Что такое «полная гибель авто» и как можно получить компенсацию?

Как получить выплату по полной гибели автомобиля

При тотальном уничтожении автомобиля для получения компенсации по ОСАГО действия автовладельца не отличаются от стандартных.

Шаг 1

Непосредственно после ДТП вызывают работника страховой и инспектора ГИБДД. До их прибытия проводят подробную фото и видеофиксацию последствий аварии и повреждений на обоих машинах. Обмениваются информацией с водителем второго авто:

  • основными данными гражданских паспортов;
  • информацией из страхового полиса, номером спецзнака (крепится на лобовом стекле).

Шаг 2

Внимательно следят за правильностью месторасположения автомобилей на схеме протокола, составляемого сотрудником дорожной полиции. Несогласие указывают при подписании протокола.

Шаг 3

В этот же день в полицейском отделении нужно затребовать документ подтверждающий факт аварии. В ней должны быть указаны все повреждения, нанесенные автомобилю в момент ДТП.

Шаг 4

В трехдневный срок в страховую подается заявление о возмещении ущерба. К нему прилагаются следующие документы:

  • паспорт;
  • ИНН;
  • удостоверение водителя;
  • ПТС и СТС автомобиля;
  • доверенность на право управления данным автомобилем (при наличии);
  • справку, полученную в ГИБДД;
  • полис ОСАГО;
  • справку из больницы;
  • подтверждение вынужденных затрат после ДТП (эвакуатор).

При сомнениях в верности оценки ущерба специалистами страховой в заявлении настаивают на проведении независимой экспертизы. До проведения экспертной оценки повреждений запрещается проводить ремонтные работы.

Шаг 5

Страховая дает ответ в течение 20 дней. При несогласии с решением сначала отправляется в компанию досудебная претензия, а затем подается иск в суд.

Шаг 6

Сумма, устраивающая обе стороны, перечисляется на карту пострадавшего в течение 90 дней.

Если выплаты в положенный срок не произведены или выполнены не в полном объеме, страхователь имеет законные основания затребовать выплату пени страховщиком.


Если в страховую первоначально не подавалась досудебная претензия, суд вправе отклонить иск.

Какая выплата по ОСАГО если автомобиль не подлежит восстановлению

🔔 Автоюрист сэкономит ваши деньги. ⭐⭐⭐⭐⭐ 100% гарантия, оплата по факту. ☎ тел: +7 495 290-92-46.

Содержание статьи (нажмите для быстрого перехода):

Дорожно-транспортное происшествие может привести к полной гибели автомобиля. Пережив первое потрясение его владелец сталкивается с множеством проблем. Самая главная из них – получение компенсации убытков. На какую сумму можно рассчитывать, если автомобиль был застрахован только по «автогражданке»? Что влияет на размер страховой выплаты? Как определяется тотал? К сожалению, стать участником аварии, после которой машину невозможно отремонтировать может каждый, поэтому предлагаю сегодня поговорить о том, какая выплата по ОСАГО положена автовладельцу в случае, если машина восстановлению не подлежит.

Существенные конструктивные повреждения приводят к полной гибели транспортного средства. В соответствии с пунктом 18, статьи 12 Федерального закона от 25.04.2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» №40-ФЗ тотал признается, если:

Какие выплаты по конструктивной гибели автомобиля

В договорах страхования КАСКО конструктивная и полная гибель ТС определена одинаково. Выплаты по КАСКО-Тотал зависят от учета нескольких факторов.

Но на практике часто встречаются случаи, когда представители страховых компаний занижают ущерб или не выплачивают компенсацию. Судебные иски в этом вопросе, скорее правило, чем исключение из него.

Как определяется размер компенсации?

Здесь есть два варианта:

  1. владельцу возвращают то, что от его авто осталось, проводят оценку «останков», а разницу компенсируют деньгами;
  2. владельцу выплачивают денежную компенсацию, остатки его авто страховая компания не отдает.

Оценку ликвидности того, что осталось от транспортного средства, проводят специальные оценочные компании. Результаты их анализа должны быть независимыми, но никто не исключает варианта, что такие компании могут работать вместе со страховщиками, а значит намеренно занижать ликвидность авто до наступления страхового случая. Поэтому, не лишним будет провести свою экспертизу и сравнить результаты – их разительное отличие не в вашу пользу повод для обращения в суд с иском против страховой компании.

На основании оценочной экспертизы составляется смета, в которой указывается:

  • стоимость авто до наступления страхового случая;
  • характер повреждений;
  • степень полученных автомобилем повреждений;
  • подсчеты и размер денежной компенсации.
  1. владельцу возвращают то, что от его авто осталось, проводят оценку «останков», а разницу компенсируют деньгами;
  2. владельцу выплачивают денежную компенсацию, остатки его авто страховая компания не отдает.

«Полная гибель» авто: продолжение

В предыдущем номере журнала была рассмотрена небезынтересная с точки зрения бухгалтерского учета и налогообложения ситуация выплаты страхового возмещения при полной гибели авто и отказа от него в пользу страховой компании (абандон) [1] . Сегодня в продолжение этой темы редакция журнала предлагает другой подход, выгодный налогоплательщику, но чреватый определенными налоговыми рисками. По мнению автора, статья будет полезна как для расширения кругозора, так и для формирования четкой позиции по вопросу налогообложения и учета страхового возмещения, выплачиваемого на условиях отказа страхователя от поврежденного имущества.

В чем первопричина разногласий?

Начнем с того, что операции в сфере страхования, как и в банковском бизнесе, отнесены к не облагаемым НДС (ст. 149 НК РФ). Но отдельные выплаты, получаемые страхователями, остаются спорными, так как связаны не столько со страхованием, сколько с расчетами при передаче застрахованного имущества.

Одна из таких спорных ситуаций – заявление права на абандон, когда имеющий полис КАСКО перевозчик, отказавшись от автомобиля, не подлежащего восстановлению, рассчитывает на получение страхового возмещения в максимальном размере (с учетом состояния и износа автомобиля на момент наступления страхового случая). Уместно ли здесь говорить о реализации? В Постановлении ФАС МО от 14.10.2011 № А40-10959/11-107-49 дан утвердительный ответ на этот вопрос. Бухгалтер «подстраховался», чтобы лишить налоговиков оснований требовать восстановления при гибели авто НДС, ранее принятого к вычету. Поскольку продажу основных средств, в том числе на основании соглашения об отказе в праве собственности, налогоплательщик квалифицировал как облагаемую налогом реализацию, у него не было оснований восстанавливать ранее принятый к вычету НДС. Начисление налога при заявлении абандона не являлось предметом данного судебного разбирательства, налогоплательщик не посчитал нужным это оспаривать. Налоговики с ним согласились, но не каждый читатель поддержит такую позицию. Приведем контраргументы, чтобы доказать, что при заявлении права на абандон начислять налог с остатков разбитого авто нет необходимости.

Абандон – спорная реализация

Обратимся к налоговому понятию реализации товаров (работ, услуг), которое используется в ст. 39 НК РФ. Реализацией товаров (работ, услуг) признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов работ (услуг) одним лицом для другого лица. При этом объектом обложения НДС признается и безвозмездная передача прав собственности на товары, результаты выполненных работ (оказанных услуг) (ст. 146 НК РФ).

Формально при отказе от прав собственности на разбитый автомобиль имеет место переход таких прав от страхователя к страховщику, который сам решает, что делать с остатками авто. Однако в гражданском законодательстве купле-продаже и операциям по страхованию посвящены две отдельные главы. Добавим, что получение страхового возмещения в полной сумме и отказ от прав собственности на автомобиль – это взаимосвязанные операции. Поэтому логично, что они подпадают под одинаковые правила налогообложения, а точнее, не облагаются НДС вовсе. Ведь страховое возмещение не связано с оплатой реализуемых налогоплательщиком товаров, работ, услуг и поэтому не включается в налоговую базу по НДС, в том числе на основании пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ, который обязывает начислять налог с сумм, так или иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг) (Письмо Минфина РФ от 18.03.2011 № 03-07-11/61). Следуя этому правилу, можно также утверждать, что обладатель полиса КАСКО отказывается от разбитого авто не в рамках договора купли-продажи, а согласно условиям договора страхования. Поэтому здесь нет облагаемой НДС реализации.

В пользу данного суждения и то, что при повреждении автомобиля, делающем невозможным его восстановление и дальнейшую эксплуатацию, надо списать разбитое ТС и одновременно оприходовать годные для использования остатки. Страховщику передается уже не автомобиль, а то, что от него осталось, и эти части в учете страхователя отражены как МПЗ. Таким образом, реализации ТС в полном смысле этого слова не происходит. Имеет место лишь передача прав собственности на его остатки. Учитывая масштабы повреждения транспортного средства (полная гибель), можно говорить уже не о реализации остатков, а о передаче страховщику металлолома – не облагаемой НДС операции (пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ). Значит, и с этой точки зрения у организации не возникает налоговых обязательств перед бюджетом.

К сожалению, в распоряжении автора нет судебных решений, непосредственно подтверждающих сделанные в пользу налогоплательщика выводы. Но приведенные аргументы основаны на нормах налогового законодательства, а дополняет их упомянутое разъяснение чиновников как косвенное доказательство правомерности позиции автора.

Как это выглядит на практике?

Любой спорный вопрос более понятен, если его рассмотреть на практическом примере и привести соответствующие бухгалтерские проводки.

Один из застрахованных по полису КАСКО автомобилей попал в ДТП, после которого стало ясно, что он восстановлению не подлежит. До аварии его остаточная стоимость составляла 400 тыс. руб. Чтобы получить полную сумму страхового возмещения, организация заявила право на абандон. Разбитое авто оценено экспертом в размере 100 тыс. руб. С учетом этой суммы и с учетом износа автомобиля до момента аварии страховая компания выплатила возмещение в 400 тыс. руб. Для наглядности обязательства по налогу на прибыль не рассматриваются.

Вариант 1. Страховой компании передано поврежденное транспортное средство.

В бухгалтерском учете организации будут сделаны следующие проводки:

Один из застрахованных по полису КАСКО автомобилей попал в ДТП, после которого стало ясно, что он восстановлению не подлежит. До аварии его остаточная стоимость составляла 400 тыс. руб. Чтобы получить полную сумму страхового возмещения, организация заявила право на абандон. Разбитое авто оценено экспертом в размере 100 тыс. руб. С учетом этой суммы и с учетом износа автомобиля до момента аварии страховая компания выплатила возмещение в 400 тыс. руб. Для наглядности обязательства по налогу на прибыль не рассматриваются.

Полная гибель автомобиля (тотал) по КАСКО — что важно знать?

Поэтому, очень часто при полной гибели автомобиля по КАСКО, страховые компании занижают ущерб, обманывают страхователей или вообще не выплачивают сумму по КАСКО. В этом случае приходится обращаться в суд.

Что такое «полная гибель авто» и как можно получить компенсацию?

Напишите свой вопрос – в течении 5 минут наш эксперт перезвонит и бесплатно проконсультирует. Заполните форму с контактными данными и получите бесплатную консультацию в течении 5 минут. КАСКО, как правило, дороже, но содержит те виды страховых случаев, которые не предусматривает ОСАГО, так как оформление дополнительной страховки может быть вполне разумным решением, если авто дорогое, имеет особую ценность для своего хозяина. При этом не всегда авто уже совершенно непригодно для использования — в некоторых случаях его можно восстановить, но процесс будет дорого стоить. Включение такого риска в страховой полис существенно увеличивает его стоимость, ведь страховой компании придется выплатить большую сумму при наступлении страхового случая.


Однако автовладелец не всегда желает связываться с продажей уцелевших запчастей или планирует их использовать в дальнейшем. Чаще всего они ему вовсе не нужны. В этом случае возникает вопрос, что же делать с уцелевшими запчастями? Можно ли отказаться от них? Ответ на этот вопрос дал Пленум Верховного Суда. Если запчасти остаются в распоряжении СК, компенсация выплачивается в полном объеме. Ее сумма не подлежит уменьшению на стоимость этих деталей.

Судебная практика при тотальной гибели автомобиля

В отношении судебной практики при конструктивном крахе движимого имущества нет однообразия. Огромное количество судебных разбирательств закончилось в пользу автовладельцев при условии, что они смогли документально доказать существенную разницу сумм убытков, посчитанных независимыми экспертами и представителями страховых организаций. Суд принимает во внимание ст. 10, п. 5 закона «Об организации страхового дела» где прописано, что страховая компания не вправе отказать в выплате при тотальной гибели авто (по договору КАСКО) даже в том случае, если иное прописано в договоре. Также можно побороться в суде за сумму, сминусованную на физический износ автомобиля. Действующие нормы отечественных законов не предусматривают сокращение страховой выплаты на сумму износа за время действия полиса. Таким образом, сумма страхового возмещения не должна быть ограничена состоянием, в котором находился автомобиль в момент тотальной гибели. При этом автовладельцы могут ещё возложить на проигравшую сторону адвокатские расходы и расходы на экспертизу.

  • автовладелец дожидается документов от страховщика с калькуляцией годных частей своего авто;
  • выразить письменно свое несогласие с калькуляцией;
  • получить результаты экспертного заключения;
  • предъявить в страховую компанию претензию на основе тех. заключения независимого эксперта;
  • в случае несогласия обратиться в судебные органы.

Полная гибель кредитного автомобиля

Источник: https://pixabay.com/photos/car-crash-wreck-accident-831928/

Наличие полиса КАСКО, полная гибель авто, кредит на погибшее имущество – все эти обстоятельства не редко оказываются, что называется, «в одной куче» у одного автолюбителя.

Если автомобиль приобретается с использованием кредитных средств, банк требует от заёмщика купить полис КАСКО. При этом оформляется залог в пользу банка, он же становится и выгодоприобретателем по договору КАСКО. Если произошел страховой случай и машина признана полностью погибшей, страховая компания выплачивает сумму страховки банку. Если кредит погашен на момент гибели авто на 80% и более, возможно, страховщик перечислит сумму автовлавдельцу. Он, в свою очередь, обязан расплатиться с банком. Даже если вся страховая сумма уйдёт в пользу банка, а остатки погибшего авто перейдут в собственность страховой организации, то, по крайней мере, заёмщик полностью освободится от долга.


Если автомобиль приобретается с использованием кредитных средств, банк требует от заёмщика купить полис КАСКО. При этом оформляется залог в пользу банка, он же становится и выгодоприобретателем по договору КАСКО. Если произошел страховой случай и машина признана полностью погибшей, страховая компания выплачивает сумму страховки банку. Если кредит погашен на момент гибели авто на 80% и более, возможно, страховщик перечислит сумму автовлавдельцу. Он, в свою очередь, обязан расплатиться с банком. Даже если вся страховая сумма уйдёт в пользу банка, а остатки погибшего авто перейдут в собственность страховой организации, то, по крайней мере, заёмщик полностью освободится от долга.

Порядок действий

Какой порядок действий нужно соблюдать для получения компенсационных выплат при тотальном разрушении:

  • Оформляете инцидент;
  • Предоставляете документы страховщику;
  • Оцениваете нанесенный урон;
  • Получаете предложение страховщика по сумме компенсирования.

Если вы считаете, что специалист, проводящий оценку ТС, действовал исключительно в интересах страховщика, инициируйте проведение независимой экспертизы. Если итоги этой экспертизы отличаются от итогов оценщика страховой организации, придется решать вопрос в судебном порядке.

Если сумма компенсационных выплат кажется вам честной, то на получение компенсации уйдет примерно 1 месяц. Если принято решения подать на страховую компанию в суд, то рассчитывать на какое-либо возмещение можно только через минимум пару месяцев. Однако, даже учитывая довольно ощутимые сроки получения компенсации, решение вопроса посредством судебных инстанций может быть сильно выгодней для вас.

  • цена годных деталей;
  • сумма амортизации;
  • пункты страхового соглашения;
  • существует ли возможность в частном порядке произвести капитальное восстановление ТС;
  • существует ли возможность реализации ГОТС.

Возмещение ущерба физическим лицом при тотальной гибели автомобиля по осаго

Решение о полной гибели автомобиля или возможности восстановительного ремонта влияет на размер страхового возмещения по ОСАГО и в рамках взыскания ущерба с виновника ДТП. Как известно, потерпевший в ДТП имеет право возместить реальный ущерб, то есть расходы в результате гибели или повреждения своего автомобиля. К реальному ущербу также относится утрата товарной стоимости автомобиля, поврежденного в результате ДТП при определении величины ущерба в случае полной гибели ТС УТС не учитывается. Полная гибель автомобиля признается не только в случае, когда автомобиль невозможно отремонтировать из-за существенных конструктивных повреждений.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Тотал, или восстановлению не подлежит

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!


Однако тотальная гибель автомобиля вовсе не означает уничтожение всех запчастей. При этом наличие уцелевших деталей не покрывается данный понятием: важна конструктивная целостность авто. Данная формула кажется легкой только на первый взгляд, поскольку в ней много подводных камней. Одна из важнейших деталей в расчете полагающихся выплат по страховке — стоимость годных остатков.

Что такое полная гибель автомобиля (тотал)

Полная, или тотальная гибель авто, по ОСАГО констатируется после установления суммарного объема повреждений. Признание факта осуществляется в том случае, когда затраты на ремонт достигают 65-80 % (и выше) от рыночной стоимости автомобиля. Страховая компания приглашает экспертов для проведения оценки транспортного средства, предусматривающей определение стоимости непострадавших комплектующих автомобиля.

Годные остатки — уцелевшие и пригодные к дальнейшей эксплуатации элементы конструкции машины (рабочие узлы, механизмы, конструкционные детали). Согласно универсальной методике расчета, при определении стоимости остатков исходными данными являются:

  • стоимость модели авто в неповрежденном состоянии;
  • срок эксплуатации на момент повреждения;
  • объем полученных транспортом дефектов;
  • расходы по работе с запчастями (демонтаж, хранение, подготовка к продаже);
  • соотношение стоимости неповрежденных деталей к стоимости машины (в процентах).

Определив цену функциональных остатков, страховая компания рассчитывает процент общих повреждений транспорта.

Большинство СК не выплачивают компенсацию в 100% размере, указывая на наличие в договоре условий, при которых после признания тотала из компенсации удерживается значение амортизации. В таких случаях целесообразно обращаться в судебный орган. Опыт подобных процессов показывает, что чаще всего правосудие оказывается на стороне автовладельца.

Страховка без проблем

Лариса Шинкаренко, директор по развитию региональных продаж «АСКО-Медсервис»

Виктория Волошина, председатель правления СК «НОВА»


Второй фактор – документы, необходимые для выплаты страхового возмещения.

Полная гибель автомобиля по осаго 2022

Страховой случай, что делать? КАСКО Нередко страховые компании признают конструктивную гибель автомобиля ради собственной выгодны, а отнюдь не из-за технического состояния машины. При этом менеджеры уповают на юридическую безграмотность клиента, ведь такие действия противозаконны. В каких случаях можно оспорить решение страховой компании?

Каждая страховая компания самостоятельно решает, в каких случаях можно признать конструктивную гибель автомобиля.

ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: � Предстраховой осмотр — что нужно знать � Договор ОСАГО после полной гибели застрахованного автомобиля Наверх Полная гибель тотал автомобиля при ОСАГО Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств предусматривает обязанность страховых компаний выплачивать возмещение пострадавшей стороне при наступлении страховых случаев.

Одним из таких случаев является полная гибель автомобиля, при которой порядок установления факта страхового случая и определение размера выплат осуществляется на условиях тотал. В данной статье мы рассмотрим, что признается тотальной гибелью по ОСАГО, каков порядок расчета выплаты по риску тотал, и как быть страхователю, если эта сумма выплаты не покроет нанесенного ущерба. Порядок расчета выплаты ТОТАЛ по ОСАГО Под полной гибелью тотал автомобиля понимается причинение такого ущерба транспортному средству, при котором стоимость восстановительного ремонта сопоставима со стоимостью самого автомобиля, то есть ремонт становится экономически нецелесообразен.


Дорожно-транспортное происшествие – серьезная проблема для любого водителя. Но, пожалуй, нет более неприятной ситуации, чем полная гибель автомобиля. Невозможность восстановить транспортное средство доставляет его владельцу множество хлопот.

Полная гибель (тотал) автомобиля при осаго

По такому полису можно возместить следующие виды ущерба:

  • вред, нанесенный имуществу;
  • вред, нанесенный здоровью;
  • потерянный заработок;
  • затраты на погребение;
  • компенсацию по потере кормильца.

ВАЖНО! По ОСАГО компенсируется вред, причиненный потерпевшему. Ущерб, нанесенный автомобилю виновного в ДТП участника, компенсируется только при страховании ответственности последнего по полису комплексного автомобильного страхования кроме ответственности (далее — КАСКО).
Порядок возмещения ущерба после ДТП по ОСАГО Последовательность действий для получения компенсации по ОСАГО (ст. 11, 12 закона № 40):

  1. Шаг 1. Оформить ДТП.Необходимо, соблюдая правила дорожного движения (утв.

И это не случайно, поскольку, в противном случае, все страховые компании несли бы значительные убытки и потери, а потерпевшие получали неосновательное обогащение. Например, «тотал» для ТС наступил, но при этом по рынку ТС стоит не больше полумиллиона рублей, а его ремонта составляет на сто тысяч больше.

Ссылка на основную публикацию