Ответственность за ДТП по вине пешехода

ДТП по вине пешехода, кто возмещает ущерб авто, пешеход или страховая?

Автор:

Довольно часто приходится слышать «пешеход всегда прав» и от части с данным высказыванием можно согласиться, так как действительно во многих случаях, в ДТП с пешеходом виноват водитель, но с другой стороны не мало случаев, когда сам пешеход, нарушив правила дорожного движения, становился виновником ДТП. В статье я предлагаю разобраться, что же такое ДТП, где виновником признается пешеход, а так же кто должен возмещать ущерб как здоровью пешехода и должен ли пешеход при признании его вины в ДТП, возмещать ущерб причиненный автомобилю?

ДТП по вине пешехода

Для начала обратимся к правилам дорожного движения и убедимся, что действительно, в пункте 1.3, сказано, что пешеход, должен и обязан соблюдать требования ПДД, то есть правила дорожного движения, это книжечка не только для водителя и пешеход от части так же является в определенных моментах полноценным участником дорожного движения. Но пешеходы как мы знаем, не сдают экзамен на знание ПДД в отличие от водителей, но это не освобождает их от обязанности знать и соблюдать элементарные правила дорожного движения.

Так же есть пункт правил дорожного движения под номером 1.5, в котором четко сказано, что участники дорожного движения ни в коем случае не должны создавать опасности для движения и причинять вреда. То есть их действия на дороге должны быть выстроены таким образом, что никто никому не должен мешать (создавать помех), а при создании такой помехи, лицо создавшее помеху, должно принять все меры для ее скорейшего устранения. Требования пункта 1.5 ПДД, относится и к пешеходу.

Спорных ситуаций огромное множество, но в любом случае, наличие вины в ДТП пешехода, будет выяснять суд, так как ГИБДД может вынести не верное решение, которое, как правило, не устраивает одну из сторон.

Несомненно, как я говорил выше, у нас в стране действует презумпция виновности водителя, так как на основании статьи 1079 Гражданского Кодекса РФ, вред причиненный источником повышенной опасности, должен быть возмещен причинителем вреда. Так как транспортное средство признается источником повышенной опасности, вред причиненный здоровью или жизни пешехода должен быть возмещен в любом случае, даже если пешеход не прав.

Однако, приведу ситуацию, когда водителем был сбит пешеход, вина пешехода была все же признана, однако водителя в рамках гражданского иска обязали возместить вред причиненный здоровью пешехода, однако водитель обратился по КАСКО за возмещением ущерба причиненного автомобилю при столкновении с пешеходом. Страховая компания в рамках полиса КАСКО восстановила автомобиль и далее вышла в суд на виновника ДТП, которым являлся пешеход, и пешеход так же пострадавший в данном ДТП, но признанный его виновником по суду должен был выплатить страховой в рамках регрессного требования сумму за причинение ущерба автомобилю.

С одной стороны ситуация абсурдная и может показаться многим дикой и несправедливой, однако все по закону и данное решение суда не удалось обжаловать, так как в удовлетворении жалобы было отказано, так как было решение суда по которому пешеход был признан виновником и по основаниям статьи 1064 ГК РФ, причинитель вреда, должен возместить причиненный ущерб в полном объеме, если не докажет, что ущерб был причинен не по его вине.

Как водителю доказать вину пешехода?

Каждая ситуация особенная, но скажу сразу, в ситуации когда был сбит пешеход, я настоятельно рекомендую вызвать на место ДТП адвоката, так как он прекрасно понимает какие первые действия нужно совершить, для правильной фиксации обстоятельств ДТП, знает как должны быть составлены процессуальные документы, на месте адвокат соберет все необходимые доказательства и сможет провести опрос свидетелей.

Так же адвокат поможет водителю:

  • Грамотно написать объяснение и правильно изложить все обстоятельства дела;
  • Участвовать в проведении процессуальных действий;
  • Заявлять ходатайства с конкретными требованиями;
  • Произвести фото и видео фиксацию места ДТП;
  • Произвести необходимые замеры.

Задачей номер один, является сбор всех необходимых доказательств и фиксация достоверной информации на месте ДТП и при чем сделать это нужно сразу, а не на следующий день. Следует сразу же заручиться поддержкой опытного человека, так как юридически грамотное поведение на месте ДТП, избавляет от целой кучи проблем в будущем при решении вопроса в суде. Достоверная фиксацию юридически значимых обстоятельств, уже огромный шаг к успеху, так как именно на основании данных обстоятельств, суд будет принимать решение.

Еще одним важным моментом является проведение экспертизы, которая воссоздаст обстоятельства ДТП и покажет, была ли возможность у водителя произвести остановку и избежать столкновения с пешеходом и если такая возможность была, то, скорее всего в ДТП признают виновным водителя. Так же учитывается скорость движения, освещение в момент ДТП, дорожное покрытие, были ли со стороны водителя нарушения ПДД. С учетом названных обстоятельств и многих других, суд будет принимать решение. Немаловажное значение имеют действия пешехода, так как нарушения с его стороны так же учитываются, ведь не редко пешеходы сами создают опасность для здоровья и жизни, так же не маловажное значение имеет нахождение пешехода в момент ДТП в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического и пр.).

Так что не стоит теряться, если Вы сбили пешехода, не всегда вина водителя, здесь необходимо разбираться профессионалу, который при любой удобной возможности решит вопрос в вашу пользу.

Ответственность за ДТП по вине пешехода

Приветствуем Вас, дорогие читатели. Сегодня мы расскажем о том, какие последствия могут ждать водителя автомобиля, совершившего наезд на пешехода в 2020 году в зависимости от вины в ДТП пешехода или водителя, а также о том, что делать на месте ДТП, если Вы сбили пешехода.

Действия водителя после ДТП с пешеходом

Действия водителя, сбившего пешехода, независимо от вины последнего, четко прописаны в Правилах Дорожного Движения РФ. Подробно действия при ДТП мы расписывали в материале Новые правила оформления ДТП с 1 июля 2015 года, здесь же приведем действия именно при ДТП с пострадавшими:

ПДД РФ, 2.6. Если в результате дорожно-транспортного происшествия погибли или ранены люди, водитель, причастный к нему, обязан:
• принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь и полицию;
• в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшую медицинскую организацию, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;
• освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;
• записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.

Если говорить обычным человеческим языком, сначала необходимо позаботиться о пострадавшем, оказав ему первую помощь и вызвав скорую. Напомним, вызов скорой с любого оператора связи производится по номеру 112. Вызвать полицию для оформления ДТП.
Если требуется, отправить пострадавшего пешехода на попутке, или если нет попуток, на своем транспортном средстве в медицинское учреждение. Водителю попутки нужно сообщить свои данные и госномер своего автомобиля.
Зафиксировать на камеру телефона место ДТП с разных ракурсов с привязкой к местности и расположение предметов, причастных к ДТП.
Если движение других транспортных средств по дороге невозможно, освободить проезд (после фотографирования). Если можно объехать Ваш автомобиль – не трогать его с места.
Записать фамилии очевидцев.
Сообщить о случившемся в страховую компанию по ОСАГО и КАСКО, возможно, они пришлют страховых комиссаров для осмотра места ДТП и помощи в заполнении документов. Если пешеходу причинен вред здоровью, то возмещать его будет в первую очередь Ваша страховая компания по ОСАГО в пределах максимальной выплаты – с 1 апреля 2015 года она составляет 500 тысяч рублей.

Особенности оформления ДТП с пешеходом в ГИБДД

Поскольку, как Вы увидите ниже, ничего хорошего водителю ДТП с пешеходом не сулит, следует очень скрупулезно подойти к оформлению ДТП. Внимательно прочитать документы, оформляемые сотрудником ГИБД на месте ДТП.

Обычно водителю с места ДТП следует явиться в ГИБДД для дачи письменных объяснений. Перед дачей объяснений не будет лишним проконсультироваться к юриста по поводу нюансов ДТП, т.к. от них будет зависеть степень вины водителя и пешехода в ДТП.
При наличии свидетелей ДТП, следует отразить этот факт в объяснении. Объяснение должно содержать полную картину ДТП: характер и направление движения пешехода и автомобиля, погодные условия, дорожные знаки и разметку.
Тут же в объяснении можно ходатайствовать о вызове для опроса очевидцев ДТП в порядке ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.
Если Вы понимаете, что Вам срочно понадобилась юридическая помощь (например, открылись новые обстоятельства), Вы всегда имеете возможность письменно ходатайствовать об отложении рассмотрения административного дела на один день в связи с необходимостью привлечения к участию в деле защитника.

Ниже рассмотрим ответственность водителя в том случае, если он виновен в ДТП, и если ПДД он не нарушал.

Ответственность за ДТП с пешеходом, если водитель виновен (нарушал ПДД)

Если в результате ДТП с пешеходом здоровью последнего причинен вред (иногда это можно установить только после медицинского обследования, в результате выброса адреналина можно просто не почувствовать серьезных повреждений), водителя может ждать ответственность по Административному или Уголовному Кодексу РФ.

В случае, если пешеходу причинен легкий или средней тяжести вред здоровью, ответственность для водителя, виновного в ДТП, будет административной, по ст. 12.24 КоАП РФ:

КоАП РФ, Статья 12.24. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего

1. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, –
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет.

2. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, –
влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Примечания:
1. Под причинением легкого вреда здоровью следует понимать кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.
2. Под причинением средней тяжести вреда здоровью следует понимать неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть.

Как видно из текста закона, за ДТП с причинение легкого или среднего вреда здоровью можно получить штраф или лишение прав до полутора лет.
Ответственность по ст. 264 Уголовного Кодекса РФ наступает в случае причинения тяжкого вреда здоровью или смерти пешехода при условии, что вред причинен вследствие нарушения Правил дорожного движения. Если пешеход вне пешеходного перехода сам забежал Вам под колеса – уголовной ответственности можно избежать.

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, –
наказывается принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, –
наказывается принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

4. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека, –
наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

5. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, –
наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

6. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, –
наказывается лишением свободы на срок от четырех до девяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечания. 1. Под другими механическими транспортными средствами в настоящей статье и статье 264.1 настоящего Кодекса понимаются трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, а также транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.
2. Для целей настоящей статьи и статьи 264.1 настоящего Кодекса лицом, находящимся в состоянии опьянения, признается лицо, управляющее транспортным средством, в случае установления факта употребления этим лицом вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, установленную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, или в случае наличия в организме этого лица наркотических средств или психотропных веществ, а также лицо, управляющее транспортным средством, не выполнившее законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В случае, когда пешеход пострадал в ДТП, в отношении водителя сразу возбуждается административное производство по ст. 12.24 КоАП РФ, водитель в рамках административного расследования отправляется на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (п. 2 Правил освидетельствования, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.08.2008 N 475). За отказ от медицинского освидетельствования – лишение прав и штраф 30 000 рублей.

Ответственность за ДТП с пешеходом, если водитель невиновен (не нарушал ПДД)

Гражданский Кодекс РФ, Статья 1100. Основания компенсации морального вреда

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда:
. вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности;

Данная статья вызывает искреннее недоумение, так как принцип справедливости в ее логике не улавливается. Скажем, если человек спрыгнул на Ваш автомобиль с моста, или намеренно разбил голову об опору электрического освещения (линии электропередач также являются источником повышенной опасности), владелец источника обязан возместить моральный вред. На наш взгляд, эта норма не вписывается в общую концепцию справедливости законодательства.

Также подлежит возмещению и иной вред, например, вред здоровью, потеря трудоспособности и т.п.:

Гражданский Кодекс РФ, Статья 1079. Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих

1. Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств,…), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Но здесь хотя бы учитывается, что вред не должен быть причинен по умыслу пострадавшего пешехода. Также учитывается, что если пешеход совершил грубую неосторожность (вышел на проезжую часть вне пешеходного перехода), размер ущерба, взыскиваемого с водителя, может быть уменьшен или вообще водитель может быть от его возмещения освобожден. О возмещении ущерба пешеходу и автовладельцу за ДТП вне пешеходного перехода мы уже рассказывали.

Гражданский Кодекс РФ, Статья 1083. Учет вины потерпевшего и имущественного положения лица, причинившего вред

1. Вред, возникший вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит.
2. Если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен.

При грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда в случаях, когда его ответственность наступает независимо от вины, размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано, если законом не предусмотрено иное. При причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается.
Вина потерпевшего не учитывается при возмещении дополнительных расходов (пункт 1 статьи 1085), при возмещении вреда в связи со смертью кормильца (статья 1089), а также при возмещении расходов на погребение (статья 1094).
3. Суд может уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, с учетом его имущественного положения, за исключением случаев, когда вред причинен действиями, совершенными умышленно.

Судебная практика обычно на стороне водителя, невиновного в ДТП. Судьи, при наличии доказательств, что водитель не нарушал ПДД, обычно освобождают его от возмещения вреда здоровью, а моральный ущерб сводят к минимуму.

ДТП с пешеходом по вине водителя и пешехода: ответственность и страховка

ДТП с участием пешехода

При ДТП водитель-пешеход в 2020 году есть очень несправедливая для водителей ответственность, даже притом, что последние не виноваты. Но она ещё больше при вине автолюбителя. О том, какое наказание за сбитого пешего участника дорожного движения, особенно, если тот пострадал или погиб, как работает ОСАГО в таких случаях, и другие тонкости аварий, если сбили пешехода, и рассмотрим ниже.

Обязанности водителя и пешехода по ПДД

В дорожном движении отношения водитель-пешеход регулируются Правилами через соответствующие запреты и обязанности, коррелирующие так, чтобы одной группе участников движения было что-то было запрещено или предписано уступить дорогу, а другой – дано право приоритета.

И в этом контексте далеко не все автолюбители, и, тем более, пешие участники знают свои права, а, главное, обязанности. Потому наш долг – перечислить их.

Итак, в обязанности пешеходов входит:

  • переходить дорогу только по пешеходному переходу, а если последний регулируемый, то только на зелёный (п. 4.3 и 4.4 ПДД),
  • но есть возможность и перейти вне перехода, при условии, что его нет в зоне видимости, и при этом пешеход обязан уступить дорогу автомобилисту, не должен выходить из-за стоящих машин и несёт ответственность за неисполнение обязанности (пункт 4.3),
  • двигаться только по тротуарам и пешеходным дорожкам, если их нет – по обочине, если нет её – по краю проезжей части против хода движения и в один ряд (п. 4.1),
  • если на перекрёстке нет перехода, то переходить можно вдоль линии тротуара или дорожки,
  • если пешеход не успел перейти дорогу на зелёный и загорелся красный, то обязан остановиться на разделительной линии или островке при их наличии,
  • равно как и водители, пешие лица обязаны пропускать автомобили спецслужб с включёнными маячками и сиреной.

Обязанности водителя согласуются с правами пешехода, чтобы не допустить наезда на последнего, и они нижеследующие:

  • уступать дорогу пешеходам на переходе,
  • уступать дорогу везде пешеходам с белой тростью в руке (которая сигнализирует о том, что участник движения слепой),
  • дать пешеходу закончить переход, если для того загорелся красный,
  • при поворотах не создавать пешеходам помех.

Самая важная тонкость ДТП с участием пешехода заключается в том, что водитель в этом случае несёт 2 вида ответственности: административную за нарушения ПДД и гражданскую – за вред, причинённый пешеходу. Равно как и пешеход обязан возместить вред при своей вине в ДТП, а также подлежит штрафу или уголовной статье в зависимости от последствий наезда.

ДТП с пешеходом – что делать?

В первую очередь, выполнить все обязанности, предусмотренные пунктами 2.5-2.6.1 ПДД:

  1. выставить знак аварийной остановки,
  2. включить “аварийку”,
  3. вызвать ГИБДД.

Это особенно важно, если вам кажется, что наезд на пешехода был очень лёгкий, вреда тому нет, и сам пеший участник движения подтверждает это и претензий не имеет.

В 2020 году просто на удивление часты случаи, когда пешеход, не имевший никаких претензий и увечий при ДТП, уже после этого идёт в травмпункт и фиксирует вред здоровью. Если ГАИ на место аварии вызвано не было, то водителя ждёт лишение прав по части 2 статьи 12.26 КоАП.

Если сбил пешехода по его вине: последствия

В крупных городах аварии с участием пешеходов происходят каждый день. На самом деле, сбить человека очень просто, особенно в тех случаях, когда пешеход сам намеренно перебегает дорогу в неположенном месте. В большинстве случаев люди считают, что они поступают правильно: ведь по ПДД у них есть приоритетное право на дороге, а переход в неположенном месте – реальный способ сэкономить свое время.

Однако не все такие опрометчивые решения заканчиваются благополучно. Иногда водитель просто не успевает затормозить, и человек оказывается под колесами. Многие ошибочно считают, что в ДТП с участием пешеходов автомобилист всегда остается виновником аварии. Так ли это на самом деле?

Что лучше не делать после ДТП с пешеходом

Изучая нормы российского законодательства и практику, можно выделить целый перечень рекомендаций, что не должен делать автолюбитель, ставший участником ДТП, в котором виноват пешеход. При соблюдении этих правил, ему удастся отстоять свою точку зрения в ходе судебного разбирательства:

  1. Нельзя скрываться с места дорожно-транспортного происшествия. Данное обстоятельство играет большую роль вне зависимости от того, является водитель виновным или пострадавшим лицом в аварии.
  2. Нельзя убирать или передвигать автомобиль с места аварии. Даже если к моменту приезда на место ДТП сотрудников дорожной инспекции авто будет перемещено всего на пару метров, это будет основанием для привлечения собственника к ответственности. Размер ответственности за такое нарушение – до 2 лет лишения права на управление транспортными средствами.
  3. Если у водителя нет специального образования или навыков, он не должен оказывать пострадавшему доврачебную помощь. Достаточно успокоить пешехода, постараться остановить кровотечение. Перемещать потерпевшего нельзя, так как это может усугубить ситуацию и вызвать внутреннее кровотечение.

По приезду сотрудников ГИБДД на место аварии, ими будут проведены обязательные следственные действия, сбор доказательств и фактов аварии, а также вынесено решение о виновности в ДТП. Виновнику аварии будет предъявлено обвинение в дорожно-транспортном происшествии.

Пешеход виновен в ДТП: последствия

К сожалению, большая часть пешеходов не знает правила дорожного движения. Именно по этой причине у них сформировано мнение о том, что водитель должен пропускать людей на дороге в любом случае. Переходя дорогу в неположенном месте, многие люди забывают о своей безопасности, искренне считая, что у автомобилиста будет возможность резко снизить скорость и остановить авто или иным способом уйти от столкновения. К сожалению, технические характеристики авто не позволяют водителю полностью остановить авто за пару секунд, поэтому большая часть таких выходов на дорогу заканчивается неблагоприятными последствиями.

Пешеход – это такой же участник дорожного движения, поэтому на него также распространяются требования ПДД. Кодексом об административных правонарушениях предусмотрен следующий перечень видов ответственности, к которым может быть привлечен пешеход – виновник ДТП.

  1. За причинение вреда здоровью легкой или средней степени тяжести, виновник должен выплатить штраф в размере от 1 до полутора тысяч рублей.
  2. За причинение тяжкого вреда здоровью виновник может понести уголовное наказание и лишение свободы на срок до 2 лет.
  3. Если в результате столкновения пострадавший умер, виновное лицо привлекается к ответственности в рамках уголовного законодательства, а также лишается свободы на срок до 4 лет.
  4. Если в результате дорожно-транспортного происшествия умерло 2 пострадавших, виновное лицо привлекается к уголовной ответственности и лишается свободы на срок до 7 лет.

Как виновность пешехода закреплена в законодательстве

Помимо того, что пешеход, по своей собственной неосторожности, может погибнуть под колесами транспортного средства, он также может быть привлечен к материальной ответственности. Однако на практике привлечение к финансовому наказанию встречается достаточно редко из-за сложности его реализации на практике.

В соответствии с требованиями российского законодательства, обязанность по возмещению причиненного ущерба пострадавшему возложена на виновника дорожно-транспортного происшествия. То есть, если столкновение произошло по умыслу пешехода, то компенсировать причиненные повреждения должен именно он.

В случае с пешеходами данный вид ответственности закреплен в статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с нормами данного законодательного акта, обязанность по возмещению причиненного вреда возлагается на виновного в аварии, вне зависимости от того, кто это.

Дорогие читатели! В статье мы говорим о типовых способах разрешения юридических вопросов, однако ваш случай может быть индивидуальным. Мы поможем вам решить конкретно Вашу проблему – просто обратитесь к нашему юристу:

+7 (812) 407-34-78 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!

Такой же позиции придерживается Конституционный суд Российской Федерации. В соответствии с определением данного суда, вынесенном в 2012 году, пешеходы, которые стали виновниками дорожно-транспортных происшествий, не могут быть освобождены от ответственности за причиненный пострадавшему материальный ущерб.

Соответственно, можно сделать вывод, что в ДТП, произошедших по вине пешехода, действует обоюдная ответственности:

  1. Водитель транспортного средства должен возместить вред, причиненный жизни и здоровью пострадавшего в результате столкновения пешехода.
  2. Пешеход должен компенсировать материальный ущерб, который был причинен водителю транспортного средства в результате ДТП.

Порядок действий водителя в случае ДТП по вине пешехода

Результат определения виновного в ДТП лица во многом зависит от действий участников аварии. Так как автомобилист управлял источником повышенной опасности, именно ему необходимо доказывать свою невиновность и следить за соблюдением порядка действий после ДТП.

Действия водителя до приезда ГИБДД

Прежде всего стоит запомнить, что даже если пешеход, которого сбил автомобиль, уверяет автомобилиста в том, что с ним все нормально, и он не нуждается в помощи, лучше настаивать на своем и вызвать на место дорожно-транспортного происшествия сотрудников ГИБДД.

В судебной практике есть много случаев, когда пешеход, вернувшись домой, составляет грамотное заявление о наезде на него. Причем в этом документе будут содержаться все сведения об автомобиле и данные автомобилиста.

В этом случае водителю транспортного средства не избежать ответственности, так как именно он будет считаться виновником ДТП. Кроме того, судом будет учитываться и отягчающее обстоятельство аварии – виновное лицо скрылось с места ДТП, что влечет за собой лишение водительских прав.

Чтобы избежать таких неприятных последствий, если пешеход настаивает на том, чтобы не вызывать ГИБДД (незначительные повреждения, а ждать приезда сотрудников дорожной инспекции нет времени), автомобилист должен взять расписку, в которой пострадавший пишет, что у него нет никаких претензий. Данный документ выступает в качестве соглашения об обоюдном примирении сторон.

Однако стоит помнить о том, что в суде такая расписка не будет иметь никакой юридической силы. Поэтому лучше всего сразу же вызвать на место аварии сотрудников дорожной инспекции, чтобы зафиксировать факт ДТП с участием пешехода.

До приезда на место ДТП сотрудников ГИБДД, водитель должен переписать данные очевидцев произошедшего. Помимо ФИО и контактных данных, желательно взять их письменные доказательства, подтвержденные личной подписью. В дальнейшем эти документы могут быть приобщены к материалам дела и использованы в качестве доказательства невиновности автолюбителя в суде.

В случае если есть следы торможения, знак аварийной остановки необходимо установить именно в начале тормозного пути. Это позволит сотрудникам дорожной инспекции определить расстояние, с которой водитель начал останавливать авто. Данный факт является свидетельством того, что автомобилист пытался предотвратить столкновение. Кроме того, по этим данным эксперт может рассчитать скорость, с которое двигалось транспортное средство.

Чтобы у специалистов была возможность провести автотехническую экспертизу, нельзя трогать осколки стекла, пластика и прочие части автомобиля.

До приезда на место ДТП по вине пешехода сотрудников ГИБДД, водитель должен зафиксировать положение транспортного средства и пострадавшего относительно крупных стационарных объектов.

Действия после приезда ГИБДД

По приезду на место ДТП сотрудников дорожной инспекции, автомобилист должен соблюдать определенный порядок действий.

  1. Во время составления протокола об аварии, водитель должен постоянно находиться рядом с сотрудниками ГИБДД, следить за фиксируемыми ими цифрами, сведениями, заносимыми в протокол об аварии. Стоит помнить о том, что схема и протокол должны быть подписаны автомобилистом только после полного изучения этих документов.
    Водитель имеет право вносить свои изменения в протокол, если, на его взгляд в документе имеются какие-либо неточности. Лучше всего привлечь адвоката еще на стадии составления протокола, чтобы он смог проверить правильность отраженной в документе информации.
  2. Ни в коем случае нельзя грубить и пререкаться с сотрудниками полиции. Лучше всего разговаривать с ними адекватно и сдержанно. В случае если водитель по каким-либо причинам не согласен со сведениями, указанными в протоколе, он имеет право обжаловать полученный документ в течение 10 дней, подкрепив свою точку зрения доказательствами (записи с камер, показания свидетелей).
  3. На схеме ДТП обязательно должны быть зафиксированы те условия и препятствия, которые могли стать причиной дорожно-транспортного происшествия. Чтобы доказать свою невиновность в ходе судебного разбирательства, автовладельцу необходимо добиться максимальной детализации обстоятельств аварии.
    В судебной практике есть много случаев, когда пешеходы умышленно создавали аварийные ситуации и подговаривали свидетелей, чтобы получить с водителя денежную компенсацию.
  4. Заключительный этап – получение записей с видеорегистраторов свидетелей произошедшего, камер наблюдения. Однако здесь стоит поторопиться – записи с камер видеонаблюдения хранятся всего 3 дня, так что, если водитель не успеет получить их в течение этого срока, он лишиться доказательства своей невиновности.

К сожалению, ситуации, когда водителя авто необоснованно обвиняют в ДТП встречаются достаточно часто. Поэтому стоит заранее подготовиться и узнать, как правильно действовать, чтобы в дальнейшем была возможность доказать свою невиновность в суде.

ДТП с участием пешехода

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет про ДТП с участием пешехода. Такие аварии являются довольно опасными для пешеходов и часто ведут к серьезным последствиям как для здоровья пешехода, так и для кошелька водителя.

Однако сразу же следует отметить, что виновником наезда на пешехода далеко не всегда является водитель автомобиля. Соответственно, не всегда водителю придется нести наказание за аварию.

ДТП по вине пешехода

Прежде чем переходит к рассмотрению конкретных дорожных ситуаций, хочу отметить, что большое количество наездов на пешеходов происходит в темное время суток. Связано это с тем, что водитель не всегда успевает вовремя заметить на дороге пешехода в темной одежде и затормозить. Что касается пешеходов, то далеко не каждый из них понимает, что в темное время суток водителю хуже видно дорогу. Поэтому многие пешеходы переходят дорогу точно также, как делают это днем.

Если Вам приходится часто переходить дорогу в темное время суток, тем более дорогу неосвещенную или плохо освещенную, то рекомендую обзавестись светоотражающими элементами одежды. Например, это могут быть 2 белые светоотражающие полосы на штанинах брюк. Пешехода с подобными элементами хорошо видно в темноте, поэтому риск попасть под колеса намного меньше.

Примечание. Напомню, что с 1 июля 2015 года пешеходы вне населенных пунктов обязаны иметь световозвращатели. В населенных пунктах такой обязанности нет, однако правила все же рекомендуют иметь подобные элементы.

Перейдем к рассмотрению аварий по вине пешеходов. Для того, чтобы пешеход оказался виновником ДТП, необходимо, чтобы он нарушил один из пунктов ПДД. Чаще всего имеют место следующие нарушения:

  • Пешеход переходит дорогу по регулируемому переходу на красный сигнал светофора.
  • Пешеход переходит дорогу вне пешеходного перехода.

Рассмотрим самые распространенные причины, по которым пешеходы нарушают правила:

1. Пешеход торопится и поэтому хочет перейти дорогу по кратчайшему пути. Именно спешка является причиной очень многих дорожно-транспортных происшествий. Поэтому если Вы понимаете, что приходится торопиться при участии в дорожном движении, то остановитесь на пару минут и переведите дух. Лучше опоздать по делам, чем попасть в ДТП и опоздать еще больше.

2. Пешеход не знает правил и переходит там, где маневр ему кажется наиболее удобным и безопасным. Этот пункт может быть разбит на несколько распространенных ситуаций:

  • Пешеход-ребенок выбегает на дорогу в процессе игры. Чаще всего такие случаи происходят в спальных районах городов, поэтому там устанавливают знаки, дополнительно ограничивающие скорость (40 км/ч).
  • Пешеход-пенсионер, который помнит те времена, когда машины были диковинкой и появлялись на дороге не чаще раза в неделю. Поэтому он ходит по проезжей части, как по тротуару. Такого пешехода, к сожалению, переубедить очень сложно.
  • Местный пешеход, который по привычке переходит дорогу там, где еще недавно был пешеходный переход. Организацию дорожного движения время от времени меняют, в связи с этим исчезают привычные переходы. Однако далеко не каждый пешеход обращает внимание на знаки и разметку. Многие продолжают ходить по привычному маршруту в течение нескольких недель после демонтажа пешеходного перехода. Ситуация довольно опасная, так как водители уже не уступают дорогу, а пешеходы все равно идут.
  • Пешеход бежит за троллейбусом. В данном случае человек сильно нервничает, т.к. боится опоздать на общественный транспорт. При этом спешка затуманивает мозг и пешеход может вообще не обратить внимание на автомобили, перед которыми он пытается проскочить. Так что будьте крайне внимательны проезжая мимо остановок общественного транспорта. Рядом с ними ежегодно происходит огромное количество наездов на пешеходов.

Это лишь несколько распространенных ситуаций, о которых должны знать и пешеходы и водители.

Напомню, что при переходе проезжей части вне пешеходного перехода (на перекрестке или просто на дороге) пешеход не должен создавать помех транспортным средствам и выходить из-за препятствий, ограничивающих обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся машин.

Кроме того, рекомендую и на пешеходных переходах не выходить из-за припаркованных автомобилей, не убедившись в собственной безопасности. В случае ДТП на переходе виноватым скорее всего окажется водитель автомобиля, однако и самому пешеходу следует позаботиться о собственной безопасности. Не следует выходить на переход не глядя. Лучше постоять подольше и дождаться, когда Вас пропустят, чем поспешить и уехать в больницу на автомобиле скорой помощи.

Ответственность пешехода за ДТП

В 2020 году ответственность пешехода за нарушение правил дорожного движения невелика. Максимальный штраф – 1 000 рублей (статья 12.30 КоАП).

Однако если по вине пешехода произойдет ДТП, в котором будет причинен вред здоровью, то наказание будет более серьезным:

  • Легкий или средней тяжести вред здоровью – штраф в размере 1 000 – 1 500 рублей (статья 12.30 КоАП).
  • Тяжкий вред здоровью – уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до двух лет (статья 268 УК РФ).
  • Смерть человека – уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до четырех лет (статья 268 УК РФ).
  • Смерть двух или более людей – уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до семи лет (статья 268 УК РФ).

Обратите внимание, что пешеход может в том числе попасть за решетку при нарушении правил дорожного движения.

Наезд на пешехода по вине водителя

В отличие от пешехода водитель может допустить гораздо больше нарушений, которые приведут к наезду:

  1. ДТП на нерегулируемом пешеходном переходе. Причиной наезда может послужить то, что водитель вовремя не заметил пешехода, либо вообще не заметил пешеходный переход.
  2. ДТП при повороте на перекрестке (пункт 13.1 ПДД) либо при съезде с дороги (пункт 8.3 ПДД). К сожалению, далеко не каждый водитель знает о том, что при повороте следует уступить дорогу пешеходам. Кроме того, далеко не всегда удается заметить пешехода, которого скрывают припаркованные автомобили или других препятствия.
  3. Наезд на пешехода на регулируемом пешеходном переходе.
  4. ДТП вне пешеходного перехода при движении с превышением скорости или при нарушении другого пункта правил.

Однако не только нарушения правил могут послужить причиной наезда. Существуют несколько ситуаций, при которых водителю следует быть особо внимательным:

  1. Остановки общественного транспорта. В непосредственной близости от них пешеходы могут неожиданно появляться на дороге.
  2. Притормаживающие автомобили. Некоторые водители пропускают пешеходов везде (в том числе вне пешеходных переходов) и если этого вовремя не заметить, можно попасть в неприятное ДТП.
  3. Припаркованные у края проезжей части автомобили. Хаотичная парковка транспортных средств затрудняет движение по дороге. Однако это не останавливает пешеходов и они могут неожиданно выйти на проезжую часть.
  4. Пешеходы, переходящие проезжую часть в темное время суток и не имеющие светоотражающих предметов. Даже на пешеходном переходе человека, одетого в темную одежду, удается заметить не сразу.
  5. Неширокие дороги в спальных районах города. На такую дорогу может неожиданно выбежать ребенок, увлеченный игрой.

Если скомбинировать несколько перечисленных факторов, получится еще более неприятная ситуация:

Например, нерегулируемый пешеходный переход, расположенный около остановки общественного транспорта, рядом с которым припаркован грузовик или микроавтобус, в темное время суток. В такую ситуацию может попасть любой водитель. Вероятность неожиданного появления пешехода при этом довольно большая, а заметить его вовремя оказывается довольно сложно. Так что будьте предельно осторожны, двигайтесь со скоростью 20-30 км/ч, внимательно следите за другими участниками движения.

Ответственность водителя за наезд на пешехода

Водитель, который допустил наезд на пешехода, может быть привлечен к ответственности по следующим пунктам:

1. За нарушение правил, повлекшее наезд на пешехода.

Например, в случае наезда на пешеходном переходе – штраф в размере 1 500 – 2 500 рублей.

2. Штрафы за другие нарушения правил, которые могут быть между делом выявлены сотрудниками ГИБДД.

3. Дополнительное административное или уголовное наказание в случае причинения вреда здоровью пешехода:

  • Легкий вред здоровью – штраф 2 500 – 5 000 рублей или лишение водительских прав на 12 – 18 месяцев.
  • Причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего – штраф 10 000 – 25 000 рублей или лишение водительского удостоверения на 18 – 24 месяцев.
  • Тяжкий вред здоровью потерпевшего – уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до двух лет.
  • Смерть пешехода – уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до пяти лет.
  • Смерть нескольких пешеходов – уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до семи лет.

Примечание. Водитель должен быть наказан лишь в том случае, если с его стороны было совершено нарушение правил дорожного движения, которое и повлекло возникновение дорожно-транспортного происшествия.

Если рассматривать ситуацию в целом, то следует отметить, что наезд на пешехода чаще всего происходит случайно из-за одновременного воздействия нескольких факторов. Поэтому и пешеходам, и водителям транспортных средств нужно внимательно следить за дорожной ситуацией и не рисковать собственными жизнью и здоровьем.

Источники:
http://voprosov-net.ru/pdd/2016-68.htm
http://autotonkosti.ru/q/dtp-s-peshehodom-po-vine-voditelya-i-peshehoda-otvetstvennost-i
http://autolegal.ru/pomoshh-pri-dtp/sbil-peshexoda-po-ego-vine-posledstviya/
http://pddmaster.ru/dtp/s-peshehodom.html
http://pravo-auto.com/sbil-cheloveka-nasmert-chto-grozit/

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию