ДТП без страховки. Последствия

kaperang09 › Блог › У виновника ДТП нет ОСАГО. Как правильно поступить в этом случае

Представьте ситуацию: попали в аварию, а виновник не застрахован. Рассказываем, как себя вести, чтобы избежать проблем.

Допустим, вы аккуратный водитель и редко попадаете в аварии. Но не все зависит от вас, иногда беды не избежать даже настоящему асу. С нашим-то беспорядочным движением… Вы в полной уверенности, что в таких случаях точно поможет ОСАГО? Очень зря.

По оценкам «ГлавСтрахКонтроля», сейчас в России каждый пятый водитель не имеет полиса ОСАГО. Причем специалисты отрасли учли не только тех, кто просто не купил страховку, а также автовладельцев с поддельными и крадеными документами.

До ноября 2014 года за езду без ОСАГО гаишники снимали номера. Из-за серьезной угрозы немногие отказывались от покупки страховки. Сейчас же действует лишь штраф 800 рублей, который не останавливает недобросовестных автовладельцев. Учитывая их количество на дорогах, риск во всех смыслах столкнуться с незастрахованными водителями очень велик.

Поэтому каждому будет важно знать, что делать, когда аварию устроил водитель без ОСАГО. Если нет каско, а есть лишь полис автогражданки, обращаться в страховую компанию бессмысленно. Придется разбираться самому. С помощью эксперта приведем порядок ваших действий.

В первую очередь надо вызвать сотрудников ГИБДД для оформления ДТП. Так как деньги на ремонт придется вам взыскивать напрямую с виновника, то сразу стоит узнать его контакты и адрес фактического проживания. Лучше всего – записать все паспортные данные.

Иногда виновники без ОСАГО, чтобы избежать ненужных проблем, предлагают договориться и рассчитаться на месте. Согласиться можно, только если повреждения совсем незначительные и вы точно знаете, во сколько обойдется ремонт. Тогда составляете расписку об оплате ущерба в полном объеме и отсутствии претензий.

Но так бывает редко. При малейших опасениях, что возможны скрытые повреждения, лучше не рисковать. И после наступает важная процедура – независимая экспертиза, по итогам которой предстоит оценить ущерб.

«До сих пор нет единой судебной практики по вопросу, какой же методикой оценивать ущерб, если у виновника нет полиса. Дело в том, что сейчас существует два варианта: оценка среднерыночной стоимости ремонта автомобиля и так называемая «единая методика». Они разительно отличаются. Последняя, принятая для расчета стоимости ущерба по ОСАГО, показывает куда меньшие суммы, поскольку она основывается на справочниках РСА, то есть самих страховщиков. Зачастую такая методика не отражает реальных цен на запчасти на момент ДТП. Виновнику выгоднее единая методика», — выделил проблему юрист «ГлавСтрахКонтроля» Алексей Борцов.

Вторая проблема касается износа автомобиля. «По ОСАГО износ подлежит вычету из страховой суммы. В судебной практике это трактуется следующим образом: никто не мешает вам обратиться к виновнику. Представляется, что аналогичную позицию можно отстоять в суде и взыскать компенсацию с виновника без учета износа. Особенно опираясь на последнюю правовую позицию Верховного Суда РФ по вопросам применения части первой Гражданского кодекса, — продолжает отмечать нюансы Алексей Борцов. — Чтобы ваша экспертиза «устояла» в суде, необходимо представить доказательства того, что виновник вызывался для проведения осмотра. Сделать это необходимо с помощью телеграммы».

Оформлять досудебную претензию к виновнику необязательно, но юристы советуют не пропускать шаг. «Это будет положительно расценено судом при рассмотрении дела. Претензию необходимо направить на адрес регистрации виновника аварии – риск неполучения корреспонденции несет он сам. Письмо направляем заказное, с уведомлением о вручении и, желательно, описью вложения», — советует юрист «ГлавСтрахКонтроля».

Счастье, если разбирательства закончатся на стадии досудебной претензии. Виновник согласится решить вопросы «по-хорошему» и выплатит компенсацию, рассчитанную на экспертизе. А кому-то не повезет и придется довести дело до суда. Процесс, как показывает практика, длительный. По оценкам юристов, с момента подачи иска до получения исполнительного листа проходит обычно 6-7 месяцев. А на суде еще выяснится, что виновнику-то и расплатится нечем… По крайней мере, на бумаге.

«Суд не волнует, имеется ли у виновника имущество или работа. Это становится предметом рассмотрения только в том случае, если виновник ходатайствует перед судом об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда. При наличии подобных обстоятельств, суд вправе удовлетворить ходатайство», — комментирует ситуацию Алексей Борцов.

На самом деле положительное решение суда – еще не повод радоваться и записываться в автосервис. Исполнительное производство может длиться годами. И это, к сожалению, не гипотетические рассуждения, а реальность. «На руках будет решение суда, исполнительный лист. Последний направляется приставам, которые зачастую разводят руками, мол, имущества нет, счетов нет, данных о зарплате тоже нет – мы решение исполнить не можем. Требования к физическим лицам порой исполнить действительно непросто – особенно если ущерб велик», — безрадостную картину приводит юрист «ГлавСтрахКонтроля».

Можно было бы обязать страховые компании выплачивать компенсацию и в таких ситуациях, но этот пусть сомнителен. С предложением реформировать систему ОСАГО эксперты не согласны. «Это уже принципиально иное страхование. По ОСАГО страхуется гражданская ответственность виновника, то есть его обязанность возместить ущерб пострадавшему – имуществу или здоровью. Получается, если ОСАГО будет аналогом каско, гражданская ответственность, например, в отношении пешеходов или иного имущества третьих лиц также должна быть застрахована, а это уже «двойное страхование». Стоимость такого полиса будет сравнима со стоимостью каско и вполне обоснованно. Не у всех есть такие деньги», — объясняет Алексей Борцов.

Поэтому надо не обновлять систему ОСАГО, а бороться с теми, кто уклоняется от требований закона и не оформляет автогражданку.

На самом деле положительное решение суда – еще не повод радоваться и записываться в автосервис. Исполнительное производство может длиться годами. И это, к сожалению, не гипотетические рассуждения, а реальность. «На руках будет решение суда, исполнительный лист. Последний направляется приставам, которые зачастую разводят руками, мол, имущества нет, счетов нет, данных о зарплате тоже нет – мы решение исполнить не можем. Требования к физическим лицам порой исполнить действительно непросто – особенно если ущерб велик», — безрадостную картину приводит юрист «ГлавСтрахКонтроля».

Кем определяется степень вины участника аварии?

Итак, представим ситуацию: машина без страховки попала в ДТП. Исход во многом зависит от того, что это за происшествие. Стандартный случай – авария двух автомобилей.

Участнику нужно знать, что даже если вина видна явно, то это не значит на 100% ее констатацию. Не следует сразу же всем объявлять о своей вине – ведь может быть и по-другому. Так, если остальные участники ДТП не сотрудники ГИБДД и не являются автомобильными экспертами, то они не смогут точно выявить виновника или степень вины.

Чаще всего это будет ничем иным, как приблизительной картиной событий. По опыту подобных происшествий можно выделить, что каждая сторона имеет свою историю случившегося, а значит, максимально точное заключение смогут сделать только инспекторы ГИБДД, да и то – после тщательного обследования места.

Предварительное заключение от сотрудников сможет определить вину. Никакие другие документы, даже составленные на месте, не смогут определить ее самостоятельно.

Если было совершено серьезное ДТП, точную вину смогут определить только в суде. Но лишь тогда, когда потенциальный виновник не будет брать сразу на себя всю ответственность. Этим действием участник ДТП меняет свой статус на установленного. Это нужно учитывать, если попал в ДТП без страховки. Если участник не со всем согласен, тогда не стоит сразу же оплачивать штраф.

Участнику нужно знать, что даже если вина видна явно, то это не значит на 100% ее констатацию. Не следует сразу же всем объявлять о своей вине – ведь может быть и по-другому. Так, если остальные участники ДТП не сотрудники ГИБДД и не являются автомобильными экспертами, то они не смогут точно выявить виновника или степень вины.

Отсутствие бумаги у того, кто виноват

Нанесенный в ДТП ущерб полностью покрывается лицом, нанесшим его. Это регламентировано статьей 1064 ГК РФ. Вследствие ремонт автотранспорта потерпевшего виновник аварии, если он не застрахован, выплачивает самостоятельно. Кроме того, придется заплатить штраф за управление ТС без полиса, а в некоторых случаях еще и компенсировать моральный вред.

Подобную ситуацию можно разрешить тремя способами:

    Решение ситуации на месте без дальнейшего разбирательства, когда ущерб платится сразу. Бывает, что у потерпевшего нет на руках нужной суммы, в таком случае можно взять залог в виде ценных вещей и обязательно составить расписку, где это необходимо указать.

Гражданский паспорт при этом брать в качестве залога запрещено законом. Этот шаг самый просто, но, в то же время, самый рискованный, так как на глаз определить размер повреждений сложно, ведь могут иметься скрытые.
Досудебная претензия. Прежде всего инспектор ГИБДД должен зафиксировать, что у виновника ДТП отсутствует страховой полис. Следует также указать его данные: номер телефона, адрес прописки, ФИО. Для составления юридической претензии понадобятся:

  • Отчет о независимой экспертизе, в катором содержится калькуляция ущерба. Стоить данный документ будет в среднем от 2000 до 7000 рублей.
  • Отчет о стоимости ущерба, если имущество не принадлежит восстановлению. Стоить будет до 5000 рублей.
  • Досудебная претензия виновнику ДТП без ОСАГО. Типовой бланк не нужен и ее можно оформить самостоятельно. В ней должна содержаться сумма ущерба (вместе с моральным ущербом, услугами эвакуатора и прочими расходами), направление маршрута, дата и время, место совершения ДТП. Все указанные детали происшествия должны подкрепляться имеющимися доказательствами. Составление этого документа экспертами тоже обойдется примерно в 5000 рублей.

К претензии прикладываются копии писем с вызовом на осмотр, протоколов об административном правонарушении, чеков, приглашений виновника на экспертизу, справки о ДТП, чеков, подтверждающих расходы, документов на ТС и оригинал экспертной оценки ущерба.

Претензия высылается на адрес виновника ДТП. В ней должны содержаться его контактные данные, данные о ДТП, расчет расходов, выкладки по расчетам, итоговая сумма ущерба, контакты потерпевшего и временные рамки выплаты.

  • Скачать бланк досудебной претензии к виновнику ДТП, у которого нет ОСАГО
  • Скачать образец досудебной претензии к виновнику ДТП, у которого нет ОСАГО
  • Судебный иск как наименее благоприятный исход. Направляется он по месту жительства виновника. Районные суды рассматривают иски более чем на 50000 рублей, если сумма меньше, дело отправляется в мировой суд. Исковая давность по таким вопросам составляет три года. Данные в заявлении и прикрепленные документы совпадают с составлением досудебной претензии, однако здесь включается больше подробностей и необходимы оригиналы документов.

    С судебным иском пострадавшему нужно быть внимательным и учитывать платежеспособность виновника аварии. Суд, принимая во внимание низкий доход, наличие иждивенцев или инвалидность, может назначить выплаты в виде определенного процента от заработной платы, что заставляет потерпевшего ждать средств в течение очень долгого времени.

    Если же виновник игнорирует заседания, то пострадавшая сторона может ходатайствовать о назначении ареста на его транспортное средство.

    О том, что делать сторонам аварии, если у виновника нет ОСАГО, мы подробно рассказывали тут, а каким образом и в каком порядке с него можно будет взыскать компенсацию причиненного ущерба, узнаете здесь.

    Если же виновник игнорирует заседания, то пострадавшая сторона может ходатайствовать о назначении ареста на его транспортное средство.

    Досудебное урегулирование

    Если на месте происшествия прийти к единому мнению у участников инцидента не получилось, то добиться денег на ремонтные работы можно только через суд. Но сначала проводится досудебное разбирательство.

    Вызванный сотрудник ГИБДД должен указать в протоколе, что у виновника ДТП нет ОСАГО. Владелец поврежденной машины должен сохранить у себя контакты виновника и получить следующую документацию:

    1. Отчет от независимой экспертной организации. Там указываются все увечья и прикрепляется калькуляция ущерба. К нему прикладывается копия лицензии учреждения, проводившего оценку.
    2. Отчет о величине ущерба. Он необходим только, если повреждено больше 75% машины и восстанавливать ее нет смысла.
    3. Досудебную претензию. В нее вписываются все обстоятельства инцидента: во сколько, где произошла авария, направление маршрута и т.д. Также указывается величина убытка. Пострадавший может составить ее на обычном листе или на специальном бланке.

    Формируя итоговую сумму важно принимать во внимание еще стоимость дополнительных услуг: эвакуацию ТС, экспертизу, юридическую помощь и даже моральный ущерб. Поэтому величина требуемого возмещения всегда больше цифры, указанной в отчете эксперта.

    Досудебную претензию нужно направлять вместе со следующими документами:

    1. Протоколом о ДТП.
    2. Постановлением об административном правонарушении.
    3. Письмом/телеграммой, с помощью которого виновник был вызван для проведения оценки ущерба.
    4. Бумагами на поврежденное ТС.
    5. Оригиналами квитанций и чеков, подтверждающих потраченные суммы.

    Ксерокопии всего перечисленного вместе с досудебной претензией необходимо отправить виновнику обязательно заказным письмом с уведомлением о вручении. А оригиналы нужно держать у себя, чтобы в дальнейшем предъявить их в суде.

    Если к составлению досудебной претензии не привлекается юрист, то пострадавший должен учесть, что она должна содержать:

    1. Информацию о виновнике (ФИО, адрес проживания и т.д.).
    2. Подробное описание инцидента.
    3. Алгоритм расчета ущерба (это можно взять из заключения эксперта).
    4. Калькуляцию текущих затрат (эвакуатор, юридическая помощь, экспертиза, услуги почты и т.д.).
    5. Суммарную величину убытка.
    6. Свои контакты (адрес проживания, электронная почта, мобильный номер).
    7. Период, в течение которого спор должен быть урегулирован виновником.

    Чаще всего, получив документы и досудебную претензию, виновники аварии соглашаются сразу выплатить потерпевшей стороне сумму, указанную в заключении эксперта. Для них выгодно, так как в этом случае им не придется дополнительно возмещать еще и судебные затраты.

    В сам документ (иск) нужно вписать ту же информацию, что указывалась в досудебной претензии. Здесь должен быть добавлен факт о возмещении морального вреда. Чаще всего виновники всеми способами пытаются затянуть процесс, так как у них элементарно нет денег погасить требуемую сумму. Причем некоторые даже намеренно говорят, что у них нет работы, слишком маленький доход или они бедные.

    Попал в ДТП без страховки и я виноват

    Каждый водитель в РФ должен оформлять страховку. Если у виновника ДТП ее нет, пострадавший не сможет получить денежную компенсацию от страховой компании, и тогда имеет право истребовать ее у виновника аварии.

    Большинство споров по обстоятельствам происшествия без страховки приходится разрешать в суде. Согласно статье 12.37 КоАП РФ управление автомобилем без страхования гражданской ответственности грозит административным штрафом в размере 800 рублей.

    Но штрафные санкции не так страшны, как отсутствие полиса. После аварии некоторые водители задаются вопросом: «Что делать, если попал в ДТП без страховки, и я виноват?».

    Узнаем, как проходит процедура взыскания ущерба с виновника ДТП без ОСАГО. А также что делать в 2022 году, если виновник отказывается возмещать ущерб?


    Каждый водитель в РФ должен оформлять страховку. Если у виновника ДТП ее нет, пострадавший не сможет получить денежную компенсацию от страховой компании, и тогда имеет право истребовать ее у виновника аварии.

    Возмещение ущерба при ДТП

    Статья 12.37 КоАП РФ устанавливает штрафные санкции за управление машиной без страховки в размере 800 рублей. Однако штраф не так страшен, как отсутствие страхового полиса при аварии.

    Главным принципом возмещения ущерба, причиненного в результате ДТП, является обязанность страховой компании виновника аварии оплатить нанесенные им убытки потерпевшему. Однако данное правило действует в случае, если у виновной стороны имеется полис ОСАГО. Но что делать при отсутствии у лица, причинившего ущерб, действующей страховки?

    Если виновник согласен возместить нанесенный ущерб по частной договоренности, но не имеет необходимой суммы и просит отсрочку, необходимо:

    Виновник ДТП без страховки ОСАГО

    Требование о возмещении причиненного ущерба с виновника в отсутствии у него полиса ОСАГО основано на общих началах и принципах гражданского законодательства. При этом причины, в силу которых виновник ДТП не застраховал свою гражданскую ответственность – будь то его желание сэкономить, приобретение автомобиля менее чем за десять дней до ДТП и т.п., при взыскании суммы ущерба не имеют никакого значения. Они не могут служить основанием, освобождающим виновника ДТП от ответственности, равно как и выступать обстоятельством смягчающим его вину.

    Важно! Виновник ДТП, при отсутствии у него полиса ОСАГО, оплачивает причиненный ущерб за счет собственных средств.

    Отсутствие у виновника ДТП полиса ОСАГО влияет и на определение размера ущерба. В частности, здесь не принимается во внимание износ транспортного средства, сумма к взысканию складывается из полной стоимости заменяемых запасных частей и нормо-часов на восстановительные работы по среднерыночным ценам, действующим в регионе ДТП.

    Важно! Виновник ДТП без страховки обязан возместить причиненный ущерб в полном объеме.

    В общих чертах взыскание ущерба с виновника ДТП, не оформившим полис ОСАГО, в последовательности действий особо не отличается от обращения за обращением компенсацией в страховую компанию. Разница лишь в том, что чаще всего в таких делах взыскивать причиненный ущерб приходится в судебном порядке. В случае если у виновника отсутствует полис ОСАГО – оформление дорожно-транспортного происшествия осуществляется сотрудниками полиции. Поэтому прежде чем принимать решение о вызове инспектора ГИБДД или оформлении европротокола, стоит убедиться в наличии у виновника действующего полиса ОСАГО, а при наличии сомнений в его подлинности, проверить через соответствующие сервисы РСА, представленные на их официальном сайте. Поскольку мобильный телефон находится всегда под рукой, сделать это можно в любой момент.

    Важно! Обращению в суд предшествует должное оформление дорожно-транспортного происшествия.

    После оформления дорожно-транспортного происшествия и получения необходимых копий документов, следует оценить размер причиненного ущерба и стоимость восстановительного ремонта. Для этих целей организуется проведение экспертизы, о времени и месте проведения которой телеграммой извещается виновник происшествия. До обращения в суд не лишней будет попытка достигнуть соглашения с виновником ДТП о добровольном возмещении причиненного ущерба. Если удастся достигнуть договоренности – составляется письменное соглашение, в котором отражаются причины возникновения долга, его сумма и порядок ее выплаты: либо к определенному времени, либо в течение установленного срока с разбивкой по суммам платежа, либо без таковой.

    В случае если виновник не согласен с суммой ущерба или отказывается ее выплачивать добровольно, выход только один – обращение в суд. Исковое заявление о взыскании суммы ущерба с виновника дорожно-транспортного происшествия подается в суд по месту его жительства. Исключений в данном случае из общих правил подсудности спора нет. В зависимости от суммы ущерба: превышает она пятьдесят тысяч рублей или нет, иск может быть подан мировому судье или в районный суд. С виновника, также подлежит взысканию, расходы, понесенные на оценку ущерба, величина утраты товарной стоимости автомобиля, расходы на оплату услуг представителя.

    Важно! Не стоит при предъявлении иска заявлять требование о компенсации морального вреда. В данном случае в отличие от споров со страховой компанией моральный вред взысканию не подлежит.

    С вступлением вынесенного судом решения в законную силу, оно подлежит передаче к исполнению в службу судебных приставов. Для этих целей в канцелярии суда получается исполнительный лист, на основании которого по заявлению потерпевшего судебным приставом-исполнителем должно быть осуществлено исполнительное производство и произведено взыскание ущерба, в размере установленного судом.

    Стоит учитывать тот факт, что если виновник аварии имел полис ОСАГО, а потерпевший нет, то страховая компания вправе после выплаты страхового возмещения другому участнику ДТП, на основании п.1 ст. 965 ГК РФ взыскать с виновника уплаченные денежные средства в порядке суброгации.

    Важно! При отсутствии у потерпевшего в ДТП полиса ОСАГО он вправе обратиться за выплатой страхового возмещения в компанию виновника.

    Что будет при просроченном ОСАГО?

    На сегодняшний день управление авто с просроченной автогражданкой приравнивается к езде без страховки. Если такая ситуация возникнет у пострадавшего, ему придётся заплатить штраф. Поэтому в любом случае лучше всего своевременно обновлять ОСАГО. Порядок компенсации ущерба в такой ситуации не изменяется.


    Сегодня мошенничество необычайно распространено, поэтому автомобилисты нередко приобретают фальшивый ОСАГО. Многие водители даже не догадываются, что при эксплуатации транспортного средства они не имеют финансовой защиты от страховщика. Подделка обнаружится лишь после аварии. Важно понимать, что статус пострадавшего с поддельной автогражданкой будет такой же, что и у потерпевшего без полиса (в этой ситуации могут быть исключения).

    Попал в ДТП без страховки. Последствия. Алгоритм действий

    Попал в ДТП без страховки: понятие, определение, обязанности участков аварии, правовые и организационные основы, способы урегулирования наказание за несоблюдение статье 12.37 КоАП РФ

    Дорожные происшествия происходят достаточно часто. Они обычно приводят к тому, что нарушается целостность автомобилей, но нередко наносится даже урон здоровью граждан. При серьезных авариях приходится сталкиваться даже со смертельными случаями. Каждый автовладелец должен обладать полисом ОСАГО, благодаря которому пострадавший участник аварии может получить выплату от страховой компании для покрытия нанесенного ущерба. Но нередко приходится сталкиваться с тем, что владелец машины попал в ДТП без страховки. Это приводит к многочисленным сложностям, так как виновнику придется самостоятельно покрывать нанесенный ущерб.

    Как вести себя после аварии?

    Чтобы дорожное происшествие было грамотно оформлено, водители должны разбираться в правилах поведения после столкновения автомобилей. Для этого учитываются следующие нюансы:

    – после столкновения машины обязательно останавливаются;

    – участники процесса не должны покидать место аварии, так как это является серьезным правонарушением, за которое водители привлекаются к ответственности;

    – даже отсутствие полиса ОСАГО не может являться веским основанием для того, чтобы покинуть место ДТП;

    – не допускается передвигать какие-либо элементы, относящиеся к происшествию;

    – если авария является небольшой, имеется всего два участника, а также между двумя водителями отсутствуют разногласия, то они могут самостоятельно составить европротокол;

    – при других обстоятельствах целесообразно пользоваться помощью сотрудников ГИБДД;

    – автоинспектор должен выслушать каждого участника аварии, чтобы определить виновника;

    – только после грамотного оформления ДТП выдаются водителям необходимые документы, представленные схемой аварии и справкой о ДТП.

    Если нарушаются правила оформления аварии, то участники не смогут рассчитывать на выплаты от страховых компаний.

    Нюансы оформления ДТП

    Даже если водитель попал в ДТП без страховки, он должен выполнить все необходимые действия для оформления аварии, что нужно делать правильно расписано тут: https://businessman.ru/popal-v-dtp-bez-strahovki-osobennosti-posledstviya-i-shtraf.html . Не получится составить европротокол, если виновником является гражданин, не имеющий полис ОСАГО. В этом случае придется пользоваться помощью автоинспекторов. Водители должны обменяться контактными данными.

    Если попал в аварию без страховки автовладелец, который не является виновником, то он все равно может рассчитывать на получение компенсации. Для этого важно, чтобы у виновника имелся действующий полис ОСАГО.

    Как поступить, если у виновника нет полиса?

    Часто приходится сталкиваться в интернете с вопросами людей: «Попал в аварию без страховки, я виноват, что делать». Такая ситуация действительно является неприятной, так как в этом случае не выплачивается компенсация страховой компанией. К особенностям оформления аварии относится:

    – не имеет значения, по какой причине не был приобретен гражданином полис ОСАГО, поэтому в любом случае он будет вынужден покрывать нанесенный ущерб за счет своих личных средств;

    – дополнительно автовладелец будет привлечен к ответственности сотрудниками ГИБДД;

    – при расчете выплаты, которая будет перечисляться непосредственным участником аварии, не учитывается износ автомобиля, поэтому размер суммы определяется только стоимостью заменяемых запчастей и ценой ремонтных работ в конкретном регионе страны;

    – пострадавшему участнику не требуется обращаться в страховую компанию, поэтому все действия выполняются напрямую с виновником;

    – наиболее часто приходится взыскивать средства в судебном порядке, так как граждане обычно отказываются от добровольного перечисления нужной суммы средств;

    – обязательно ДТП оформляется автоинспектором.

    “Если нет страховки, попал в ДТП и я виновен, что делать?” – вопрос частозадаваемый и распространенный. В этом случае придется покрывать ущерб своими средствами.

    Что делать, если полиса нет у пострадавшего?

    Если без страховки попала в ДТП гражданин, являющийся пострадавшей стороной, то он может получить выплату от страховой компании. Это возможно только при условии, что у виновника имеется страховка. При этом учитываются следующие особенности:

      • автоинспекторы, обнаружившие отсутствие у водителя страховки, обязательно привлекут его к административной ответственности, поэтому гражданину придется уплатить штраф;
      • обращаться за компенсацией придется в страховую компанию, где приобретался полис виновником аварии;
      • процедура получения выплаты является стандартной, поэтому необходимо составить заявление, к которому прикладывается справка о ДТП и схема аварии;
      • в течение 20 дней с момента обращения проводится осмотр машины, после чего перечисляются положенные средства пострадавшему;
      • если у пострадавшего отсутствует полис, то это не может выступать основанием для отказа в назначении ему выплаты, так как если страховая компания откажет в перечислении средств, то такое решение может быть легко оспорено в суде.

    Пострадавший участник после аварии должен сообщить виновнику, что у него отсутствует полис. В этом случае придется пользоваться помощью автоинспекторов для оформления аварии независимо от особенностей происшествия.

    Ответственность за отсутствие полиса

    Если гражданин попал в аварию без страховки, то по ст. 12.37 КоАП он привлекается к административной ответственности, поэтому ему придется уплачивать штраф в размере 800 руб.

    Наиболее часто граждане отказываются от покупки данного полиса из-за его высокой стоимости. Но если они окажутся виновниками дорожного происшествия, то им придется самостоятельно покрывать нанесенный ущерб другим автомобилям или людям. В этом случае придется потерять намного больше денег, чем при покупке страхового полиса.

    Способы взыскания неустойки с водителя

    Если люди попали в ДТП, а виновник без страховки, то пострадавшему участнику аварии придется взыскивать средства для ремонта своего автомобиля или для лечения пассажиров с непосредственного виновника происшествия. При этом гражданином должен возмещаться ущерб в полном размере на основании ст. 1064 ГК.

    К правилам взыскания компенсации относится:

      • первоначально необходимо попробовать договориться мирным способом, для чего автовладельцу отправляется претензия с требованием перечислить пострадавшему участнику нужную сумму средств для ремонта автомобиля;
      • если мирным способом виновник отказывается покрывать нанесенный ущерб, то придется подавать иск в суд;
      • к иску прикладываются другие документы, имеющие отношение к происшествию и доказывающие наличие вины конкретного автовладельца.

    Если у пострадавшего отсутствует полис, а при этом страховая компания виновника отказывается выплатить средства, то это является основанием для начала судебного разбирательства. Судебная практика показывает, что автовладельцы практически всегда получают компенсацию от фирм по решению суда.

    Преимущества добровольного перечисления средств

    Если без страховки попал в аварию гражданин, который выступает в роли виновника ДТП, тогда ему придется покрывать ущерб, нанесенный пострадавшей стороне за свой счет.

    Целесообразно перечислять средства по договоренности, а не через суд, так как это позволяет снизить размер выплаты. Дело в том, что при проведении судебного разбирательства все издержки покрываются именно виновником.

    Как выплачиваются деньги добровольно?

    К особенностям добровольного перечисления компенсации относится:

      • договориться можно о компенсации непосредственно после аварии или после оформления происшествия автоинспекторами;
      • проводится оценка повреждений независимым экспертом, по окончанию которой составляется отчет, содержащий сведения о том, какое количество средств требуется для оптимального ремонта автомобиля;
      • если уже была оформлена авария, то пострадавший должен первоначально направить виновнику досудебную претензию с требованием выплатить конкретную сумму средств;
      • на принятие решения дается только 30 дней, после которых нужно обратиться в суд для принудительного взыскания средств.

    Обычно не возникает проблем с взысканием компенсации, если размер ущерба не превышает 50 тыс. руб.

    Нюансы обращения в суд

    Если машина без страховки попала в ДТП, то виновник, не имеющий полис ОСАГО, часто отказывается от добровольного перечисления средств, поэтому пострадавшему приходится обращаться с иском в суд. Для этого учитываются моменты:

      • если взыскиваемая сумма не превышает 50 тыс. руб., то иск подается мировой суд;
      • если размер иска больше 50 тыс. руб., то иск передается в районный суд;
      • к иску прикладывается справка о ДТП и другие документы, имеющие отношение к аварии, так как они выступают доказательством вины ответчика;
      • судьей рассматриваются все обстоятельства дела, чтобы определить вину гражданина в натуральном виде;
      • на основании ст. 1082 ГК возмещаются все понесенные истцом убытки;
      • истец может требовать оплаты судебных издержек виновником аварии;
      • если судом удовлетворяются требования истца, то виновник ДТП обязан перечислить всю сумму в течение 5 дней;
      • если даже после этого гражданин отказывается от своих обязательств, то открывается исполнительное производство, на основании которого приставы занимаются взысканием денег с должника;
      • приставы обладают разными способами воздействия на неплательщиков, поэтому они могут объявлять имущество граждан в розыск, накладывать арест на ценности или применять другие способы, позволяющие получить нужную сумму средств для передачи истцу.

    Если гражданин попал в аварию, а виновник без страховки, то ему придется самостоятельно заниматься процессом взыскания средств. Невозможно рассчитывать на получение денег от страховой компании.

    Почему страховые компании отказываются выплачивать средства?

    Если человек попал в ДТП без страховки, но при этом является пострадавшим участником, то он все равно может рассчитывать на получение компенсации от страховой компании. Хотя по закону фирмы не имеют право отказывать в перечислении этой суммы, нередко гражданам приходится сталкиваться с отказом. Обычно он обусловлен следующими причинами:

      • не доказана вина конкретного участника аварии;
      • имеется обоюдная вина, поэтому размер выплаты определяется пропорционально имеющейся вины, а так как у одного из участников отсутствует полис ОСАГО, то страховая компания может оспорить требование выплатить компенсацию;
      • авария произошла за пределами РФ, так как полис ОСАГО действует только на территории России;
      • виновник выплатил гражданину средства на ремонт на месте дорожного происшествия, поэтому автовладелец не может рассчитывать на двойную компенсацию, но при этом у виновника должна иметься расписка.

    Если же отказ является незаконным, то пострадавший может обратиться в суд для его оспаривания.

    Если у обоих участников происшествия отсутствуют полисы ОСАГО, то решать вопрос относительно выплаты компенсации им придется совместно, поэтому не привлекаются к этому процессу страховые компании. Деньги могут выплачиваться виновником добровольно или в судебном порядке.

    Заключение

    Если человек попал в ДТП без страховки, то нюансы начисления компенсации зависят от того, является он виновником или пострадавшим. Автовладелец без полиса ОСАГО может рассчитывать на компенсацию, если он пострадал в аварии, а у виновника имеется действующая страховка.

    Если виновником является гражданин, не имеющий полиса ОСАГО, то ему придется покрывать нанесенный ущерб своими средствами. Он может выплатить нужную сумму добровольно или через суд.

    Если люди попали в ДТП, а виновник без страховки, то пострадавшему участнику аварии придется взыскивать средства для ремонта своего автомобиля или для лечения пассажиров с непосредственного виновника происшествия. При этом гражданином должен возмещаться ущерб в полном размере на основании ст. 1064 ГК.

    Характер повреждений

    Данное обстоятельство, следует учитывать и в первом способе, указанном выше. По повреждениям можно определить, как именно столкнулись автомобили. Выявить дополнительные характеристики имеющие отношение к аварии.

    Однако, остальное, зачем можно их использовать зависит от того, насколько велик ущерб. Конечно, немаловажную роль здесь будет играть общая цена поврежденного автомобиля.

    Опять же, намного удобнее будет, если ущерб небольшой. Легче будет возмещать.

    Если он составляет какие-то астрономические суммы, то тоже стреляться не стоит. Законодательство предусматривает постепенные выплаты и банкротство физических лиц.

    Будут учтены и другие социальные аспекты гражданина, который будет признан виновным в аварии. Стоит лишь поискать.

    Облегчить задачу человеку, мысли которого заполнены вопросом «попал в ДТП, я виновник, что делать?», поможет грамотный юрист, при этом лучше не затягивать и сразу обратится за помощью.

    Так что рассчитывать на позитив, исходя из наличия у пострадавшего полиса КАСКО, не приходиться.

    Порядок взыскания ущерба у виновного: что грозит при отсутствии полиса

    Если водитель утверждает, что у него нет полиса, но «я не виноват», то ему потребуется:

    • проинформировать страховую компанию виновника о том, что произошел страховой случай;
    • составить заявление о возмещении ущерба, приложить к нему документы и отправить весь пакет страховой компании виновного;
    • передать на экспертизу свой автомобиль, которому был причинен ущерб, и другое пострадавшее имущество.

    Если при аварии нет ОСАГО у потерпевшего, что делать? Составлять европротокол в этом случае не нужно, поскольку он все равно не будет иметь юридической силы. Упрощенная процедура применяется в том случае, если в аварии пострадали два авто, чья гражданская ответственность застрахована в соответствии с законодательством РФ. По этой причине пострадавшему необходимо вызвать сотрудников полиции.

    Уполномоченные лица самостоятельно составят схему ДТП, установят виновного, осмотрят машины и проанализируют ущерб, оформят протокол, ознакомятся с записями с регистратора, после чего опросят свидетелей происшествия. Пострадавший и виновный получат копии протокола ДТП, которые затем прикладываются к иску, если приходится инициировать судебное разбирательство.

    Подать в суд на виновника аварии пострадавший может в следующих случаях:

    • у виновного нет ОСАГО;
    • у пострадавшего нет ОСАГО, при этом авария была оформлена по европротоколу;
    • у виновного есть страховка, однако нанесенный ущерб больше страховой суммы;
    • виновник ДТП сначала согласился на компенсацию ущерба, вследствие чего стороны не оформили ДТП, однако впоследствии отказался от выплат.

    По закону пострадавший может обратиться в суд в течение 3 лет с даты происшествия – в любой момент в пределах данного срока.

    Практика показывает, что возместить ущерб проще всего, если у виновного нет полиса.

    По закону пострадавший может обратиться в суд в течение 3 лет с даты происшествия – в любой момент в пределах данного срока.

    Действия при аварии с участником без ОСАГО

    При ДТП первые действия участников должны быть аналогичными, как при наличии полиса ОСАГО, так и без него:

    По прибытию инспекторов ГИБДД, в первую очередь участники должны объяснить свое видение причин аварии, описать произошедшую ситуацию и обозначить возможные следствия происшествия.

    Рекомендуется обязательно участвовать в составлении протокола, следить за внесением всей важной информации. Можно указывать на некоторые моменты и просить внести их в протокол. Также, надо проверять отсутствие внесения в документ каких-либо ошибок. Когда водитель не согласен с информацией в протоколе, то это обязательно надо указать в нем. Для чего в свободном месте надо оставить запись «не согласен» и перечислить собственные доводы. В случае ДТП с частником без страховки ОСАГО сотрудниками ДПС должны быть выполнены определенные действия:

    • Составлена схема места происшествия;
    • Определен виновник аварии;
    • Выполнен опрос свидетелей;
    • Произведен осмотр автомобилей и обозначены видимые повреждения.

    Все данные должны быть зафиксированы и внесены в протокол.

    После оформления протокола, водителям будут выданы копии и справки о произошедшей аварии. В случаях, когда виновник ДТП не имеет полиса ОСАГО, пострадавшему следует переписать все его данные.

    Рекомендуется обязательно участвовать в составлении протокола, следить за внесением всей важной информации. Можно указывать на некоторые моменты и просить внести их в протокол. Также, надо проверять отсутствие внесения в документ каких-либо ошибок. Когда водитель не согласен с информацией в протоколе, то это обязательно надо указать в нем. Для чего в свободном месте надо оставить запись «не согласен» и перечислить собственные доводы. В случае ДТП с частником без страховки ОСАГО сотрудниками ДПС должны быть выполнены определенные действия:

    Досудебная претензия

    Прежде чем подавать на виновного в суд, можно попробовать решить вопрос мирным путём. Для этого нужно предъявить виновнику письменную претензию. В законе нет чётко прописанных правил о том, как её нужно составлять, поэтому она может быть написана в свободной форме. Однако в ней должно обязательно содержаться следующее:

    • данные сторон;
    • информация об аварии (время, место и т. д.);
    • описание полученного вреда;
    • требование возместить этот ущерб, с указанием точной суммы;
    • обоснование (со ссылками на законы), почему возмещение требуется от конкретного человека.

    К претензии нужно приложить документ, подтверждающий полученные повреждения, а также обосновывающий сумму требования. Например, заключение о независимой экспертизе. О проведении такой экспертизы необходимо известить виновника ДТП заранее. Передать бумаги можно одним из двух способов:

    1. Лично в руки получателю. При этом необходимо иметь два экземпляра, один из которых остаётся у пострадавшего. На нём виновник должен будет поставить свою подпись и дату получения.
    2. Отправить по почте. Обязательно заказным письмом с уведомлением о том, что оно было получено.

    Оба этих варианта предполагают, что у потерпевшего останутся доказательства того, что претензия была подана, если дело дойдёт до суда. Это возможно в том случае, если виновник отказывается платить либо просто игнорирует полученную бумагу.

    Также виновник может попросить о рассрочке платежа. Если договорённость достигнута – составляется специальный документ – соглашение. В нём должны быть указаны сумма и то, как она будет выплачена (несколькими платежами либо одним, в какой срок). А также причина возникновения долга.

    Подать судебный иск можно в течение трёх лет с того момента, как произошло ДТП. Ответчиком может быть как непосредственно водитель, виновный в аварии, так и владелец машины. В случае смерти виновного, можно требовать возмещение от его наследников.

    Заявление подаётся в суд по месту регистрации ответчика. Если последних несколько – то в любой из подходящих судов. При этом иск может быть составлен один на всех. Если требуемая сумма менее 50 тысяч – это дело мирового суда, если более – районного.

    Требовать можно возмещения всех денег, которые были потрачены в связи с ДТП. При этом каждая сумма должна быть доказана и чётко обоснована.

    Просить компенсацию за моральный вред смысла не имеет. Такая выплата возможна только в случае спора со страховой.

    Вместе с иском в суд подаются следующие документы:

    • справка об аварии;
    • постановление и приложение к нему, выданное сотрудником ГИБДД;
    • справка из полиции, если дело о ДТП – уголовное;
    • результаты независимой экспертизы;
    • все платёжные документы, подтверждающие расходы, связанные с аварией;
    • квитанция об оплате госпошлины в суд.

    При требовании возместить ущерб, нанесённый здоровью или жизни, понадобятся также:

    Что делать, если пострадавший не застрахован по ОСАГО

    Иногда при отсутствии полиса даже пострадавшие участники аварии необдуманно покидают место ДТП. Если у потерпевшего водителя нет страховки, это не является поводом для самовольного оставления места происшествия до установления всех обстоятельств аварии. Ведь в таком случае при негативном сценарии степень ответственности только увеличится.

    Если действовать по правилам, проблема решится небольшими выплатами. Само по себе отсутствие ОСАГО влечёт административную ответственность в виде штрафа. Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрено несколько случаев отсутствия полиса ОСАГО у водителя:

    • водитель не вписан в бланк страховки либо нарушен разрешённый срок использования полиса – 500 руб. (ст. 12.37, ч.1);
    • полис отсутствует либо не продлён – 800 руб. (ст. 12.37, ч.2);
    • полис есть, но водитель забыл его дома либо полис оформлен в электронном виде, но бланк не распечатан — предупреждение или 500 руб. (ст. 12.3, ч.2). При этом, следует учитывать, что инспектор ГИБДД имеет возможность проверить наличие Е-ОСАГО в электронной базе. Таким образом штрафа можно избежать.

    С учётом возможности оплатить только 50% от суммы штрафа в срок до 20 дней с момента получения постановления об административном наказании, финансовые потери, связанные с отсутствием полиса, представляются незначительными по сравнению с суммой ущерба, причинённого автомобилю, и наказанием за оставление места аварии.

    Водитель, оказавшийся участником дорожного происшествия, особенно в том случае, если он невиновен, должен:

    1. Сохранять спокойствие;
    2. Выполнить первоочередные требования ПДД: включить сигнал аварийки, поставить знак аварийной остановки, оказать первую помощь пострадавшим, вызвать скорую помощь;
    3. Заняться урегулированием вопросов, связанных с происшествием: осмотреть место, провести фото/видеофиксацию существенных моментов, не передвигать машину и не убирать разлетевшиеся части, взять контактные данные у свидетелей происшествия;
    4. Выяснить все вопросы со страховым полисом виновного;
    5. Вызвать инспекторов ГИБДД, чтобы они оформили происшествие. Особенно важно это сделать в случае расхождения мнения участников аварии о виновности/невиновности.

    Если машина получила незначительные повреждения, жертвы отсутствуют, спорных моментов нет, решить вопрос о возмещении вреда можно на месте с помощью составления Европротокола. В такой ситуации достаточно написать расписку в том, что денежные средства получены, претензии отсутствуют.

    Пострадавшему водителю следует помнить, что если он не вписан в страховку и попал в ДТП не по своей вине, то есть возможность получить компенсацию вреда лично от виновника (на месте или при обращении в суд) или от его страховой организации. Однако нельзя соглашаться на предложение виновного возместить ущерб без оформления аварии и без её фиксации. Если виновный в аварии в дальнейшем откажется от своих слов о компенсации или скроется, возместить ущерб, скорее всего, не удастся.

    1. Сохранять спокойствие;
    2. Выполнить первоочередные требования ПДД: включить сигнал аварийки, поставить знак аварийной остановки, оказать первую помощь пострадавшим, вызвать скорую помощь;
    3. Заняться урегулированием вопросов, связанных с происшествием: осмотреть место, провести фото/видеофиксацию существенных моментов, не передвигать машину и не убирать разлетевшиеся части, взять контактные данные у свидетелей происшествия;
    4. Выяснить все вопросы со страховым полисом виновного;
    5. Вызвать инспекторов ГИБДД, чтобы они оформили происшествие. Особенно важно это сделать в случае расхождения мнения участников аварии о виновности/невиновности.

    Вызов ГИБДД

    Многие водители до сих пор считают, что если произошло ДТП, то вызывать сотрудников ГИБДД обязательно. Сейчас это необходимо не всегда. В нашем случае, когда у участников аварии, либо у одного из них отсутствует автостраховка, сообщать правоохранительным органам об аварии обязательно. В протоколе также обязательно указать отсутствие полиса ОСАГО у одного из участников.


    Многие водители до сих пор считают, что если произошло ДТП, то вызывать сотрудников ГИБДД обязательно. Сейчас это необходимо не всегда. В нашем случае, когда у участников аварии, либо у одного из них отсутствует автостраховка, сообщать правоохранительным органам об аварии обязательно. В протоколе также обязательно указать отсутствие полиса ОСАГО у одного из участников.

  • Ссылка на основную публикацию