Договор цессии по ОСАГО

Hyundai Elantra III 1.6 GLS › Бортжурнал › Осаго 2018, Договор Цессии или как не надо делать

Страховая АО «Наско»

27 числа было ДТП, виноват не я, оформили по европротоколу

После ДТП позвонил в страховую, и через телефон сделали заявление (т.к. центра урегулирования убытка такового в нашем городе нету), дали адрес и номер человека где нужно произвести осмотр — сказали что их партнеры. 29 приезжаю, мне осматривают машину, в акте осмотра записывают не все повреждение которые указаны в европротокол, а именно крыло которое пострадало в случае ДТП, ссылаясь на то что «нарушена технология покраски» я по не знанию конечно же подписал акт осмотра (Вопрос 1 — Нигде не нашёл такой причины для отказа в ремонте, может кто сталкивался с этим? )

После осмотра разговор зашёл про выплаты или ремонт, я сказал что мне деньги не нужны, мне нужен ремонт.

И они начали давать бумажки где нужно было расписаться за все, и в куче бумажек подсунули договор цессии, я бегло пробежался по нему, увидел главные слова о том что они сделают ремонт и подписал по не знанию самих терминов (цессии, цедент, цессионарий), на словах мне ничего не говорили, сказали просто подписать.

Как потом выяснилось осмотр проводила компания ООО «Сфера», а договор я уже заключил с ООО «Автопрайм», но при этом со мной сидел, давал бумажки и делал осмотр один и тот же человек.

После ухода я ухожу с пустыми руками и понимаю что они что то должны мне дать на руки, возвращаюсь и спрашиваю что не забыли они мне на руки что то дать, он отвечают что ничего не надо, но может сделать копию осмотра, я говорю ну давайте хотя бы его.

Прошло 11 дней, за все это время я прочитал про договор и все что связано с этой схемой и чего ожидать от сделанных мной действий.

Звоню в страховую узнать что с моими делом, они говорят что вы подписали договор цессии, поэтому не звоните нам, на любой вопрос они отвечают «вы подписали договор цессии».

Звоню на СТО узнать когда будет ремонт, и они конечно же говорят что для нормального ремонта нужно доплатить деньги, я конечно отказываюсь и говорю что я вам передал право возмещения, если вам не хватает возмещайте со страховой, в итоге они отказываются от ремонта, я спрашиваю получается мы разрываем договор цессии, они отвечают положительно, договариваемся на ПН(время действия ПТ)

Я звоню в страховую объясняю ситуацию до того что они отказываются в ремонте из за нехватки денег, если я разорву договор, то мне должно вернуть право на возмещение, они говорят разрывайте договор, прикладывайте сканы и отправляйте на почту с заявлением о выплате денег, я перебиваю и говорю мне нужен ремонт, она говорит тогда заполняйте на ремонт. Я записал действия которые должен буду сделать и попрощался.

Звоню в РСА узнать если я разорву договор, перейдёт ли право возмещение мне обратно, они отвечают что этот договор регулируется Гражданским Кодексом, поэтому они не могут ответить, я спрашиваю есть ли у АО «Наско» центр урегулирования убытков, и мне с удивлением называют их, 1 — адрес на Васильевском острове, 2 — Представительство в компании Гайде, я говорю что у них на сайте написано и они по телефону мне говорили что на В.О. у них только отдел продаж, на что мне говорят что мне сказали данные которые они предоставляли им.

Потом как то через поиск смог все таки найти официальные адреса представительства, где было указано 3 адреса
1. Васильевский остров
2. Гайде
3. ООО РСО «ЕВРОИНС»

Но в этот же день(ПТ) я приезжаю на СТО взять хотя бы копию договора цессии, дабы прочитать его условия при расторжении, в том месте где подписывал бумаги закрыто, нашёл человека который работает в ООО «Сфера», он говорит что не знает где его бумажки, подожди его самого, он будет через 10 минут, жду 15, и он (с кем я бумаги составлял и осмотр проводил) на дворовой территории разъезжается с другими машинами, видя меня, и я вижу его, но он не вышел и уехал, я подумал ну отлично, начинается экшн. Приходит тот его напарник и говорит его срочно вызвали, поэтому в ПН. Я спрашиваю это же он на машине был. Он сказал да, но что то там срочно. Я думаю ну бывает, ничего, приеду в ПН.

На этом история пока заканчивается

Вот они нововведение в ОСАГО и вот как страховая работает, заведомо отправляя к своим «партнерам» дабы попилить возмещение, и содрать доплату.

Никогда не составляйте договор где есть термины, цессии, цедент, цессионарий, уступка прав возмещения. Вы потеряете это право, и законы ОСАГО не будут защищать ваши интересы!

Вопрос 2
Кто нибудь сталкивался с подобным? А именно о расторжении договора цессии? Как это происходит или как это провести безболезненно для себя.

Все действия которые тут описаны были совершены по не знанию и доверчивости. Пусть для меня это будет уроком минимальными ущербами ( я надеюсь), но для вас это урок как обезопасить и сохранить свои законные права.

Пришёл в обед к этим ребятам, никого не было, люди которые были рядом дали телефон, но там никто не отвечал (номера разные)

Так как о расторжении договаривались на 18, вечером, приехал ещё раз в это время.

Встретил меня не тот человек который мне подсунул договор и осматривал машину, а другой, как я понял из разговора повыше в должности.

Я спрашивал почему экземпляр составлялся в одном экземпляре и почему мне не дали копию.

Внятного ответа я не услышал, но в итоге прозвучало что «копию не дадим», я спрашиваю как так, я являясь одной из сторон договора, а мне не дают копию — опять внятного ответа не услышал.

Все это время он пытался сказать или перевести тему что страховая запросила квитанцию об оплате еОСАГО, я думаю причём во первых тут это, во вторых он действует и действует до сих пор.( на момент написания коммента проверял на сайте наско).

Позвонил страховому агенту который делал страховку, сказал что на электронное осаго квитанция не нужна, и страховая не правильно делает.

В итоге выхожу и вспоминаю что любые отказы нужно собирать в виде документов.

Возвращаюсь и говорю напишите мне отказ в письменном виде, в итоге и тут отказывает ссылаясь на то что со мной никакой договор не заключали, я говорю как так, на этом же месте сидел сотрудник который и осматривал и подсунул договор, на что опять же внятного ответа не было, я предложил пригласить его сюда на что был дан ответ что он на выезде и будет только через 2 дня.

Все два договора есть в записях на диктофоне. Если нужно — могу выложить но не знаю на какой ресурс чтобы здесь можно было вставить.

На работе позвонил в страховую, объяснил ситуацию про тот адрес и номер который они дали. Что я приезжаю там закрыто, на звонки не берут трубку, подсунули договор цессии На что был дан ответ что я мог и не подписывать.(Ну это конечно же, если сотрудник разъяснил в чем смысл договора). Я потребовал калькуляцию ущерба и копию договора цессии мне сказали отправить на почту скан заявления или отправить письмо в Москву.

Написал заявление и отправил, теперь в недоумении что делать.

ВС РФ обновил разъяснения по ОСАГО

asbesto_cemento / Shutterstock.com

Особенности применения судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств уже разъяснялись Верховным Судом Российской Федерации – в Постановлении Пленума от 29 января 2015 г. № 2 (далее – Постановление № 2). Однако уже после принятия данного документа в Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” (далее – закон об ОСАГО) были внесены существенные изменения. Так, с 1 января текущего года страховщики обязаны заключать договор ОСАГО в электронном виде с каждым лицом, обратившимся с соответствующим заявлением. С 28 апреля применяется правило о приоритете натурального возмещения причиненного ряду автомобилей в результате ДТП вреда (п. 15.1 ст. 12 закона об ОСАГО).

В связи с этим ВС РФ утвердил новое постановление – Постановление Пленума ВС РФ от 26 декабря 2017 г. № 58 (далее – Постановление). Документ содержит в себе не только рекомендации по применению нововведений, но и уточненные позиции Суда по применению норм, уже действовавших на момент вынесения предыдущего постановления, хотя большинство положений Постановления № 2 перенесено в него все же практически без правок. Среди наиболее важных можно выделить новые разъяснения по следующим вопросам.

Заключение договора ОСАГО. По общему правилу, заключение договора подтверждается наличием страхового полиса. Поскольку информация обо всех заключенных в электронном виде договорах ОСАГО должна включаться в автоматизированную информационную систему обязательного страхования (ст. 30 закона об ОСАГО), ВС РФ рекомендует судам учитывать сведения о факте заключения договора и его условиях, представляемые профессиональным объединением страховщиков. В то же время отсутствие в указанной системе сведений о страховом полисе само по себе не может являться безусловным доказательством неисполнения обязанности по заключению договора страхования, этот факт должен оцениваться в совокупности с другими доказательствами, подчеркнул Суд (п. 8 Постановления).

Сообщение страхователем при заключении договора ОСАГО в электронном виде недостоверных сведений с целью уменьшения размера выплачиваемой страховщику страховой премии, напомним, не является основанием для признания договора незаключенным и не освобождает страховщика от обязанности выплатить страховое возмещение при наступлении страхового случая. Но произведенную по такому договору страховую выплату страховщик может взыскать со страхователя в порядке регресса. Также – вне зависимости от наступления страхового случая – страховщик имеет право на взыскание неосновательно сбереженной страхователем в связи с представлением недостоверных сведений суммы (абз. 6 п. 7.2 ст. 15 закона об ОСАГО). Однако если указанная сумма будет взыскана страховщиком до наступления страхового случая, он утрачивает право на предъявление регрессного требования к страхователю, так как страховая премия уплачена в полном объеме, считает ВС РФ (абз. 3 п. 9 Постановления).

Обращение к страховщику. Заявление о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и другие, необходимые в соответствии с Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, направляются страховщику или его представителю (абз. 3 п. 1 ст. 12 закона об ОСАГО). Перечень представителей страховщика, уполномоченных на осуществление страхового возмещения или прямого возмещения убытков, должен выдаваться страхователю одновременно со страховым полисом под расписку, отметил Суд (п. 21 Постановления). При этом во всех направляемых после подачи заявления о страховом возмещении документах должны содержаться сведения об этом заявлении, например указание на подразделение страховщика, в которое оно подано (п. 22 Постановления). Такое же правило, по мнению ВС РФ, страхователю нужно соблюдать и при подаче претензии страховщику в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением им своих обязательств. Предполагается, что это позволит страховщику соотносить поступившие документы с предыдущими обращениями данного страхователя.

Прямое возмещение убытков. Начиная с 26 сентября 2017 года прямое возмещение убытков, то есть предъявление потерпевшим требования о возмещении вреда своему страховщику, возможно в случае столкновения не только двух, но и большего количества транспортных средств (подп. “б” п. 1 ст. 14.1 закона об ОСАГО). Поскольку этот порядок применяется, только если гражданская ответственность владельцев всех ТС, пострадавших в ДТП, застрахована, Суд пояснил, как осуществляется страховое возмещение в случае, когда причинителем вреда не заключен договор ОСАГО. Указано, что вред, причиненный имуществу потерпевших, возмещается владельцами транспортных средств (по правилам, предусмотренным гл. 59 ГК РФ), вред жизни и здоровью – профессиональным объединением страховщиков, а при недостаточности соответствующей компенсационной выплаты для полного возмещения вреда – его причинителем (п. 27 Постановления).

Восстановительный ремонт. ВС РФ отметил, что, помимо организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства, страховщик должен возместить потерпевшему – на основании его заявления – ряд иных расходов, в частности – на эвакуацию автомобиля с места ДТП, доставку пострадавшего в нем лица в больницу, проведение работ по восстановлению дорожных знаков и ограждений и т. д. (п. 50 Постановления). При этом расходы, необходимые для того чтобы привести автомобиль в доаварийное состояние, но не предусмотренные Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, не включаются в страховое возмещение. Такими расходами, по мнению Суда, является, например, восстановление аэрографии или других нанесенных на машину рисунков (п. 39 Постановления).

Если страховщик не исполняет свои обязательства по организации ремонта, потерпевший вправе обратиться в суд с иском о взыскании страхового возмещения в форме страховой выплаты либо о понуждении страховщика к совершению требуемых действий, в том числе к выдаче направления на ремонт, указал ВС РФ (п. 52 Постановления). Кроме того, в этом случае может применяться так называемый астрент (ст. 308.3 ГК РФ) – суд вправе присудить в пользу потерпевшего денежные средства на случай неисполнения судебного акта.

Особое внимание уделено в Постановлении расчету стоимости восстановительного ремонта. Суд подчеркнул, что в отличие от общего правила, согласно которому размер расходов на замену комплектующих деталей определяется с учетом износа (п. 19 ст. 12 закона об ОСАГО), оплата стоимости обязательного восстановительного ремонта производится страховщиком без учета износа (п. 59 Постановления). Как отметил секретарь Пленума ВС РФ Виктор Момотов, это правило – своего рода компенсация для владельцев ТС, которые не могут выбрать такой способ страхового возмещения, как получение страховой выплаты. Как отмечалось выше, с 28 апреля вред, причиненный легковому автомобилю, который находится в собственности физического лица и зарегистрирован в Российской Федерации, возмещается, за исключением ряда случаев, только путем проведения восстановительного ремонта (п. 15.1 ст. 12 закона об ОСАГО).

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

О позиции ВС РФ по вопросам применения норм Гражданского кодекса о перемене лиц в обязательстве на основании сделки узнайте из новости.

Уступка требования. ВС РФ напомнил, что передача прав потерпевшего (выгодоприобретателя) по договору ОСАГО возможна только с момента наступления страхового случая. Причем новый выгодоприобретатель может получить возмещение при соблюдении таких же, как были предусмотрены для первоначального выгодоприобретателя, условий. Например, он должен уведомить страховую компанию о наступлении страхового случая, направить заявление о страховой выплате, представить имущество для проведения технической экспертизы, направить претензию, если это не сделал предыдущий выгодоприобретатель (п. 73 Постановления).

Такие права, как право потерпевшего на возмещение вреда жизни и здоровью, компенсацию морального вреда, получение взысканного со страховщика штрафа за неисполнение в добровольном порядке требований потерпевшего и аналогичного штрафа за неисполнение требований потребителя не подлежат передаче по договору цессии. Однако уже присужденные суммы компенсации морального вреда и указанных штрафов могут быть переданы любому лицу, считает Суд (п. 71 Постановления).

Процессуальные вопросы. Ряд новых разъяснений посвящен процессуальным особенностям рассмотрения споров, связанных с договорами ОСАГО. Отмечается, в частности, что обязательный досудебный порядок урегулирования споров считается соблюденным, если потерпевший не просто направил страховщику претензию и все необходимые документы, но и указал в них сведения, которые позволят соотнести претензию с предыдущими обращениями. В случае подачи иска о взыскании не только страхового возмещения, но и неустойки или иной финансовой санкции досудебный порядок считается соблюденным, если потерпевший обращался к страховщику лишь с требованием о страховой выплате (п. 93, п. 98 Постановления). Если же требования о взыскании неустойки и финансовой санкции заявляются после вступления в силу судебного решения о выплате страхового возмещения, потерпевший обязан направить их страховщику до обращения в суд. Кстати, при заявлении нескольких исков по одному договору нужно иметь в виду, что суд может признать такое деление требований искусственным и отказать в возмещении понесенных судебных издержек, сославшись на злоупотребление истцом процессуальными правами (п. 102 Постановления).

Правила составления и расторжения договора цессии по ОСАГО. Как выбрать надежную компанию и избежать мошенничества?

Если водитель попал в аварию, страховая компания виновника обязана возместить ему ущерб. На практике так происходит не всегда: организация может вовсе отказаться выплачивать компенсацию или ограничиться суммой, которая не соответствует реальным потерям. Проблему можно решить, продав долг по ОСАГО автоюристам через договор цессии.

Это законная процедура. С момента его заключения именно они имеют право требовать со страховой компании выплату реального ущерба, в том числе через суд. Они же получат все деньги, если дело удастся выиграть.

Что это такое?

Цессия – это переуступка прав требования (ст. 388 ГК РФ). Если человек или организация выступают кредитором, по собственному желанию они могут передать право взыскивать долг третьим лицам.

Для страховки ОСАГО принцип действует так: составляется договор, в котором указывается, что право на получение денежной компенсации за причинённый ущерб переходит от пострадавшего в ДТП к юридической компании.

В каких случаях заключается?

Все условия, при которых допустимо заключение договора цессии, прописаны в Гражданском кодексе РФ (ст. 388). По сути, передать право на взыскание долга можно в самых разных ситуациях:

  • от банка коллекторам;
  • при наличии долгов в сфере поставки;
  • при покупке квартиры в новостройке (по договору долевого участия).

Любой пострадавший в ДТП водитель имеет право заключить договор цессии о переуступке прав требований ущерба перед страховой компанией. При этом по такому документу получить компенсацию можно только за материальный ущерб.

Заключить договор цессии по ОСАГО можно в следующих случаях:

  1. Страховая компания отказала в выплате после ДТП.
  2. Выплаченная сумма не соответствует реальной стоимости причинённого ущерба.
  3. Страховая затягивает выплату компенсации.
  4. Страховая компания обонкротилась.

Когда это бывает выгодно?

Продажа долга по ОСАГО третьим лицам выглядит привлекательно для пострадавшей стороны. Обращаясь к перекупщикам, человек получает целый комплекс выгод:

  • моментальная денежная выплата, которую можно использовать для ремонта разбитой машины;
  • отпадает необходимость самостоятельно судиться со страховой компанией в борьбе за справедливость;
  • можно не бояться разорения страховой компании, ответственной за выплату.

Что требуется для составления?

Заключение договора цессии регламентируется ст. 382 ГК РФ. По сути, проводится сделка купли-продажи. Продается в данном случае долг по ОСАГО. Именно на основании этого документа все права требования долга переходят юридической компании-покупателю.

Для заключения договора должны быть соблюдены следующие условия:

  1. Наличие действующего полиса ОСАГО.
  2. Подтверждение того, что за рулём находился водитель, вписанный в страховку.
  3. Наличие всех протоколов с места ДТП, оформленных надлежащим образом.
  4. Зафиксированный факт обращения пострадавшего в страховую компанию с соблюдением всех регламентированных сроков.
  5. Проведение экспертизы для оценки суммы ущерба (в большинстве случаев услуги по независимой оценке предлагают в компании-перекупщике долгов по ОСАГО).

Какие сведения необходимы?

В договор вносятся следующие данные:

  • персональные данные страхователя (Ф.И.О, паспортные данные);
  • реквизиты компании, которая выкупает долг (название, адрес, ОГРН, ИНН);
  • данные страхового полиса ОСАГО;
  • информация о произошедшем ДТП (дата, время, место, участники и пр.);
  • сумма страховой выплаты, рассчитанная страховщиком.

Как составляется и что указывают в документе?

Документ о переуступке должен составляться в соответствии правилами, предусмотренными для любого гражданского договора (ст. 432 ГК РФ). Он обязательно должен содержать следующую информацию:

  • о цеденте (продавце) и цессионарии (покупателе) (реквизиты обеих сторон);
  • о предмете сделки – процессе и условиях передачи прав требований от цедента к цессионарию;
  • данные действующего договора ОСАГО (название страховой компании, номер полиса);
  • подробную информацию о страховом случае (место, время и участники ДТП);
  • сумму страховой выплаты.

В дополнении к договору составляют дополнительное соглашение, регулирующее процесс передачи вознаграждения от юридической фирмы, которая выкупает долг к страхователю.

В соответствии с требованиям закона после заключения договора цессии требуется отправить страховой компании письменное уведомление о о том, что права требования долга были переданы другому лицу. (ч. 3 ст. 382 ГК РФ).

Какие бумаги прикладываются?

Для заключения договора потребуются следующие документы:

  1. Паспорт пострадавшего.
  2. Справка о ДТП.
  3. Протоколы об административных правонарушениях.
  4. Акт осмотра автомобиля, проводимый страховой компанией.
  5. Результаты независимой экспертизы.
  6. Водительские права лица, который управлял машиной на момент аварии.
  7. Свидетельство о регистрации ТС.

У кого хранится?

Договор составляется в двух экземплярах и хранится у каждой из сторон сделки. Хранить его следует не менее трех лет. Ровно столько составляет сроки исковой давности (п. 1 ст. 196 ГК РФ). Копию документа вместе с уведомлением о переходе прав третьему лицу следует направить страховой компании.

Статья 196 ГК РФ. Общий срок исковой давности

  • Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
  • Срок исковой давности не может превышать десять лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Условия, порядок и правила расторжения

Гражданский кодекс РФ допускает возможность расторжения договора цессии (ст. 450—451 ГК РФ). Сделать это можно:

  • в одностороннем порядке;
  • по обоюдному согласию;
  • через суд.

По инициативе одной из сторон

Для того, чтобы инициировать расторжение договора цессии, у стороны сделки должны иметься веские основания. Прекращение договорных отношений возможно в следующих случаях:

  1. Договор нарушает требования закона и переуступает права, передача которых запрещена (алименты, моральный и материальный ущерб).
  2. К договору не был приложен необходимый пакет документов.
  3. Приобретатель долга не произвел оплату по сделке в установленные сроки.

Расторгнуть документ в одностороннем порядке без участия суда можно в двух случаях:

  1. Если условия такого расторжения прописаны в документе.
  2. Если получилось прийти к мировому соглашению со второй стороной.

Во всех других ситуациях требуется обращаться в суд. Заинтересованная сторона должна составить письменное Уведомление, в котором указывается причина расторжения договора, а также предполагаемая дата разрыва отношений.

Мировое соглашение

Расторжение по обоюдному согласию возможно, если обе стороны на добровольной основе не намерены больше исполнять условия документа. Аннулировать договор можно путем заключения двустороннего соглашения. Форма такого соглашения официально закреплена законодательством (гл. 29 ГК РФ). Документ должен быть составлен в письменной форме.

Чтобы Соглашение имело законную силу, требуется заверить его у нотариуса.

Через суд

Если достигнуть консенсуса с другой стороной договора не получается, расторгнуть соглашение в одностороннем порядке можно через суд. Для этого в Арбитражный суд по месту регистрации ответчика подаётся иск с указанием причины, по которой возникла необходимость аннулирования документа. К иску необходимо приложить:

  • ксерокопию договора цессии;
  • ксерокопию соглашения, на основании которого возникло первоначальное обязательство;
  • любую другую документацию, которая будет подтверждать необходимость расторжения сделки.

Как выбрать надежную компанию для переуступки права на получение выплаты?

Перед заключением договора цессии нужно убедиться, что компании, покупающей долг, можно доверять. Для этого следует ориентироваться на следующие аспекты:

  • Механизм работы организации. Надёжная фирма не заключает договор цессии в первый же день. Предварительно специалисты изучают нюансы споров со страховой компанией, проводят самостоятельную оценку повреждений автомобиля. И только после этого выставляют клиенту финансовые условия сделки.
  • Качество проводимой экспертизы автомобиля. Почти каждая компания предлагает услуги независимой экспертизы про оценке ущерба, нанесённого автомобилю. Для этого требуется соответствующее оборудование и квалификация оценщика. Если организация «на глаз» определяет стоимость повреждений, ей не следует доверять.
  • Размер предлагаемой компенсации. Стандартный процент, который оставляют себе перекупщики за договор цессии, колеблется в пределах 30. Любая цифра, существенно отличающаяся от этой в большую или меньшую сторону, должна насторожить клиента.
  • Содержание самого договора. Перед подписанием необходимо внимательно ознакомиться со всеми пунктами соглашения: права и обязанности сторон, выгоды, которые получает цессионарий.

Автоюристы предлагают 2 вида выкупа долга: под доверенности или по договору (цессии). Только второй вариант представляет собой полноценную переуступку и грозит минимальными рисками для водителя.

Мошенничество

Компании-перекупщики используют всевозможные схемы для увеличения своей финансовой выгоды. Самый финансово опасный для клиента алгоритм: одновременное заключение договора цессии и доверенности на представление интересов в суде.

По договору цессии взыскать можно только фактический материальный ущерб, причинённый автомобилю. Зачастую мошенники не только заключают договор цессии, но и получают от водителя доверенность на представление его интересов в суде. Туда они обращаются именно на основании доверенности. Это даёт им возможность претендовать не только на всю сумму ущерба, но и на возмещение штрафов и процентов, положенных в соответствии с законом о защите прав потребителей.

Клиенту мошенников это грозит начислением НДФЛ (налога на доходы). Дело в том, что штраф, назначенный судом – не считается страховой выплатой, а рассматривается как доход. Заплатить 13% придётся водителю, ведь доверенность даёт право лишь на предоставление интересов (п.1 ст.210, ст.41, 212, 217, 226 НК РФ). Официально именно водитель остаётся клиентом страховой.

Статья 41 НК РФ. Принципы определения доходов

  • В соответствии с настоящим Кодексом доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» настоящего Кодекса.
  • В целях настоящего Кодекса не признается доходом (экономической выгодой) получение имущества его фактическим владельцем от номинального владельца, если такое имущество и его номинальный владелец указаны в специальной декларации, представленной в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Как избежать подобных уловок?

  • Внимательно изучать все документы прежде, чем подписывать их. Нужно убедиться, что тот вид сотрудничества, который заключён с компанией – действительно цессия.
  • Попробовать самостоятельно разрешить споры со страховой компанией. Когда дело доходит до суда, как правило, закон всегда остаётся на стороне клиента страховой компании. Если шанс выиграть иск действительно большой, исход дела не будет зависеть от того, кто выступает истцом – пострадавшая сторона или цессионарий.

Переуступка долга по ОСАГО через договор цессии – возможность быстро получить деньги на ремонт разбитой машины. Тем не менее к выбору компании и заключению соглашения нужно подойти максимально ответственно, чтобы действительно получить финансовую выгоду от сотрудничества, а не новые проблемы.

Что такое договор цессии по ОСАГО и когда его стоит заключать

Как правило, страховые компании не горят желанием выплачивать своим клиентам положенные им деньги. Если сумму на ремонт авто необходимо получить срочно, хорошим решением будет заключить договор цессии по ОСАГО. Подобные соглашения регулируются 382 статьёй ГК и, по сути, являются аналогом продажи долга банками.

Что такое цессия по ОСАГО

Договор цессии – это соглашение о передаче прав на получение денежного возмещения от страховщика.

Подобный документ заключается между страхователем, имеющим право на получение денег и иным другим лицом, как физическим, так и юридическим. Страхователь обязан передать компании все документы, которые касаются обстоятельств страхового случая. Взамен он получает компенсацию, размер которой составляет примерно 70-90% от общей суммы возмещения.

Благодаря заключению такого соглашения владелец машины может быстро получить деньги. Как правило, покупатель переводит их в течение двух-трёх дней. Существенным преимуществом можно назвать и то, что ему не нужно лично участвовать в спорах, в том числе судебных, со страховщиком. Вместо него это будут делать опытные автоюристы. Компания, которая выкупила право на получение компенсации, получает свой доход в размере разницы начисленной выплаты и денег, отданных страхователю.

Важными условиями для заключения соглашения являются:

  • наличие действующего полиса ОСАГО и соблюдение всех условий договора по нему;
  • ДТП должно быть оформлено в соответствии с законом (допустимо, чтобы это было сделано по европротоколу);
  • заявление на выплату и все документы о ДТП должны быть поданы в страховую компанию владельцем авто в установленный срок;
  • должна быть проведена экспертиза ТС, на основании которой определяется размер страховой выплаты;
  • человек, уступающий права, является владельцем ТС.

Желательно также пройти досудебное разбирательство до заключения договора, поскольку проблема может быть быстро решена уже на этой стадии.

Чтобы не ошибиться с выбором того, кому передаётся право требовать выплату и не стать жертвой мошенников, нужно соблюдать несколько простых правил:

  • не переуступать право на выплату в первый же день обращения;
  • не передавать права организации, где ущерб, нанесенный машине, пытаются определить на глаз, без использования специального оборудования;
  • не заключать договор, если компания предлагает заплатить полную сумму компенсации;
  • внимательно прочитать и изучить все условия, указанные в документе.

В каких случаях она нужна

Договор цессии целесообразно заключить в следующих ситуациях:

  1. Страховая незаконно отказала в выплате компенсации.
  2. Право на получение денег необходимо доказать в судебном порядке.
  3. Страховщик намеренно затягивает сроки выплаты.
  4. Организация, с которой был заключён договор ОСАГО, обанкротилась либо лишилась лицензии.

В последнем случае деньги можно будет получить только при обращении в РСА. Этот процесс может затянуться на довольно длительный срок.

Бланк договора уступки прав требования

Образец договора цессии (кликните для увеличения):

В договоре цессии обязательно должны быть указаны следующие сведения:

  1. Данные человека, который уступает права (ФИО, паспортные данные, банковские реквизиты).
  2. Информация по договору ОСАГО, включая полное название страховщика и сведения о полисе.
  3. Информация о покупателе (полное название и адрес фирмы, контакты).
  4. Информация о страховом случае (когда, где и при каких обстоятельствах произошла авария).
  5. Сумма страховой выплаты.
  6. Указания, на что конкретно передаются права (на выплату возмещения по страховке).

К основному документу необходимо приложить дополнительное соглашение, которое определит размер стоимости переданных прав. В нём стоит сделать пометку о том, что деньги выплачены в счет возмещения ущерба. Подобная запись освободит получателя средств от уплаты подоходного налога.

Образец доп. соглашения:

Для заключения соглашения не требуется согласия страховщика, за исключением тех случаев, когда это отдельно прописано в договоре с ним. Однако его необходимо письменно известить о передаче прав на получение выплаты.

Перечень необходимых документов

После того, как соглашение о передаче прав заключено, продавцу обязательно передаются следующие документы:

  • постановление или протокол об административном правонарушении или извещение о ДТП (в зависимости от того, как была оформлена авария);
  • приложение к постановлению;
  • документ о результате независимой экспертизы, включающий в себя расчет суммы выплаты.

Если до заключения договора цессии страхователь пытался взаимодействовать со страховой самостоятельно, то от него могут потребоваться следующие бумаги (при их наличии):

  • письменный отказ страховой выплачивать деньги;
  • подтверждение частичного получения возмещения;
  • копия претензии и ответа страховой.

В дополнение к вышеуказанному могут понадобиться копии:

  • полиса ОСАГО;
  • водительского удостоверения;
  • свидетельства о регистрации машины.

Нововведения в законодательстве: запрет на переуступку

26 декабря 2017 года было выпущено постановление №58 Пленума ВС РФ . В нём рассматриваются различные спорные вопросы, которые могут возникнуть при в судебных разбирательствах, касающихся ОСАГО. После этого пошли слухи о запрете на переуступку прав требования.

Согласно указанному документу, передача права требования компенсации возможна. При этом из договора должно быть четко видно, какие именно права на какое конкретно возмещение передаются. Заключить договор цессии можно не раньше, чем наступил страховой случай (пункт 70 Постановления). Права переходят к новому кредитору ровно в том же объеме и на тех же условиях, что были применимы к владельцу авто.

По договору цессии можно передать только право на получение компенсации за вред, нанесенный автомобилю. Но не за моральный или причинённый жизни и здоровью ущерб. Не получится передать по соглашению и права на получение штрафов за просрочку страховщиком времени выплаты.

Продажа прав на требование со страховщика компенсации – удобный способ быстро и с минимальными усилиями получить деньги на ремонт машины, пусть и не в полном объёме. Но очень важно правильно заполнить документ и ответственно подойти к выбору нового кредитора. Иначе есть риск остаться вообще без возмещения.

Источники:
http://www.garant.ru/news/1157545/
http://strahovanie.guru/osago/deystviya-pri-dtp-po-osago/dogovor-cessii.html
http://strahovoy.online/oformlenie/dogovor-tsessii-po-osago.html
http://zakon-auto.ru/osago/doverennost-ofrmlenija-osago.php

Ссылка на основную публикацию