не перечислят вовремя, а страховой случай наступит, как никак, существует.

Поэтому мы предпочитаем сами, а также рекомендуем нашим лизингополучателям оплатить годовую страховку сразу, конечно выторговав по возможности скидку за одномоментный платёж.

А франшиза, напротив, очень уместна при лизинге. Как известно, франшиза это невозмещаемая страховщиком часть ущерба. Франшизу выражают в %% страховой суммы (например, 0,5 %) или с уточнением (0,5 %, но не менее 17 тыс. руб.).

Описывать различия условной и безусловной франшиз и другие термины страхового дела и общих условий страхования (агрегатная, неагрегатная страховая сумма, первый риск и др.) не входит в задачу нашего сайта. Для этого есть специализированные Интернет-ресурсы.

Отметим только, что франшиза может удешевить страховой взнос и одновременно избавить лизингодателя, лизингополучателя, а также страховую компанию, её сюрвееров и других участников процесса урегулирования убытков от трудозатрат и издержек по возмещению малых сумм ущерба.

Важной особенностью страхования при лизинге является то, что выгодоприобретателем практически всегда является лизингодатель . Это всем понятно, когда предмет лизинга страхует его владелец, т.е. лизинговая компаниея. Однако если страховать решит лизингополучатель, ему тоже придётся страховать в пользу лизингодателя – владельца предмета лизинга, финансировавшего лизинговую сделку.

В отличие от поиска страховой компании и переговоров об условиях страхования само заключение договора страхования не сложно. Следует лишь затребовать и внимательно изучить Правила страхования и др. документы, которые должен предоставить страховщик. Как известно, «дьявол кроется в мелочах», а также в мелком шрифте документов которые предлагают на подпись.

Сложности могут начаться при наступлении страхового случая. Наряду с необходимостью правильно документировать страховое событие, официально подтвердить введение режима «чрезвычайная ситуация» при её наступлении в месте нахождения предмета лизинга и т.п., стороны договора лизинга сталкиваются с необходимостью совместных координированных контактов со страховой компанией, точнее с подразделением урегулирования страховых убытков.

При подаче заявления на возмещение ущерба требуются учредительные документы лизинговой компании, документы подтверждающие право её собственности на предмет лизинга и, одновременно, документы лизингополучателя, подтверждающие страховое событие.

Главную нагрузку при сборе документов несёт лизингополучатель, как пользователь предмета лизинга и участник событий, имеющих признаки страхового случая. Однако издержки лизинговой компании тоже велики. При ДТП лизингодателю, разве что, не надо звать ГИБДД, да и то потому, что регистрацию а/машин в лизинге оформляют в режиме временной регистрации и в ПТС указаны владелец ТС (лизинговая компания) и лизингополучатель, фактически эксплуатирующий машину.

На разбор и к страховщику лучше готовить фотографии местности с привязкой к объектам, разметке, светофорам, знакам. Фотографировать в присутствии двух-трёх человек, составить Акт о фотографировании, пронумеровать фотографии, описать в акте точку съемки и указать дату/время съемки. Фотографирование и иное документирование повреждений предмета лизинга часто выполняют аварийные комиссары (сюрвееры), но лучше делать это и самим.

Вне зависимости от того оплатил страховку, страховое возмещение причитается выгодоприобретателю, т.е. лизинговой компании. Тут могут быть особенности оттого, что ремонт предмета лизинга после страхового случая делает лизингополучатель. По письму лизинговой компании страховщики иногда соглашаются перечислить деньги лизингополучателю. Другие же страховщики перечисляют возмещение только выгодоприобретателю, что может повлечь ситуацию когда у лизингодателя возникает внереализационная выручка, а у лизингополучателя, наоборот, трудность покрытия расходов на ремонт пострадавшего предмета лизинга. Выход есть. Можно предусмотреть в договоре, что по ущербу на малые суммы выгодоприобретателем будет лизингополучатель, можно провести взаиморасчёт сторон по получении лизингодателем страхового возмещения, можно пересмотреть график лизинговых платежей по факту ухудшения свойств предмета лизинга после страхового случая и т.д.

Главное, чтобы вопросы страхования и взаимодействия сторон договора лизинга в части страхования были обдуманы до начала договорных отношений, и тем более, до наступления события, имеющего признаки страхового случая !

Всегда есть и вероятность неисполнения обязательств страховщиком, поэтому со дня страхового случая следует быть готовым к тяжбам и формировать доказательную базу. Желательно изучать законодательство, новости страхового рынка, информацию о банкротствах страховых организаций и т.п.

Источники:
http://www.garant.ru/consult/account/1270969/
http://www.interrleasing.com/how_to_become_the_client/insurance_leased
http://alfaleasing.ru/leasing-juridicheskie-litsa/dlya-taxi/

Ссылка на основную публикацию